Блог им. Investovization
Приветствую на канале, посвященном инвестициям! 29.11.23 вышел отчёт за третий квартал 2023г. компании Транснефть (TRNFP). Этот обзор посвящён разбору компании и этого отчёта.
Для данной статьи доступна видео версия на Youtube.
Больше информации и свои сделки публикую в Телеграм.
Транснефть — крупнейшая в мире трубопроводная компания в области транспортировки нефти и нефтепродуктов.
Основным направлением деятельности является предоставление услуг в области транспортировки нефти и нефтепродуктов по системе магистральных трубопроводов в Российской Федерации и за ее пределы. Также есть сопутствующие направления, в части ремонтов и развития сети трубопроводов, и другие.
Схема магистральных трубопроводов проходит по всей стране. Общая протяженность 67000 км. Транснефть транспортирует 30% производимых в РФ нефтепродуктов и 83% добываемой нефти. Сеть содержит более 500 нефтеперекачивающих станций. Длина самого протяженного нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) превышает 4700 км. Служит для транспортировки нефти из Восточной Сибири на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Мощность первой очереди 80 млн тонн в год, а второй 50 млн тонн в год.
Основными покупателями услуг Транснефти являются нефтяные компании, контролируемые государством, в частности, Роснефть. А также Лукойл, Сургутнефтегаз и другие частные компании. Ещё крупным покупателем является Китайская национальная объединенная нефтяная корпорация, на долю которой, по данным на сентябрь 2021г. приходилось около 20% выручки. Но Китай формирует выручку в сегменте «Товарных операций». При этом на транспортировку нефти приходилось 63% выручки. На транспортировку нефтепродуктов 7%. Доля от экспорта нефти составляла около 40% от выручки. Часть нефти уходила в Китай, а часть в Европу.
С марта 2022г Транснефть находится под санкциями ЕС. Также западные страны ввели запрет на импорт и транспортировку нефти, поставляемой морским путем. Ещё был введён потолок цен на российскую нефть и эмбарго на нефтепродукты. А с 21.06.23 введен запрет на транспортировку нефти по северному участку Дружбы. Этот проект действовал с 1964 года. Но с начала 2023г по инициативе Германии и Польши поставки российской нефти были остановлены. Высвободившиеся объемы, а это примерно 30 млн тонн, были успешно перенаправлены в Азию.
По северной ветке сейчас идет нефть из Казахстана в Германию в объеме чуть больше 1 млн тонн. Ещё остается действующей Южная ветка. По этому маршруту нефть получают Венгрия, Словакия и Чехия. По ней передаётся примерно 14 млн тонн. Из последних новостей следует, что эти страны стремятся сохранить поставки и в 2024 году.
У Транснефти довольно обширный список дочерних и зависимых обществ. Среди которых можно выделить «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП), контрольная доля в котором была приобретена в 2018 году.
К слову, более 78% акций самой Транснефти принадлежит государству в лице Росимущества.
На Московской бирже торгуются привилегированные акции Транснефти. Последние 9 лет они находятся в широком боковике. Но с начала 2023 года выросли почти на 65%, это лучше индекса Мосбиржи, который поднялся на 45%. Плюс Транснефть выплатила дивиденды, это ещё 11%.
С начала специальной военной операции, Транснефть не публикует подробных данных о своих результатах.
Но в августе 2023 года глава компании, Николай Токарев, сообщал, что Транснефть планирует за этот год прокачать 463 млн тонн нефти. Грузопоток остается стабильным последние 5-6 лет. Возможно, снизятся поставки на экспорт, но они будут компенсированы прокачкой внутри страны. В целом никаких серьезных потрясений в связи с санкционными ограничениями в компании не испытали.
На диаграмме виден спад на 9% объемов прокачки в 2020 году, во время ковидных ограничений. Далее последовало восстановление. А по итогам 2023 года, ожидается, снижение на 1,4% г/г в основном из-за соглашений в рамках ОПЕК+. Недавно, глава Транснефти, заявил, что поставки нефти на экспорт в 2023 году снизились на 4-5%. Но примерно на 4% увеличились поставки на Российские нефтеперерабатывающие заводы.
Ещё из последних новостей: Россия в 2023 году прокачала 100 млн тонн нефти в Китай и 70 в Индию. Туда ушли объемы, которые ранее поставлялись в Германию и Польшу.
Прежде чем перейти к финансовому отчёту компании, напомню, что на нашем YouTube канале, в плей-листе «Обучение» есть соответствующие видео, где простыми словами рассказывается, как можно легко разбираться в финансовой отчётности.
Результаты за 9М 2023:
На квартальной диаграмме заметен постепенный рост финансовых показателей, который объясняется ростом тарифов. 3Q 2023 в целом лучше г/г. Но в части EBITDA и ЧП хуже относительно кв/кв. В основном это объясняется ростом операционных расходов, в частности, себестоимости нефти и нефтепродуктов для перепродажи.
Изменения за 9М:
Таким образом, чистый долг 284 млрд (-7%). ND/EBITDA = 0,5. Долговая нагрузка низкая. Причем видим планомерное снижение долга. За последние 8 лет он снизился более, чем в 2,6 раза. Но если учесть финансовые активы, то у компании вообще отрицательный чистый долг свыше 160 млрд.
Денежные потоки за 9М 23:
Из диаграммы видно, что операционный поток за третий квартал на 8% хуже г/г, но лучше кв/кв.
