1 марта 2013 год – Уоррен Баффетт опубликовал очередное письмо акционерам (отчет работы компании Berkshire Hathaway Inc). Данное «письмо» является не просто формальным отчетом руководства и ожиданием хорошего будущего компании, а из этих писем можно почерпнуть мудрости великого инвестора нашего времени. Уже не одну книгу написали с помощью данных писем.
На данный момент полного перевода письма в интернете я так не нашел, есть пересказы письма и не в полном объеме. Решил перевести письмо на русский язык сам. Если есть ошибки в переводе – прошу написать в комментариях.
Оригинал тут —
http://www.berkshirehathaway.com/letters/2012ltr.pdf
Первая страница понятна и без перевода – 586817% роста балансовой стоимости акций компании за 48 лет или +19,7% в среднем в год!!! Хотя в последние года результат несколько хуже, но всё-таки и объем средств уже очень большой!
Для акционеров Berkshire Hathaway Inc:
В 2012 году Berkshire получила общую прибыль для своих акционеров в размере 24,1 миллиарда долларов. Мы использовали 1,3 млрд. долларов на выкуп своих акций, оставив на увеличение чистой стоимости $ 22,8 млрд. за год. Акции обоих классов А и B увеличились на 14,4%. За последние 48 лет (то есть с того момента как я взял управление на себя), балансовая стоимость выросла с $ 19 до $ 114214, среднегодовая доходность 19,7% в год. *
* Все цифры, используемые в настоящем докладе относятся к акциям класса А. Цифры для класса акций B соотносятся, как 1/1500 для показаний акций класса А.
Достаточное количество хороших вещей произошло в Berkshire за прошлый год, но давайте сначала поговорим о плохих новостях.
• Когда моё партнерство взяло под свой контроль Berkshire в 1965 году, я бы никогда не мечтал, что в год который у нас будет прирост в размере 24,1 млрд. и это будет хуже результата эталона (!!!), сравнение приведено на первой страницы.
Но в этот раз результат хуже эталонной доходности. В девятый раз за 48 лет увеличение балансовой стоимости Berkshire было меньше чем процент прироста эталонного S & P (данный коэффициент включает дивиденды, а также рост цен). Следует отметить, что в восьми из девяти лет у S&P был прирост 15% или более. Мы делаем лучше, когда ветер в лицо.
На сегодняшний день, мы никогда не имели пятилетний период неудовлетворительным, сумев 43 раза превосходить S & P за такой большой период. (Запись на стр. 103.) Но доходность S&P в каждом из последних четырех лет, опережает нас за этот период. Если рынок продолжает развиваться в 2013 году также, то наша полоса побед на пятилетних отрезках закончится.
Одна вещь, о которой вы можете быть уверены: независимо от результатов Berkshire, мой партнер Чарли Мангер, заместитель председателя компании, и я не изменим принципам. Это наша дело, увеличение внутренней стоимости нашего бизнеса мы определяем через балансовую стоимость, которая значительно занижена в сравнении с более быстрыми темпами роста рынка S & P. Мы можем делать иначе, используя цены акций Berkshire, которые будут непредсказуемыми из года в год, но в любом случае будут опережать S & P с течением времени. Если мы потерпим неудачу, то наше управление принесет никакой ценности для наших инвесторов, которые сами по себе могут заработать S & P на покупки недорогих индексных фондов.
Чарли и я считаем, что прирост внутренней стоимости Berkshire вероятно будет с течением времени, выше S & P с небольшим отрывом. Мы уверены в этом, поскольку у нас есть выдающиеся бизнесы, потрясающее операционные менеджеры и акционеры ориентированной культуры. Наши относительные показатели, однако, почти наверняка будет лучше, когда рынок будет снижаться или во флэте. В те годы, когда рынок является особенно сильным, мы не ожидаем ответа.
• Второе разочарование в 2012 году была моя неспособность сделать крупное приобретение. Я преследовал пара слонов, но пришел с пустыми руками.
Наше счастье, однако, изменилось в начале этого года. В феврале мы согласились купить 50% холдинговой компании, которая будет владеть всей H. J. Heinz. Другая половина будет принадлежать небольшой группе инвесторов во главе с Хорхе Пауло Леманн, известным бразильским бизнесменом и филантропом.
