Копипаст
Дэниел Грос является директором брюссельского Центра европейских политических исследований. Он работал в Международном валютном фонде, и занимал должность экономического советника Европейской Комиссии, Европейского Парламента и премьер-министра Франции.
В своей статье под названием «Миф о греческом аскетизме» они пишет, что после победы партии «Сириза», на всеобщих выборах в Греции, «греческая проблема» снова будоражит рынки и политиков по всей Европе. Некоторые опасаются возвращения к неопределенности 2012 года, когда многие считали, что греческий дефолт и выход из еврозоны неизбежны. Тогда, как и сейчас, многие опасаются, что греческий долговой кризис может дестабилизировать валютный союз Европы. Однако в этот раз все действительно по-другому. Одно критическое отличие заключается в экономических показателях. За последние два года другие периферийные страны еврозоны доказали свою способность к адаптации за счет сокращения бюджетных дефицитов, расширения экспорта и перехода к профициту текущих счетов и, тем самым исключили необходимость финансирования. Греция оказалась единственной страной, которая оттягивает проведение реформ и сохраняет ужасные показатели экспорта.
С учетом сложившейся ситуации среди периферийных стран еврозоны, ЕЦБ планирует начать закупку суверенных облигаций. Хотя правительство Германии официально не поддерживает количественное смягчение, она должна быть благодарна ЕЦБ за успокоение финансовых рынков. Теперь Германия может занять жесткую позицию по отношению к требованиям нового греческого правительства о масштабном списании долга и снятии мер жесткой экономии. Действительно, оба требования греческого правительства основаны на неверных суждениях. Во-первых, «Сириза» и другие утверждают, что государственный долг Греции в 170% от ВВП неприемлем и должен быть урезан. Учитывая, что официальный долг страны составляет большую часть ее государственного долга, правительство хочет сократить именно его. В самом деле, официальные кредиторы Греции предоставили ей достаточно длительные льготные периоды и достаточно низкие процентные ставки, чтобы облегчить долговое бремя. На самом деле Греция тратит на обслуживание долга меньше, чем Италия и Ирландия, хотя обе эти страны имеют значительно меньшее соотношение долг-ВВП. Учитывая, что выплаты Греции по официальной внешней задолженности составляют всего 1,5% от ВВП, обслуживание долга не является для страны проблемой.
Разумеется, Греция далеко не первая страна, которая просит экстренного финансирования для сдерживания сокращения бюджета, а потом жалуется, что сокращения являются чрезмерными, когда худшее уже позади. Это обычно происходит, когда правительство получает первичный профицит. Когда правительство может финансировать свои текущие расходы за счет налогов — и, возможно, даже способно увеличить расходы, если ему не придется платить проценты — усиливается искушение отказаться от выполнения долговых обязательств.
Многие предсказывали подобные действия Греции во время запуска программы тройки. В прошлом году новый греческий министр финансов Янис Варуфакис подтвердил эти опасения, утверждая, что первичный профицит даст Греции преимущество в любых переговорах о реструктуризации долга, поскольку благодаря ему Греция сможет просто приостановить выплаты тройке, без каких-либо финансовых проблем.
Такой подход станет ошибкой. Практическая проблема Греции сейчас заключается не в устойчивости долга, выплата которого растянется на 20-30 лет и принесет с собой очень низкие процентные ставки; настоящая проблема заключается в нескольких платежах МВФ и ЕЦБ, которые выпадают на этот год — платежи, которые новое правительство обязалось выполнить. Однако чтобы выполнить это обещание (и нанять больше работников), Греции понадобится больше финансовой поддержки от ее партнеров по еврозоне. Кроме того, финансовая система страны будет нуждаться в продолжении поддержки от ЕЦБ.
Источник: www.project-syndicate.org