Блог им. Koleso
Прогуливаясь по своему просторному ранчо на холмах недалеко от Лос-Анджелеса, Люк демонстрирует развязность актера, добившегося успеха в Голливуде. После шести успешных лет в кино он живет в доме открытой планировки с видом на горы, большим бассейном и персоналом, который при необходимости приносит ему стейки или смузи. Водитель всегда готов отвезти его в город, когда ему позвонят снять рекламу или принять участие в платном мероприятии, за что он требует гонорар, равный недельному окладу актера более низкого уровня. Люк привлекает внимание, как немногие другие артисты. Единственная жалоба его агента заключается в том, что при малейшем шансе он может попытаться съесть своих коллег.
Люку (на фото) африканскому льву весом 500 фунтов приходится сталкиваться с трудностями, с которыми не сталкивались другие актеры. Но в последнее время он и его коллеги-люди нашли общее дело. Американские сценаристы и актеры потратили половину 2023 года на перекрывающиеся забастовки. Одной из причин разрыва со студиями стало использование искусственного интеллекта (ИИ) в кино- и телепроизводстве. Сценаристы обеспокоены тем, что искусственный интеллект вскоре будет создавать сценарии, в то время как актеры опасаются, что, поскольку технология улучшит качество компьютерных изображений (cgi), их могут заменить цифровые дублеры.
Для большинства людей-актеров это все еще является гипотетической проблемой. Но для четвероногих звезд экрана это уже реальность. Работа актеров-животных иссякает, поскольку компьютерная графика предлагает более простой — и, как утверждают некоторые, более гуманный — способ изображения животных на экране. Поскольку искусственный интеллект делает эти спецэффекты еще более реалистичными и простыми в создании, замена реальных животных цифровыми ускоряется, как на телевидении и в рекламе, так и в высококачественных фильмах. Поскольку спрос на актеров-животных падает, их владельцы и дрессировщики уходят из бизнеса. Люк и его коллега Масаи, дремлющие в соседнем вольере, — два последних работающих льва в Голливуде.
С тех пор, как лев появился на титульном листе студии Goldwyn Studios, которая впоследствии стала частью MGM, животные стали неотъемлемой частью кадрового резерва Тинселтауна. Звездой, спасшей Warner Bros от банкротства в 1920-х годах, был Рин Тин Тин, немецкая овчарка, снявшаяся более чем в 20 картинах и настолько успешная, что продюсеры прозвали его «взносчиком ипотечных кредитов». С 1950-х годов на ежегодной церемонии вручения наград в стиле «Оскара», которую впервые вел актер по имени Рональд Рейган, гонги раздавались таким звездам, как дельфин Флиппер. В 1993 году журнал Entertainment Weekly составил рейтинг «самых влиятельных нелюдей в сфере развлечений», в том числе Муса, актера-собаку в фильме «Фрейзер» (чьи коллеги-люди были намазаны печеночным паштетом, чтобы побудить его прижаться к ним носом).
Животные с правильными навыками все равно могут добиться славы. Стив Мартин, владелец и дрессировщик льва Люка, занимается бизнесом уже более 50 лет, поставляя все: от оленей из «Охотника на оленей» до пары скунсов по имени Алиса и Купер. Одна из первых больших ролей, которые он получил для Люка, была в телевизионном фильме «Королевский роман» о принце Гарри и Меган Маркл. Люк сыграл дикого льва в Ботсване, который, как предполагалось в фильме, мог быть реинкарнацией принцессы Дианы. Еще один из львов Мартина, покойный Мейджор, оставил отпечатки лап на Аллее славы в Голливуде во время выступления рядом с нервным Сильвестром Сталлоне по случаю 90-летия MGM.
В вольере рядом с Люком и Масаи находится Тэг, 11-летний медведь, который неуклюже подходит, чтобы облизать мистера Мартина. Для роли в фильме «Точка действия», выпущенном Paramount Pictures в 2018 году, медведя весом 1000 фунтов научили пить из банки пива. «Он даже ни разу не повредил ни одну», — с гордостью говорит Мартин. Ранее в этом году Тэгу пришлось растерзать манекен в спальном мешке для независимого фильма под названием «Ночь гризли» (Тэг — Кадьяк, но он может играть гризли). Подготовка к этой сцене заняла две недели и много печенья. Как и любая хорошая кинозвезда, Тэг стал несколько суетливым в отношении своей диеты, избегая сырого лосося, которого медведь может съесть в дикой природе, в пользу приготовленной курицы из Walmart.