Свободный денежный поток демонстрирует аналогичную динамику.
При определении размера дивидендов Транснефть руководствуется распоряжением Правительства Российской Федерации, предусматривающим выплату в размере не менее 50% от нормализованной ЧП по МСФО.
В июне были утверждены рекордные дивиденды 16665,2₽ на акцию. Это около 12% к текущей цене.
Исходя из текущих финансовых результатов, если не будет каких-то форс-мажоров, типа списаний и переоценок, то дивиденды за 2023 год могут быть в районе 20000₽. Т.е. около 14% доходности.
Основным драйвером роста у Транснефти является регулярная индексация тарифов. В 2023 году рост составил почти 6%. А недавно ФАС утвердила повышение тарифов на прокачку нефти в 2024 году на 7,2%. В 2020 году правительство утвердило ежегодный рост тарифов на 10 лет на уровне инфляции.
Ну и конечно, компания продолжает реализовывать инвестиционные программы. Среди текущих проектов: расширение магистральных нефтепроводов в направлении порта Новороссийск до 2025г. Цель — рост поставок нефти в порт Новороссийск на 30% в год. Аналогичный проект осуществляется в порту Приморск. К слову, глава компании недавно сообщил, что строительство может завершиться в середине 2024г.
Эти проекты, конечно, не такие масштабные, как например, ВСТО. Но позволяют решить текущие актуальные задачи по расширению мощностей портов в связи с переориентацией логистических цепочек. При этом у компании есть необходимость поддерживать на должном уровне работоспособность всей системы. За год в среднем меняется около 1 тыс км труб.
Вообще программа развития до 2028 года составляет 1,5 трлн рублей. А в 2023 году на кап затраты ушло около 250 млрд. Т.е. примерно половина от годовой EBITDA уходит на капексы.
В феврале 2024 года пройдет сплит акций 1 к 100. В результате чего большее число инвесторов смогут позволить купить себе акции, цена которых на данный момент превышает 143000₽. Это событие должно быть хорошим драйвером.
Ещё недавно появилась новость, что в декабре Совет директоров обсудит возможные сделки на сумму свыше 100 млрд.
Среди рисков уменьшение объемов прокачки. Как мы отмечали, в 2023 году ожидается снижение объемов на 1,5%.
Это результат действий соглашений в рамках ОПЕК+. 17.12.23 Новак сообщил, что Россия добровольно сократит экспорт нефти на 500 тыс баррелей в сутки до конца марта 2024г. При этом, вероятно, ограничения будут действовать и дальше. А у Транснефти все тарифы в рублях, т.е. результаты компании напрямую не зависят от курса доллара или цен на нефть. Поэтому сокращение объёмов прокачки напрямую влияет на выручку. Но рост тарифов позволит сгладить этот эффект. Правда, увеличение тарифов покрывает только официальную, а не реальную инфляцию.
Еще одним значимым риском является возможное усиление санкций. В частности, Евросоюз может полностью запретить покупать трубопроводную нефть из России. Также возможно усиление санкций против Российской нефти, поставляемой морским путём. Всё это может существенно сказаться на уменьшении объемов прокачки и на будущих финансовых результатах.
У подобных компаний с большой инфраструктурой, всегда существует вероятность аварий. А в период проведения СВО не исключены и теракты. Кстати, в этом году Транснефть уже сообщала о попытке теракта.
Также из-за рублёвых доходов, акции Транснефти слабо защищают от девальвации рубля.
По мультипликаторам Транснефть оценена дёшево:
Транснефть — крупнейшая в мире трубопроводная компания в области транспортировки нефти и нефтепродуктов.
Капитализация 1 трлн. Более 78% акций принадлежит государству.
Объемы прокачки по системе по итогам 2023 года снизятся примерно на 1,5%.
Бизнес довольно стабильный, финансовые результаты планомерно растут на величину инфляции.
Финансовые результаты за 9М 2023 нейтральные. Выручка выросла примерно на величину инфляции. А чистая прибыль почти в 1,5 раза выше за счет роста прибыли от зависимых компаний и положительных финансовых доходов.
3Q 23 лучше г/г, но хуже кв/кв.
Финансовое положение отличное. Стоимость денег, облигаций и вкладов превышает размер кредитов и займов. Капитал продолжает расти.
Денежные потоки неплохие. Но у компании большие капитальные затраты, которые составляют примерно половину от EBITDA.
Компания стабильно выплачивает дивиденды.
Основные перспективы связаны с ростом тарифов. Также хорошим драйвером роста может оказаться сплит акций.
Среди рисков: уменьшение объемов прокачки, усиление санкций, девальвация рубля.
По мультипликаторам компания стоит дёшево.
Акции за 2023 год выросли на 60%. Но потенциал сохраняется. Справедливая цена 184000₽.
На данный момент у меня нет акций Транснефти в портфеле, хотя потенциал здесь неплохой. Основная причина, — это то, что нефтегазовые компании у меня уже занимают треть портфеля акций. Плюс не очень нравится, то что акции Транснефти не сильно защищают от девальвации. Но из-за относительно низкой цены, не исключаю, что как-нибудь добавлю их в портфель. К слову, о всех своих сделках пишу в нашем телеграм канале.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.
-----------------------------------------------------------
Благодарю за лайки и подписку на наши каналы: