Резкий рост неопределенности в торговой политике ведущих стран весьма негативно сказался на глобальной торговой активности в прошлом году. И хотя Китаю и США в итоге удалось заключить предварительное торговое соглашение, ущерб, нанесенный торговой войной между двумя ведущими мировыми экономиками, оказался настолько велик, что быстрого восстановления в 2020 г. здесь ожидать, вероятно, не стоит.
Больше всего пострадали страны Азии, производственный сектор которых, и также уже постепенно замедлявшийся, вошел в пике, поскольку компании стали массово откладывать инвестиционные проекты и пересматривать цепочки поставок. Но и в других регионах не смогли избежать потрясений, например, Германия до сих пор находится под Дамокловым мечем угроз президента США Дональда Трампа ввести импортные пошлины на немецкие автомобили.
Ниже представлены несколько графиков, которые позволяют пролить свет на некоторые аспекты текущего состояния мировой торговли и на то, к чему все это может прийти.
Какие страны больше всего зависят от торговли
Азиатские страны в прошлом году активно работали над собственными торговыми сделками, продвигая региональные пакты и ведя двухсторонние переговоры между собой и с партнерами из Европы и Северной и Южной Америки. При этом некоторые быстрорастущие экономики Азии продолжают отстаивать концепцию открытых рынков, несмотря на давление с стороны популистских политиков. Между тем большая зависимость от международной торговли несет и значительные риски, и если в мире вдруг разразится полномасштабная торговая война, многим азиатским странам может сильно не поздоровиться.
Где в мире самые большие торговые дефициты и профициты
Среди экономистов нет единого мнения на тему того, является ли большой торговый дефицит безусловным плохим знаком страны. Тем не менее они соглашаются, что в ряде случаев этот фактор может оказывать давление на экономический рост.
Какие страны могут больше всего пострадать от Brexit
Перед Евросоюзом предстоят, вероятно, самые тяжелые переговоры в его истории − о торговых отношениях с Великобританией после Brexit. В ЕС настаивают на режиме свободной торговли без пошлин и квот, но при этом хотят защитить единый рынок и сохранить стандарты регулирования. Между тем учитывая ограниченность времени, отведенного на переговоры, их исход трудно предсказать.
Стоимость морских перевозок снизилась
Стоимость фрахта заметно колебалась в 2019 г. на опасениях по поводу новых регулирующих правил, торговой напряженности и объемов торговли, но завершила год вблизи «нормальных» уровней.
Портовая активность сократилась в большинстве стран
Контейнерный импорт в США все еще пытается восстановить после шока, связанного с торговым
противостоянием с Китаем. В Гонконге политический кризис отрицательно сказался на экономике
и, как следствие, на портовой активности. Между тем Сингапур на этом фоне оказался в
выигрышном положении.
Настроения менеджеров по закупкам несколько улучшились к концу 2019 г.
Тарифная война между США и Китаем отрицательно сказалась на экспортных ожиданиях менеджеров по закупкам двух стран. В Германии, главной производственной фабрике Европы, американо-китайский торговый конфликт, Brexit и ряд других рисков ухудшили прогнозы руководителей компаний в отношении спроса. В то же время к концу прошлого года наблюдались некоторые улучшения. В электронной промышленности Сингапура настроения в течение года были более стабильными.
Критический рынок для стран Азии показывает признаки восстановления
На чипы и электронные компоненты приходится почти треть экспорта стран Азии. При этом глобальная полупроводниковая отрасль, судя по всему, прошла «дно» во второй половине прошлого года и начала восстанавливаться. Вопрос в том, насколько устойчивым и продолжительным окажется это восстановление.
- Доступ с единого счета к биржам США, Европы и Азии
- Акции, облигации, товарные фьючерсы, валюты (forex), включая криптовалюты
- Торговля и поддержка 24/7