Элвис Марламов, известный трейдер и опытный биржевой практик, автор популярной стратегии Alёnka Capital дал интервью команде Тинькофф.
— Все сегодня обсуждают кейс Сталингулага. Несмотря на то, что он известен как блогер, свое состояние он заработал на трейдинге — о чем рассказывал в многочисленных интервью. И не просто заработал — это был основной его доход. Как ты считаешь, насколько это уникальный случай и сколько людей в России на такое способны?
— Зарабатывать на трейдинге очень сложно, к сожалению. Если я не ошибаюсь, то статистика такова, что всего 7% из всех трейдеров на такое способны — постоянно зарабатывать и преумножать капитал. Если мы абстрактно говорим про вложения в несколько миллионов рублей — чтобы с такой суммы генерировать несколько миллионов в год стабильно, нужно обладать выдающимися качествами.
Вообще фондовый рынок, мне кажется, нужен для другого. В долгосрочной перспективе он растет, в перспективе года он обыгрывает инфляцию, депозиты. Если люди просто будут знать какие-то базовые вещи. Например, когда случается какой-нибудь кризис, все начинают покупать телевизоры и доллары. А фондовый рынок лежит в руинах, и именно в этот момент надо покупать не телевизоры, а акции. Если правильно воспользоваться ситуацией, у каждого появляется возможность заработать сразу и много. Но такие масштабные истории происходят раз в несколько лет. А такая красивая картинка, когда человек просто сидит перед компьютером и много зарабатывает каждый день, — это возможно, конечно, но для этого нужны огромные усилия.
— Когда ты поднял свои первые большие деньги с рынка и на чем?
— Когда я начал, я был довольно консервативным инвестором. Потихонечку читал книги и инвестировал, и рынок был довольно благоприятный. А потом случился кризис 2008 года — я недооценил падение и рано вошел тогда, я потерял много денег. Но когда рынок окончательно упал, это открыло фантастические возможности.
Я помню, что у меня было около 100 тысяч рублей — чтобы вы представляли масштаб колебаний, это был февраль 2009 года. Началось могучее ралли, и уже к сентябрю 2009 года у меня было примерно 2 млн рублей. И это было потрясающее чувство, что я покорил рынок. Но потом он меня закономерно поставил на место — и от 2 млн всего за месяц остался 1 млн. И потом я уже более осознанно подходил к нему, я понимал, что всю основную часть падения 2008 года рынок отыграл к началу 2011-го. Восстановительный рост кончился, а дальше надо было уже какие-то оригинальные идеи искать — что-то вроде арбитража, видеть какие-то диспропорции.
— У тебя целевая цена по Газпрому — 500 рублей за акцию. Почему ты считаешь, что Газпром все еще недооценен, несмотря на фантастический рост в мае—июле (со 160 до 250)?
— Нет, мой горизонт — 330. Про 500 это я один раз где-то написал, что, может быть, возможно. Но 330 — это еще хороший запас роста. Тут несколько факторов. Во-первых, он недооценен относительно стоимости своих активов. Капитализация 5 трлн рублей не отражает всей мощи Газпрома. Все-таки это крупнейшая по запасам газа компания на планете.
Плюс мы точно знаем, что они примут дивполитику, — уже 28 ноября будет конкретика. И компания будет 50% прибыли по международным стандартам направлять на дивиденды с 2020 года. А при текущей прибыли это значит, что дивиденды будут примерно 35—40 рублей. Это с учетом, что прибыль вырастет после того, как они введут новые проекты в эксплуатацию и перестанут тратить деньги на строительство объектов, которое сейчас завершается. Если учесть, что ставка ЦБ к 2021 году может упасть еще ниже, чем сейчас, то у акций Газпрома есть все шансы расти дальше. Гипотетически вы можете купить голубую фишку на 500 рублей — и получить 40 рублей дивидендов. Супер.
— Раз ты сказал про ставки, что думаешь про снижение ставок ЦБ?
— Это такой классный момент. Мне кажется, у нас сейчас должно повториться то, что было в США в 1980-х, когда ставка ФРС была 15%, а инфляция доллара — 18%. Тогда Пол Уокер — «местная Набиуллина» — снизил ставку, победил инфляцию, и все активы сильно подорожали. И вот почему. Когда у вас ставка 15%, то на нее ориентируются все банки и облигации размещают под эту ставку. И если вы купили актив за $100, и он давал вам $15 дохода — это нормально. Но когда ставка падает до 5%, то активы за ней не успевают и по-прежнему продолжают давать $15 дохода на сотню. А актив, дающий доходность в три раза выше ставки, логично может стоить не $100, а $300!
И такой же механизм толкает все активы вверх сейчас на российском рынке. Соответственно, у нас инфляция падает на ниже 4%, ЦБ продолжает снижать ставку — а у нас ставка выше, чем инфляция. Это довольно редкое сочетание, даже в России такого раньше не было. Это называется реальная положительная ставка. То есть запас снижения ставок есть, и когда ЦБ снизит ставку, например, до 6%, то депозиты в банках будут 4% и ниже — и все будут искать альтернативы.
— То есть это подтолкнет население к тому, чтобы массово инвестировать?
— Я вчера буквально скачал отчеты по Мосбирже по открытию счетов — и там невероятный экспоненциальный рост. Лет 12 назад говорили: ну вот, в Америке 60% населения инвестирует, а у нас всего 3%. И буквально на наших глазах все меняется. Сейчас в России идет эта лавина, когда все массово скачивают приложения по инвестициям. Может быть, уже в следующем году очень большая часть населения будет вовлечена в эти процессы. А если мы берем поколение помоложе, то там проникновение еще больше.
Это интервью — только часть беседы с Элвисом Марламовым. Вторая часть в нашем специальном подкасте, который уже доступен по ссылке. Также вы сможете найти подкаст в новостной ленте приложения Тинькофф Инвестиции, во вкладке «Подкасты».
Я не всегда слушаю, но месяц назад такого не было, запустил один раз и слушаешь до конца. А сейчас приходится каждые несколько минут активировать аппарат, причем иногда сразу воспроизведение не возобновляется само и надо жать на кнопку.
Работы нет.С достойной оплатой.Вот все и кинулись “из огня да в полымя»(А.Чехов)
www.comon.ru/user/Elvis/strategy/all/
И это: smart-lab.ru/blog/offtop/467327.php