Столь успешная карьера актера-животного становится все более редкой. Мартин когда-то держал на своем ранчо площадью 60 акров около 100 животных, за которыми присматривали 15 дрессировщиков. Сейчас его штат сократился до трех человек, а большая часть вольеров на ранчо пустует. Другие предприятия закрылись или радикально сократили свои акции. Тренеров тоже меньше. Колледж Мурпарк, расположенный на окраине Лос-Анджелеса, с 1974 года поставляет в Голливуд специалистов по дрессировке экзотических животных.
Гэри Муи, преподаватель факультета, подсчитал, что, когда он окончил программу в 1995 году, около 70% его однокурсников ушли в индустрию развлечений. Сегодня это делают только около 10% выпускников.
Одной из причин спада в отрасли является растущая чувствительность общества к защите животных, горячая тема в Голливуде с тех пор, как животных впервые поставили перед камерой. Первые кинематографисты относились к животным как к одноразовому реквизиту; В вестернах использовались растяжки, чтобы лошади падали, как будто их подстрелили. Общественный резонанс вызвал ковбойский фильм «Джесси Джеймс» 1939 года, в котором лошадь намеренно сгнали со скалы в озеро, где она утонула. В следующем году благотворительная организация «Американское гуманное общество» начала предоставлять ставшую знаменитой сертификацию о том, что «ни одно животное не пострадало» при создании постановок, прошедших проверку на съемочной площадке.
Отношение к животным в Голливуде значительно улучшилось со времен «Джесси Джеймса». Но злоупотребления не исчезли, и риск скандала заставляет студии нервничать. HBO отменил гоночную драму «Удача» после того, как на съемочной площадке погибли три лошади (возможно, плохие рейтинги были еще одним фактором; один критик пошутил, что животные, возможно, умерли от скуки). «Гладиатор 2», который сейчас находится в производстве, столкнулся с протестами за использование макак и лошадей. Сегодня многие тренеры неохотно рассказывают о своей работе; один, который говорит, что активисты по защите прав животных однажды вызвали к нему домой спецназ, настаивает (под оглушительные крики), что по соображениям безопасности он больше не может раскрывать, держит ли он животных в помещении.
По-настоящему правдоподобные цифровые дублеры теперь являются альтернативой настоящим животным для настороженных студий. На протяжении многих лет созданные компьютером существа были убедительны лишь в ограниченных обстоятельствах. «Парк Юрского периода» поразил зрителей своими спецэффектами в 1993 году, но в нем чаще использовались аниматронные динозавры, чем компьютерные. В течение многих лет после этого компьютерные модели пытались создать реалистичные волосы, которых у животных обычно много. Пушистые компьютерные существа выглядели странно гладкими — «как мармеладные мишки», вспоминает Муи. Затем, в 1998 году, вышел диснеевский «Могучий Джо Янг», звезда которого — гигантская обезьяна, созданная с помощью аниматроники и компьютерной графики. Мистер Муи с тревогой наблюдал за этим. «Я сказал: «О, наши дни сочтены», — вспоминает он. Впервые волосы выглядели хорошо.
Поскольку эффекты стали лучше, режиссеры стали чаще полагаться на них. Компания Disney выпустила серию ремейков классических мультфильмов о животных, в том числе «Книгу джунглей» (2016) и «Дамбо» (2019), в которых на человеческие роли были взяты реальные актеры, а главные роли созданы животными на экране.
В римейке блокбастера «Король Лев» (2019) каждое существо, от бородавочника до антилопы гну, было создано на компьютере. Дисней не одинок. Звезда февральского комедийного ужастика Universal «Кокаиновый медведь» была создана компьютерной графикой. Тэг даже не попал на прослушивание. «Раньше к нам обращались по поводу подобных вещей», — говорит Мартин. «Эти ребята действительно вытеснили нас из бизнеса».
