Вроде бы, на позитивных вестях о рассрочке, которую предоставили Ирландии и Португалии для погашения пакетов финпомощи, евро вполне мог возобновить рост. Но не случилось. Согласно решению министров стран еврозоны, которому ещё предстоит пройти утверждение в европарламенте, эти страны получат дополнительно 7 лет для того, чтобы полностью рассчитаться по «спасительным» кредитам. Однако на рынках, похоже, интерпретировали эту новость совершенно по иному — как сигнал неудовлетворительного хода экономических реформ.
Тем временем в Нидерландах откладывают новые меры по сокращению расходов. А ведь совсем недавно именно голландцы призывали соседей по еврозоне нещадно резать бюджетные статьи во имя снижения дефицита до европейской нормы 3%. Ещё в прошлом году в Амстердаме гордо заявляли о «масштабных реформах», что вылилось в серьёзное затягивание поясов. В результате экономика начала стагнировать, а безработица расти. Стало понятно, что если и дальше идти таким путём, можно прийти к Великой рецессии, выбраться из которой будет уже непросто.
И вот теперь риторика европейцев меняется. Даже из Берлина всё реже раздаются настойчивые требования бороться с дефицитом, поскольку в случае ещё большего углубления рецессии в ней может оказаться уже и Германия, где на носу выборы в Бундестаг. Другими словами, политики постепенно начинают признавать, что резкое сокращение расходов себя не оправдывает. Усугубляет ситуацию и фактическое бездействие ЕЦБ, который прячется за своим мандатом контроля инфляции и, по сути, не предпринимает никаких шагов для стимулирования экономики.
Кстати, инспекторы «тройки» кредиторов разблокировали очередной транш в Грецию, который должен был отправиться в Афины ещё в прошлом месяце. В докладе отмечены успехи греков в некоторых областях, правда, сокращение ВВП в текущем году может достигнуть 5%. Пока ожидается, что уже в следующем году начнётся слабое восстановление, но как-то верится в это с трудом. Основной проблемой греков остаётся массовое уклонение от уплаты налогов, что усложняет выход на профицитный бюджет — главное условие возвращения страны на долговой рынок.
Есть и другая проблема. Чем дольше затягивается нынешний кризис, тем сильнее падает популярность евроинтеграции. По сути, национальные власти утеряли важнейшие инструменты управления экономикой, которые отошли к ЕЦБ. Последние опросы показывают, что большинство тех же испанцев уже не так яро разделяют идеи единой Европы, как это было ещё несколько лет назад. Жёсткие условия программ финпомощи приводят к тому, что в народных массах зреет всё большее недовольство, что приводит к неожиданно высоким результатам на выборах политиков-популистов.
Ключевым событием для евро во вторник станет публикация данных индекса экономических ожиданий по расчёту ZEW. Как и немецкий, так и общеевропейский показатели ожидаются в «красной зоне». С другой стороны, события в Бостоне и ожидаемое сокращение промпроизводства в США, скорее всего, охладят пыл медведей. Поэтому в краткосрочном плане возможен локальный рост валютной пары, который впоследствии, на волне всеобщего негатива из еврозоны, может смениться новым снижением.
Источник:
Европейцам надоело экономить.