На разборе — очередной флоатер от солидного эмитента. Блюстители духовных скреп, расслабьтесь. «ТрансКонтейнер», как и ЕвроТранс, не имеет никакого отношения к чуждым европейским ценностям, о которых нам теперь даже вслух говорить запрещено. А вот к чему имеет, так это к контейнерным грузоперевозкам. И именно ради стабильного функционирования бизнеса нам предлагают дать в долг под плавающую ставку с привязкой к КС.
Давать или нет? Давайте разберёмся.
💼Я уже 6 лет активно инвестирую в долговой рынок РФ (и не только — рассказывал, как я погорел на египетских облигациях), и постоянно слежу за новинками, достойными внимания. Ранее делал обзоры на новые выпуски Новосибирской обл., СКБ Лизинг, Новабев, Мособлэнерго, МВ Финанс, Джи Групп, Самолёт.
Чтобы не пропустить другие обзоры, подписывайтесь на телеграм-канал с авторской аналитикой и инвест-юмором.
🚊А теперь — поехали смотреть на новый выпуск ТрансКонтейнер!
🚊Транс Контейнер — крупнейшая российская логистическая компания в сфере ж/д контейнерных перевозок, использующая собственные фитинговые платформы и ISO-контейнеры. С конца 2019 г. компания входит в Группу компаний «Дело» и является ее основным операционным активом.
На конец 2023 г. компания располагает более 40 тыс. фитинговых платформ, более 140 тыс. крупнотоннажных контейнеров, более 400 единиц автотранспорта и 190 единиц погрузочной техники. Управляет парком на более чем 300 тыс. маршрутов в России и за рубежом. Также в базе активов ТрансКонтейнера указаны 40 контейнерных терминалов в РФ.
📈C 2010 по 2020 г. акции ТрансКонтейнера торговались на Московской и Лондонской биржах под тикером TRCN, но затем компания перестала быть публичной.
⛔В июне 2024 ПАО «ТрансКонтейнер» и его директор Михаил Концерев попали под санкции ЕС за якобы участие в торговле оружием с КНДР. Под санкциями США компания ещё с февраля.
⭐Кредитный рейтинг: ruAA- «стабильный» от Эксперт РА.
💼Единственный находящийся в обращении выпуск ТрансКо1P1 погашается в октябре 2024 г. Видимо, именно под его рефинансирование компания и решила перехватить деньжат.
Для анализа доступен отчет по МСФО за 2023 г. Открываем и смотрим на основные цифры:
✅Выручка увеличилась на 11,1%, до 199,2 млрд ₽. Показатель EBITDA вырос примерно аналогично, с 38,1 млрд до 42 млрд ₽.
✅Чистая прибыль подросла на 11,7% – до 20 млрд ₽. Прибыль до налогообложения увеличилась до 25,1 млрд ₽ с 21,2 млрд ₽.
🔻Активы и собственный капитал уменьшились: активы — на 9,3% до 161 млрд ₽; капитал — на 18,4% до 27,3 млрд ₽.
✅Краткосрочные обязательства снизились до 54,1 млрд с 76,6 млрд ₽ на начало года, долгосрочные — выросли до 79,2 млрд ₽ с 67,1 млрд. Общий долг компании впервые за несколько лет уменьшился по итогам года.
✅Чистый долг почти не изменился и составил 90,6 млрд ₽ (+2%). Однако долговая нагрузка по показателю Чистый долг/EBITDA снизилась до уровня 2,16х (по итогам 2022 г. было 2,8х). Это самый низкий показатель за 3 года.
👉В 2023 г. ТрансКонтейнер выплатил обеспечительный платеж в размере 236 млн ₽ по налогу на сверхприбыль.
● Название: ТрансКо2-01
● Номинал: 1000 ₽
● Объем: 15 млрд ₽
● Погашение: через 3 года
● Ориентир купона: КС + 200 б.п.
● Выплаты: 12 раз в год
● Амортизация: нет
● Оферта: нет*
● Рейтинг: АА- «стабильный» от Эксперт РА
● Только для квалов: нет
👉Организатор: Совкомбанк.
👉Сбор книги заявок — 22 августа, размещение на бирже — 28 августа 2024.
*Брокер КИТ-Финанс указывает оферту через 2 года, но в других источниках подтверждения я не нашел. Так что пока буду считать, что оферты нет.
🚊Итак, Транс Контейнер размещает флоатер солидным объемом 15 млрд ₽ на 3 года с ежемесячной выплатой купонов, без амортизации и без оферты.
✅Надежный и очень крупный эмитент: лидер российских контейнерных перевозок, с высоким кредитным рейтингом AA-.
✅Растущие операционные и фин. показатели. За 2023 год выручка и прибыль увеличились на 11%, а долговая нагрузка заметно снизилась и сейчас минимальная за несколько лет.
✅Без доп. приколов типа оферты и амортизации, что при прочих равных я считаю плюсом. Новосибирской области взять бы пример.
⛔Неинтересная доходность. Начальный ориентир купона КС+200 б.п. — прямо скажем, не вау. Буквально позавчера на обзоре был Совкомбанк Лизинг с аналогичным кредитным рейтингом и начальным спредом 250 б.п. к КС (хотя по факту утоптали до 200 б.п.). К тому же, по итогам размещения спред наверняка снизится ещё.
⛔Отраслевые риски. Санкции могут привести к отказу иностранных партнеров от сотрудничества с ТрансКонтейнером. Также не исключен риск снижения тарифов на контейнерные перевозки.
💼Вывод: ничего плохого про эмитента не скажу, но с таким сочетанием доходности и рейтинга выпуск мне неинтересен. Не спасают ситуацию даже купоны каждый месяц, хотя для разбавления портфеля флоатеров может кто-то и возьмёт. Я лично пас.
🎯Из аналогичных по рейтингу выпусков можно выделить БалтЛиз10, ГТЛК 2Р3, Система 1Р30 и Система 1Р31.
👉Подписывайтесь на мой телеграм — там все обзоры, качественная аналитика, новости и инвест-юмор.
📍 ТОП-5 лучших флоатеров от Альфы для не-квалов
Спокойно купим по 99-99.5 или около того
С флоатерами это редко прокатывает. Либо по номиналу, либо чуть выше после размещения. Поэтому беру флоатеры на размещении.
Кто-то из организаторов льет с первого дня по 99.5-99.7