Пока что «экзотики» потеряли больше всего работ. Шимпанзе не снимались в больших американских фильмах со времен фильма Paramount «Волк с Уолл-стрит» в 2013 году. Считается, что примерно в то же время последние слоны покинули Голливуд. Студии все чаще отказываются работать с большими кошками, говорит Мартин.
«Для диких животных, по сути, все кончено», — заключает он.
Тренеры звезд меньшего размера задаются вопросом, насколько далеко зайдет цифровой тренд. Примерно в часе езды от ранчо льва Люка находится студия Studio Animal Services с полосой препятствий во дворе, а внутри — множество собачьих жевательных площадок и мухобойок. Карин МакЭлхаттон, которая занимается дрессировкой животных в Голливуде с 1970-х годов, является владельцем компании, хотя слухи, белая пекинская утка, кажется, верит, что он ее настоящий владелец, поскольку он ковыляет после купания и прихорашивается перед фанатом., наполняя комнату облаком перьев и пуха.
«Бизнес становится все более узким с точки зрения животных, которых они хотят использовать», — говорит МакЭлхаттон. Однажды она привезла команду из пяти белок, выращенных из младенцев, в Венгрию для рекламы шоколада Kinder, которая требовала от них принести монету к торговому автомату.
«В наши дни такие рабочие места почти всегда создаются компьютером», — объясняет она.
35 кошек и 25 собак МакЭлхаттон все еще находят работу. Альберт, безмятежный коричневый полосатый кот на розовом поводке, большую часть своего времени проводит в роли модели для рекламы кормов для домашних животных, хотя недавно он также получил роль в фильме ужасов, притворяясь, что пожирает труп.
Немецкая овчарка Танк востребована в качестве собаки-ищейки в таких сериалах, как «NCIS» и «911» (его дрессировщик Дэвид Мейерс имеет карту Гильдии киноактеров, так что может играть сопровождающего полицейского). Двух золотистых ретриверов, Паркера и Портера, часто считают домашними любимцами. Два года назад они поехали в Мексику на съемки комедийного фильма «Эль-Руми»; они летали первым классом и получили собственный трейлер.
Домашние животные в некоторой степени защищены от цифровой конкуренции. Зрители лучше знакомы с реальными вещами и поэтому быстрее распознают фальшивую собаку, чем фальшивого медведя. Протестующих за права животных, похоже, тоже несколько меньше беспокоит их участие. Однако даже лучший друг человека теперь теряет работу из-за цифровых двойников. В фильме Диснея «Зов предков», выпущенном в 2020 году, компьютерным аниматорам пришлось создать Бака, сенбернарско-шотландского пастуха, который играет одну из главных ролей вместе с Харрисоном Фордом. Зрителям не очень понравилась цифровая собака; на данный момент режиссеры по-прежнему предпочитают снимать настоящих собак. Тем не менее, «нас это крайне смутило», — говорит МакЭлхаттон, которая испытала облегчение, когда фильм провалился в прокате.
Может ли компьютерная графика заменить двуногих животных на вершине нынешней пищевой цепи? Неподалеку от Сиэтла необычная команда дрессировщиков животных заметила признаки того, что это возможно. Недавно дрессировщики научили львенка забираться на голову отца, а затем скатываться со спины на землю. Однако рассматриваемые львы живут не в клетке, а на жестком диске, и их обучение осуществляется не с помощью печенья, а с помощью биомеханических решателей упругого тела и квазистатических интеграторов.
Цифровые укротители львов работают на Unity, которая создает виртуальную среду и персонажей для видеоигр, а также занимается кино (включая продолжение «Аватара» 2022 года).
Создавать правдоподобных животных по-прежнему проще, чем создавать реалистичных людей, говорит Аллан Пур, перешедший в Unity после работы аниматором в Disney Pixar.
«Мы смотрим на лица и людей весь день… поэтому мы это заметим».
