Крупнейший из банков Кипра, переживающих сейчас тяжелые времена, с гордостью сообщает на сайте, что его сотрудники свободно владеют русским языком, пишет The New York Times. «Правда, неясно, употребляют ли они русское слово strizhka», — иронизирует журналист Лэндон Томас-мл.
По некоторым сведениям, чиновники в Брюсселе и Берлине рассматривают неоднозначный план, требующий, чтобы вкладчики кипрских банков смирились с потерей сбережений. «Россияне, которым на Кипре принадлежит примерно пятая часть всех банковских вкладов, сильно пострадают», — говорится в статье. Кстати, переговоры ЕС с Кипром об антикризисном кредите уже близятся к завершению.
При спасении Греции, Португалии и Ирландии действовал иной принцип: «инвесторам, владеющим греческими облигациями, в итоге пришлось согласиться на „стрижку“, но спасение финансировалось преимущественно за счет кредитов европейских стран, а банковские вклады считались святыней».
Как бы то ни было, в Европе любой шаг, ударяющий по вкладчикам, натолкнется на яростное сопротивление, предполагает автор. А вышеизложенный план «будет трудно осуществить на практике, если учесть связи Кипра с Россией», — добавляет он. Президент Кипра Христофиас — коммунист, получивший высшее образование в России. В прошлом году Россия выдала Кипру кредит в 3,3 млрд долларов. Крупнейший вкладчик Bank of Cyprus — российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев.
«Но европейские чиновники воспринимают Кипр как новую возможность приструнить банки за их позицию „мы слишком велики, чтобы прогореть“, — пишет автор статьи, ссылаясь на источники, участвующие в переговорах об антикризисной помощи. Сторонники „стрижки“ вкладов уверяют: именно резкий рост вкладов в кипрских банках в 2010 году (»14,4 млрд долларов, причем до половины денег поступило из России", — сообщает газета) подтолкнул банки к гибельному решению вложиться в гособлигации Греции.
Немецкие депутаты уже заявили, что отвергнут любой план, который выльется в спасение российских вкладчиков, добавляет газета. Как бы то ни было, окончательная договоренность о спасении Кипра ожидается только после 17 февраля, когда состоятся президентские выборы. Нынешний президент не баллотируется, ведущий кандидат — правоцентрист Анастасиадес, которого ЕС считает более сговорчивым партнером.
«По словам информированных источников, обсуждаются и другие варианты расплаты за счет частных инвесторов. Например, значительное урезание стоимости старших облигаций Bank of Cyprus и Cyprus Popular Bank. Или перекладывание убытков на иностранных инвесторов — держателей гособлигаций Кипра», — говорится в статье.
Однако любой намек, что вкладчики могут пострадать, спровоцирует паническое изъятие вкладов из банков и повредит репутации Кипра как офшора. «Россия, крупнейший кредитор Кипра, наверняка станет резко возражать. Страны еврозоны с хрупкими банковскими системами будут опасаться, что кризис перекинется на них», — поясняет корреспондент.
Некоторые эксперты призывают ЕС попросту выписать Кипру чек на 22,2 млрд долларов. Пусть хедж-фонды и российские вкладчики извлекут прибыль — это не высокая цена за стабильность еврозоны, рассуждают они. Но Адам Леррик (American Enterprise Institute) возражает: «Тут мы имеем несостоятельную банковскую систему, которую намеренно превращают в несостоятельное правительство».
И все же правительство Кипра «будет до последней капли крови сопротивляться стрижке вкладов», — сказал кипрский экономист Александрос Апостолидес.
Источник
В конце декабря президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия не исключает возможности финансовой помощи Кипру, но на определенных условиях и после экспертной оценки. Он отметил, что «дело не в деньгах, дело в условиях и в системных мерах». По словам президента, власти РФ исходят из того, что европейские партнеры должны сформулировать определенные отношения внутри своего собственного сообщества. «Для нас не очень комфортным является вмешиваться в этот процесс, но в известной ситуации, когда договоренности будут достигнуты, мы, в принципе, не исключаем возможности подключиться к решению вопросов, связанных со стабилизацией ситуации в Кипре, но это требует отдельного рассмотрения на экспертном уровне», — сказал Путин тогда журналистам.
«Существенная часть инвестиций с Кипра – это наши же деньги, которые возвращаются к нам через кипрские компании. Российские инвестиции, деньги, которые проходят через кипрские компании, не обязательно хранятся в кипрских банках», — считает главный экономист АФК «Система» Евгений Надоршин.
для меня «российские» вкладчики это вкладчики в рос. банки
а на кипрах — это уже чьи-то капиталы
на кипре половина оффшоров связана с рос бизнесом.