Мы не могли быть в лучшей компании. Хорхе Пауло является давним моим другом и экстраординарным руководителем. Его группа и Berkshire каждый внесет около $ 4 млрд. в обыкновенные акции в холдинг. Berkshire также инвестирует $ 8 млрд. в привилегированные акции, которые будут платить 9%
дивидендов. Предпочтительным являются два других момента, которые имеют существенное значение: в какой-то момент они будут погашены со значительной надбавкой к цене и существует право, позволяющее купить 5% обыкновенных акций холдинга за номинальную сумму.
Наш общий объем инвестиций около $ 12 млрд. впитывает в себя многое из того, Berkshire заработал в прошлом году. Но мы все равно имеем много денежных средств и имеем большие возможности. Таким образом, мы вернулись к работе: Чарли и я снова снарядились для нашего сафари и возобновили наши поиски слонов.
Теперь хорошие новости за 2012 год:
• В прошлом году я говорил вам, что BNSF, Iscar, Lubrizol, Marmon и MidAmerican Energy — наши пять наиболее прибыльные не страховые компании — по всей видимости, заработают больше, чем $ 10 млрд. до вычета налогов в 2012 году. Они это сделали. Несмотря на низкий экономический рост в США и ослабление экономики во многих странах мира, наши «Энергичная пятерка» дали совокупный доход в размере 10,1 млрд, на $ 600 млн. больше, чем в 2011 году.
Из этой группы только MidAmerican заработало $ 393 млн до вычета налогов, за такую цену она обошлась Berkshire восемь лет назад. Впоследствии мы приобрели еще три из пяти без наличных. При приобретении пятого, BNSF, мы заплатили около 70% от стоимости в денежной форме, а остальное за дополнительные акции, что увеличило акций в обороте на 6,1%. Следовательно, $ 9,7 млрд. прирост годового дохода доставлен Berkshire пятью компаниями сопровождается лишь незначительным разбавлением капитала. Это удовлетворяет нашим целям, мы не просто растем, а увеличиваем результаты на акцию.
Если экономика США не подведет, - мы не ожидаем этого – то наша энергичная пятерка должна снова обеспечить более высокий доход в 2013 году. Пять выдающихся руководителей, которые управляют ими - ожидают этого.
• Хотя мне не удалось сделать крупное приобретение в 2012 году, руководители наших дочерних компаний сделали гораздо лучше. У нас был рекордный год для поглощений “bolt-on”, потратив около $ 2,3 млрд. на 26 компаний, которые сливались в наших существующих предприятиях. Данные операции были завершены без выдачи любых акций Berkshire.
Чарли и я люблю эти приобретения: обычно они с низким уровнем риска, бремя штаб-квартиры идет не на всех, и расширяется сфера влияния наших проверенных менеджеров.
• Наши страховые операции выстрелили вверх в прошлом году. Отдавая Berkshire $ 73 млрд свободных денег для инвестирования, кроме этого продали «риска» на $ 1,6 млрд., это десятый год подряд прибыльного расчета риска. Это действительно значительный кусок пирога и мы его едим.
GEICO продолжает поглощать долю рынка без ущерба для андеррайтинговой дисциплины. С 1995 года, когда мы получили контроль, доля GEICO в страховании автомобилей физических лиц выросла с 2,5% до 9,7%. Собранная премия тем временем увеличилась с $ 2,8 млрд. до $ 16,7 миллиарда. Гораздо большего роста ожидаем впереди.
Мы имеем огромное доверие на работу Тони Нисели и его 27000 сотрудников в GEICO. And to that cast, we should add our Gecko (не смог перевести???). Ни дождь, ни буря, ни мрак ночи не может остановить его; рассказывают американцам, как они могут сэкономить большие деньги на сайте GEICO.com.
Когда я рассчитываю мое благосостояние, я считаю GEICO дважды.
• Тодд Комбс и Теда Вешлер, наши новые инвестиционные менеджеры, оказались умными, отлично влились в модель работы Berkshire управлением портфелем и прекрасно чувствуют в этой культуре. Мы сорвали куш с этими двумя. В 2012 году каждый превзошел S&P500 на двузначные значения по доходности.
Они оставили меня позади. В следствии мы увеличили фонды, управляемыми каждым из них до почти $ 5 млрд (часть этих средств это пенсионные фонды наших дочерних компаний). Тодд и Тед молодые и будут далее управлять огромным портфелем активов Berkshire в дальнейшем, когда Чарли и я оставим сцену. Вы можете быть спокойны, когда они возьмут на себя управление.