Глаза трудно привести в порядок, а кожа может выглядеть восковой без сложных методов рассеивания света. Но создавать цифровых людей становится проще. Добавление искусственного интеллекта в набор инструментов аниматора ускорило работу, а это означает, что «создание» цифровой модели человеческого лица (представьте себе провода на марионетке) может занять час или два вместо месяца. «Мы уже давно находимся в этом путешествии, и я думаю, что мы становимся все ближе и ближе», — говорит Пур. «Я видел кое-что, [где] трудно заметить разницу. И вы увидите больше этого».
Актеров уже «омолаживают» для ролей, которые когда-то могли доставаться молодым двойникам. В вышедшем в июне фильме «Индиана Джонс и циферблат судьбы» восьмидесятилетний мистер Форд был омолоден на полвека благодаря аниматорам, которые использовали искусственный интеллект для извлечения кадров актера во времена его «В поисках утраченного ковчега».
Роберт Де Ниро претерпел аналогичную трансформацию в «Ирландце» Netflix (2019), как и Сэмюэл Л. Джексон в диснеевском «Капитане Марвел», вышедшем в том же году. Актеры второго плана или статисты беспокоятся, что вскоре они вообще могут оказаться не нужны.
Какая же тогда работа ждет звезд-людей? Животные предлагают предварительный просмотр предстоящих достопримечательностей. Некоторые до сих пор дают выступления, которые позже улучшаются в цифровом формате. В ремейке «Леди и бродяги» (2019) Диснея кадры реальных собак сочетаются с кадрами компьютерной графики, включая анимацию их ртов для имитации разговора (эффект, которого дрессировщики добивались, кормя собаку чем-то жевательным перед включением камер).
Настоящие собаки играли в фильме Warner Bros. «Хищные птицы» (2020), но в пост-продакшене превратились в гиену. American Humane поясняет, что табун из 100 компьютерных лошадей, скорее всего, будет смоделирован на основе десяти настоящих лошадей.
Другие отошли от художественных фильмов, чтобы сосредоточиться на более скучной работе. Влиятельные люди в социальных сетях, ценящие эффектные и малобюджетные трюки, стали постоянными работодателями экзотических животных. Медведь Тэг храбро «боролся» с Логаном Полом, ютубером, и сразился с людьми в конкурсе по поеданию хот-догов, организованном Barstool Sports, развлекательным сайтом.
Живые события также достаточно защищены от искусственного интеллекта.
Тэга наняли в 2021 году для участия в предвыборных митингах вместе с Джоном Коксом, калифорнийским республиканцем, который называл себя «зверем». Однако даже этот вид работы становится дефицитным из-за проблем защиты животных. Группа по защите прав животных подает на Мартина в суд из-за появления Тэга на митингах.
Многие из последних голливудских дрессировщиков сейчас близки к пенсии. «Когда это поколение тренеров умрет, я не уверена, что в Америке почти ничего не останется», — говорит МакЭлхаттон.
Защитники прав животных в восторге. Peta, лоббистская группа, выступает за более широкое использование компьютерных существ, утверждая, что «творческие люди могут рассказывать убедительные, эмоциональные истории, используя спецэффекты и не эксплуатируя настоящих животных».
«Я понимаю некоторые мотивы защитников прав животных. И они должны понять, что у нас с ними больше общего, чем нет», — грустно говорит г-н Муи. «Я хочу лучшего для животных, но у меня нет проблем с тем, чтобы животные работали с людьми, если это делается правильно», — говорит он. Но сейчас «все это угасает».
На ранчо Люка в конце длинной подъездной дороги висела вывеска о продаже. 76-летний Мартин планирует переехать в Орегон со своими оставшимися животными. Он считает, что их отсутствие на экране в конечном итоге нанесет вред делу защиты животных, лишив зрителей связи с реальными, живыми существами.
«Эти ребята — послы тех, кто в дикой природе», — говорит он. Вскоре Люк и Масаи отправятся с ним на север в своем трейлере с кондиционером. И тогда в Голливуде останутся только цифровые львы.
P. S. Подпишитесь на канал «Куда идем? — будьте в курсе главного, что определяет нашу жизнь: политика, экономика, технологии.
Подписывайтесь еще и на мой Телеграмм