Новости рынков
Запасы газа в ЕС близки к полной загрузке, что вынуждает энергетические компании блока размещать избыточные запасы на Украине в преддверии пикового спроса в зимние месяцы.
По данным Gas Infrastructure Europe, хранилища ЕС уже заполнены почти на 99%, превысив установленный Брюсселем целевой показатель в 90% от вместимости хранилищ к ноябрю.
Подобный показатель говорит о том, что на данный момент в регионе накоплено гораздо больше газа, чем некоторые опасались после начала конфликта на Украине, из-за продолжающегося импорта сжиженного природного газа и снижения спроса.
Благодаря этому ЕС менее уязвим к энергетическим потрясениям, хотя это вовсе не гарантирует, что континент получит необходимую энергию в зимний период в полном объеме.
ри этом Международное энергетическое агентство, западная организация по контролю в сфере энергетики, предупреждало в прошлом году, что к настоящему моменту европейские хранилища рискуют быть заполнены лишь на две трети.
Поскольку хранилища в ЕС почти заполнены, компании все чаще закачивают газ на Украину, где расположены крупнейшие в Европе хранилища, при этом объем газа, хранящегося в стране, достигает самого высокого уровня с начала конфликта в прошлом году.
Некоторые также используют СПГ-танкеры в качестве морских «плавучих хранилищ» для наращивания емкости. Великобритания, как и ЕС, практически полностью заполнила хранилища, достигнув показателя в 95%, хотя британские мощности намного меньше, чем у других европейских стран.
По словам аналитиков, дополнительные запасы газа в хранилищах могут защитить Европу от дальнейшего значительного роста цен на газ, которые во вторник упали на 10% на фоне прогнозов более теплой погоды в ближайшие недели.
Однако из-за роста зависимости региона от СПГ после сокращения поставок газа из России в прошлом году Европа стала чувствительнее к потенциальным перебоям в поставках, несмотря на достаточные запасы.
Стоимость европейского газового эталона TTF также остается волатильной в этом году, поскольку трейдеры реагируют на войну между Израилем и ХАМАС (Израиль прекратил добычу на одном из морских месторождений недалеко от Газы) и забастовки на австралийских заводах по производству СПГ.
Украина превратилась в альтернативное хранилище, несмотря на риски, связанные с военным конфликтом, отчасти потому, что предложила такие преимущества, как низкие тарифы на хранение и освобождение от таможенных пошлин на три года, что позволяет беспрепятственно реимпортировать газ в ЕС.
В основном хранилища расположены глубоко под землей на западе страны вдали от линии фронта, и, по данным государственной энергетической компании «Нафтогаз», сейчас в них находится более 2 млрд кубометров газа, принадлежащего структурам ЕС.
Компания предложила иностранным потребителям емкости свыше 10 млрд кубометров газа, это треть национальных мощностей Украины.
Директор Нафтогаза Алексей Чернышов заявил, что европейские компании подвергаются «чисто коммерческому риску», закачивая газ в украинские хранилища, которые, несмотря на удаленность от боевых действий, все же могут стать мишенью для российских ударов.
ЕС и Украина также обсуждают возможность страхования хранилищ от ущерба в ходе боевых действий. По словам Чернышова, гарантии увеличат использование украинских хранилищ. Однако он не ожидает, что страхование будет реализовано в «обозримом будущем».
В то же время, по словам Алекса Фроли, рыночного аналитика консалтинговой компании ICIS, по состоянию на понедельник 21 танкер, находящийся у берегов Европы, классифицировался как плавучее хранилище СПГ по сравнению с 16 на прошлой неделе и примерно с 10 в начале октября.
Украинские и плавучие хранилища увеличивают емкость хранения природного газа, который Европа может использовать зимой, почти до максимума в 100 млрд кубометров, поскольку спрос на отопление растет. Одних только газовых хранилищ ЕС хватит примерно на два/два с половиной месяца пикового потребления в зимний период.
Уэйн Брайан, директор по газовым исследованиям LSEG в Европе, отметил, что текущие уровни обеспечивают краткосрочный буфер, но предупредил, что холодная погода или перебои в Норвегии, ключевом поставщике газа в Европу, «быстро истощат эти запасы».