• К концу года количество сотрудников всех компаний контролируемых Berkshire составило рекордные 288 462 (см. стр. 106 для подробной информации), увеличилось на 17 604 за год. Команда нашей штаб-квартиры, однако, осталась неизменным на уровне 24. Нет смысла сходить с ума.
• Инвестиции Беркшира «Большая четверка» — American Express, Coca-Cola, IBM и Wells Fargo — показавшие хорошо себя за прошедшие года. Наша доля участия в каждой из этих компаний увеличилась в течение года. Мы приобрели дополнительные акции Wells Fargo (наша собственность сейчас составляет 8,7% против 7,6% на конец года 2011) и IBM (6,0% по сравнению с 5,5%). И еще, выкуп акций у Coca-Cola и American Express подняли наш процент собственности. Наша доля в Coca-Cola выросла с 8,8% до 8,9%, а наш интерес в American Express от 13,0% до 13,7%.
Доли Berkshire во всех четырех компаний, вероятно, увеличатся в будущем. Мэй Уэст говорил: «Слишком много хороших вещей может быть прекрасным».
Четыре компании обладают чудесным бизнесом и управляются менеджерами, которые являются талантливыми и акционероориентированным. В Berkshire мы предпочитаем не иметь контроля, но также значительная часть замечательного бизнеса у нас во владении на 100%. Наша гибкость в распределении капитала дает нам значительные преимущества по сравнению с компаниями, которые ограничивают себя только приобретениями компаний, которые они могут оперативно управлять.
Судя по нашим подсчетам доля прибыли к концу года по нашей части „Большой Четверки“ за 2012 год составила 3,9 млрд. долларов. В доходы мы сообщаем Вам, что, мы включаем только полученные дивиденды — около 1,1 миллиарда долларов. Но не делайте ошибки: $ 2,8 млрд чистой прибыли компаний, которые мы не включаем в отчет, ничуть не менее ценны для нас как то, что мы включаем в отчет.
Доходы, что четыре компании не распределяют и часто используются для выкупа акций — которые улучшают нашу долю в будущих доходах, — а также для финансовых операций бизнеса, которые в этом виде, как правило, выгоднее проводить так. Со временем мы ожидаем существенно больше доходов от этих четырех инвестиций. Если мы правы, то дивиденды, которые получает Berkshire будут увеличиваться и, что еще важнее, так будет и с нашим нереализованным приростом капитала (который, за четыре года составили $ 26,7 млрд. на конец года).
• Существовало много «выкрученных рук» в прошлом году среди руководителей компаний, которые кричали о «неопределенности», когда сталкивались с распределением капитала (несмотря на то, что их бизнеса имели рекордный уровень как доходов, так и денежных средств). В Berkshire, мы не поддались своим страхам, и потратили рекордные $ 9,8 млрд на производство и оборудование в 2012 году, около 88% из них в Соединенных Штатах. Это на 19% больше, чем мы потратили в 2011 году, нашего предыдущего максимума. Чарли и я люблю инвестировать крупные суммы в значимые проекты, независимо от того, что говорят ученые мужи. Мы вместо этого обратить внимание на слова из новой кантри песни Gary Allan «Каждая буря закончится дождем».
Мы будем держать ногу на полу и почти наверняка будет установлен еще один рекорд для капитальных затрат в 2013 году. Возможности изобилуют в Америке.
************
Продолжение следует...
www.businessweek.com/articles/2012-10-25/ted-wechsler-the-next-warren-buffett
Так что два наследника Баффетта уже определены — все этого ждали…
Наши ДУ-шники и не инвесторы вовсе, им важно как неделю или месяц закрыли, это всё не то...)
основной доход страховых компаний — это доход от инвестирования на Запад, у нас в России чисто идет поток доход-расход, инвестиции СК в РФ делают уже за рамками…
з.ы. почувствуй себя Баффеттом… ))
Правда Баффета считаю обычным барыгой- подтасовывает отчеты, приторговывает инсайдом, вертится (и вертит) в высших кругах. А нам сказки про удачливость и прозорливость. Любой человек, заработавший не лопатой, а цифрами уже априори мошенник
Иначе не будет никакого движения вперед, если любой успех другого человека сваливать на мошенничество, удачу, воровство и т.д.