Новости рынков
Акции китайского теневого кредитора Xinhua Trust продаются по минимальным ценам. Компания обанкротилась в мае, став первым китайским трастом, который потерпел крах более чем за двадцать лет. Части компании были выставлены на продажу на онлайн-платформе Taobao со скидкой 30%. Недавно автомобили фирмы были выставлены на аукционе, который был проведен по распоряжению суда. Любители выгодных покупок могут приобрести торговые марки Xinhua всего за 12000 юаней ($1650).
Крах теневого кредитора — тревожный сигнал: те силы, которые привели к его обвалу, теперь разрушают китайскую трастовую отрасль стоимостью 21 трлн юаней. Экономический рост в стране оказался слабее, чем ожидалось, а застройщики пострадали от беспрецедентной волны дефолтов и реструктуризаций. Китайские трасты, которые направляют средства инвесторов в инфраструктуру, недвижимость и другие проекты, подвержены обоим рискам. Хотя банкротство Xinhua не привело к большим проблемам, более масштабный крах может потерпеть один из крупнейших трастов страны Zhongrong, который пропустил выплаты клиентам в середине августа. Охваченные паникой инвесторы опасаются, что в ловушке окажутся и другие фирмы, а коллапс спровоцирует дальнейшие экономические проблемы.
В периоды уверенного экономического роста в Китае трасты и их инвесторы получали хорошую прибыль, а инвестиционные продукты часто предлагали годовую доходность на уровне 10% и более. Застройщики и местные власти были готовы платить высокие проценты, регуляторы не так строго контролировали сделки, как банковские кредиты, а трасты извлекали выгоду благодаря широко распространенному представлению о том, что государство охраняет денежные средства инвесторов так же, как банковские депозиты. Подобное восприятие кануло в небытие, и по мере того как все больше застройщиков объявляют дефолты, вполне вероятен рост числа теневых банков, которые не смогут выплачивать долги.
На примере Zhongrong, под управлением которой в конце прошлого года находились трастовые продукты на сумму около 630 млрд юаней, видно, как проблемы распространились из сферы недвижимости на финансовую систему. Когда Sunac, пятый по величине девелопер Китая, объявил дефолт в прошлом году, местные власти начали замораживать средства компании, чтобы гарантировать завершение проектов. В частности, средства были заморожены в Ухане, городе в центральном Китае, в том числе инвестиции, связанные с Zhongrong. По состоянию на конец марта в целом по отрасли непосредственно в сектор недвижимости было инвестировано около 7% трастовых продуктов. По оценкам аналитиков банка Anz, за счет непрямых инвестиций через ценные бумаги этот риск увеличивается до 30%.
Риск заражения особенно высок из-за повсеместного и непрозрачного трастового кредитования, а также потому, что инвестиции в трасты образуют запутанные финансовые связи. Например, среди инвесторов Zhongrong есть несколько компаний, зарегистрированных на бирже. Такие компании часто инвестируют в трасты, чтобы получать более высокую прибыль. В то же время трасты инвестировали около 4.6 трлн юаней в акции, облигации и другие фонды. Они также предоставляли кредиты на проекты местных органов власти, и теперь города и провинции по всему Китаю столкнулись с трудностями при погашении долгов, которые, по оценкам, в конце 2022 года достигли 57 трлн юаней.
Есть еще один возможный путь распространения проблем. Zhongrong контролируется гораздо более крупной инвестиционной компанией Zhongzhi, которая через различные подразделения управляет активами на сумму около 1 трлн юаней. Zhongzhi также столкнулась с кризисом ликвидности и, как сообщается, не смогла выплатить 230 млрд юаней, которые она должна примерно 150000 состоятельных инвесторов. По всей стране аналогичные фирмы по управлению инвестициями имеют миллионы клиентов. Как отметил директор одной из этих компаний, после появления новостей о проблемах Zhongzhi обеспокоенные клиенты, многие из которых являются обычными офисными работниками, стали обрывать телефоны, чтобы убедиться, что их сбережения находятся в безопасности.
Такие связи между трастами, местными органами власти и застройщиками, а также возможность возникновения проблем у крупных финансовых фирм отпугнули инвесторов. Действительно, проблемы Zhongzhi обвалили китайский фондовый рынок: базовый индекс CSI 300 упал в этом месяце более чем на 6%. Вмешательство со стороны чиновников, включая снижение государственной пошлины 27 августа, не оказало особого воздействия.
Политики остро осознают проблемы, с которыми столкнулись трасты. В конце концов, многие из них были созданы в результате попыток чиновников снизить риск. С 2017 года регуляторы пристально следят за китайскими теневыми банками в попытке переложить на банки непрозрачное внебалансовое кредитование. Меры ужесточились в 2020 году, когда государство резко ограничило возможность использования заемных средств для застройщиков. В результате, по данным исследовательской фирмы Capital Economics, в первом полугодии было выпущено минимальное количество теневых банковских продуктов за десятилетие. Закручивание гаек привело к сокращению ликвидности и подорвало доверие на рынке недвижимости, спровоцировав дефолты как среди девелоперов, так и среди трастовых компаний.
В краткосрочной перспективе многие проблемы будут решаться за счет богатых инвесторов, поскольку порог для инвестирования в трастовый продукт обычно составляет более 300000 юаней. Большинство из них даже не могут потребовать возврата первоначальных инвестиций, поскольку условия обычно не позволяют инвесторам выводить средства, иногда до двух лет. Это может помочь предотвратить полномасштабный финансовый кризис, вызванный изъятием вкладов у теневых кредиторов, и даст правительству время разрешить кризис. Новостное агентство Bloomberg сообщает, что банковский регулятор Китая уже создал целевую рабочую группу для изучения проблем Zhongzhi. Тем не менее, учитывая масштабные теневые связи таких фирм по всей экономике, государственным инспекторам может не понравиться то, что они обнаружат.
www.wsj.com/economy/global/chinese-banks-plan-deposit-rate-cuts-to-cushion-pain-from-a-faltering-economy-6191d8d8