В то время как пандемия действительно привела к крупнейшему снижению выбросов в годовом исчислении за всю историю Системы Торговли Выбросами Европейского союза (ETS ЕС), почти на 12%, она также породила и изменение планов в области климата. Законодатели официально подняли цели ЕС в области климата на период до 2030 года, нацеленные на сокращение выбросов на 55%, в сравнении с 40%, которые являлись целью ранее.
Две недели назад Комиссия ЕС объявила о пакете “Fit for 55”, который включал 13 отдельных областей предлагаемого законодательства, чтобы лучше согласовать ETS ЕС и Европу с ее новой целью сокращения на 55%. Пакет мер, который все еще должен быть ратифицирован государствами-членами и Парламентом ЕС, имеет значимые последствия по всей Европе, включая изменения в системе ETS ЕС и Директиву Европы по возобновляемым источникам энергии, реализацию политики корректировки углеродных границ, выбросов в море и создание отдельной ETS для зданий и транспорта.
Несмотря на то, что данных пакет мер поддерживает более жесткие балансы и более высокие цены в будущем, мы не ожидаем каких-либо значительных изменений в ближайшей перспективе. Мы предполагаем, что новые реформы вступят в силу в 2024 году.
В сценарии сокращения на 55% ограничение выбросов ETS потребует примерно 500 миллионов тонн сокращения выбросов CO2 к 2030 году по сравнению с текущими уровнями.
В то время как энергетический сектор должен продолжать декарбонизацию, для сокращения выбросов на 500 миллионов тонн потребуется значительный вклад промышленного сектора, который значительно сложнее декарбонизировать.
Фактически, в 2019 году уровни промышленных выбросов выросли на 5% по сравнению с базовым уровнем 2005 года, в то время как выбросы при сжигании топлива за это время снизились более чем на 40%. В результате мы ожидаем, что цены на углерод EUA продолжат расти, чтобы добиться необходимого снижения, которое может подтолкнуть цены EUA к 100 евро за тонну к 2025 году.
Цены на EUAЗаконодательное предложение «Fit for 55» расширит ETS ЕС, чтобы охватить 100% выбросов парниковых газов в море во время рейсов между государствами – членами ЕС, а также 50% выбросов в результате рейсов только с пунктом назначения или происхождения в ЕС, что составляет около двух третей от общего объема выбросов ЕС в судоходстве (90 миллионов тонн CO2). У судоходных операторов будет три года для полного перехода, с требованием покрыть часть своих годовых обязательств в первые годы, прежде чем к 2026 году они достигнут соответствия в 100%.
Кроме того, Европейская комиссия приняла меры по борьбе с авиационными выбросами, которые являются одним из наиболее быстро растущих источников выбросов парниковых газов. Комиссия предложила постепенно отменить бесплатные надбавки, которые в настоящее время получают авиакомпании, к концу 2026 года. Кроме того, авиакомпании должны будут соответствовать растущим требованиям к смешиванию устойчивого авиационного топлива (SAF) с требованием 2% в 2025 году, 5% в 2030 году и, в конечном счете, 63% в 2050 году.
Требования к смешиванию экологически чистого авиационного топлива (SAF)Пакет также включает обновления Директивы ЕС по возобновляемым источникам энергии (RED) и ее Директивы по энергоэффективности (EED), в которых установлены целевые показатели доли возобновляемых источников энергии и более низкого энергопотребления. Предложение о реформе RED повышает целевой показатель использования возобновляемых источников энергии к 2030 году до 40%. Что касается зданий, то комиссия предложила изначально обеспечить по крайней мере 49% потребностей в энергии из возобновляемых источников к 2030 году. Предполагается, что при этом на возобновляемые источники энергии будет приходиться 65% потребляемой электроэнергии в 2030 году.
Пакет мер затрагивает и сферу автомобилей. Выбросы от автомобильного транспорта на данный момент составляют пятую часть от общего объема выбросов в ЕС и увеличились более чем на 25% с 1990 года.
Выбросы автомобильного транспортаКомиссия предложила сократить выбросы CO2 от автомобилей и фургонов, продаваемых в ЕС на 55% к 2030 году, ускорившись до 100% к 2035 году. Интересно, что за последние 18 месяцев продажи электромобилей в ЕС подскочили в результате ужесточения стандартов CO2 для производителей и государственных стимулов.
Продажи электромобилейОтдельная система ETS для секторов строительства и автомобильного транспорта начнется в 2026 году, что будет иметь решающее значение для содействия обезуглероживанию. Эта новая ETS потенциально может быть объединена с существующими ETS в будущем. Конечная цель состоит в том, чтобы сократить выбросы от зданий и автомобильного транспорта на 43% по сравнению с уровнем 2005 года к 2030 году.
Более того, как и ожидалось, Комиссия включила Механизм корректировки углеродных границ (CBAM), который будет облагать налогом импорт в углеродоемких секторах, таких как сталь, цемент и удобрения, из стран с более низкими экологическими стандартами, чем в ЕС. С учетом того, что объем бесплатных ассигнований будет снижаться на 10% в год, начиная с 2026 года, и достигнет нуля к 2035 году, CBAM, похоже, станет инструментом будущего. Изменения начнутся в 2023 году с переходного периода до 2025 года, в течение которого импортеры будут нести значительные обязательства по отчетности. Начиная с 2026 года импортеры должны будут приобретать сертификаты CBAM по еженедельной средней цене EUA, чтобы покрыть свои выбросы углерода при импорте.
В результате CBAM будет препятствовать импорту со стороны производителей с более высоким уровнем выбросов, что также поможет сократить выбросы за пределами ЕС. Хотя ЕС считает, что CBAM является приемлемым в соответствии с правилами Всемирной Торговой Организации (ВТО), он все равно потребует значительного участия европейских торговых партнеров.
Подводя итог, новый пакет мер окажет значительное воздействие, как на множество секторов, так и на цены, однако снизит выбросы, как в ЕС, так и за его пределами, сводя их к минимумам.
Задать вопрос нашему специалисту
Открыть дистанционно счет в банке «ЦентроКредит»
ВНИМАНИЕ:
Данный материал предоставлен исключительно в информационных целях и не может рассматриватьсяв качестве предложения или побуждения на заключение сделок с ценными бумагами и иными финансовыми активами. Материал составлен на основе источников, которые АО АКБ «ЦентроКредит» считает надежными. За достоверность предоставленной информации АО АКБ «ЦентроКредит» ответственности не несет. Настоящий материал является исключительной собственностью АО АКБ «ЦентроКредит». Несанкционированное копирование, воспроизводство и распространение настоящего материала, частично или полностью, в отсутствие разрешения АО АКБ «ЦентроКредит» в письменной форме запрещено..