Блог им. M2econ
ЦБ опубликовал оценку денежной массы по итогам июня (на 1.07.2023). Она выросла на 25% годовых (+24,9% месяцем ранее).
В реальном выражении рост составил +21% годовых.
Рост на 20% и выше наблюдается уже четвёртый месяц подряд. Впервые с 2010 года денежно-кредитные условия способствую быстрому росту ВВП.
В июне индекс деловой активности в обрабатывающей промышленности России (PMI manufacturing) составил 52,6 пункта.
Индекс выше 50 пунктов означает рост деловой активности.
За последние 12 лет среднегодовой индекс нынешних значений (52,4 пункта) достигал лишь один раз, в сентябре 2017 года (см. график ниже).
Отметим, что индекс сейчас намного выше, чем в 2021 году:
● В 2021 году он не поднимался выше 51,9 пункта. В 2023 году достигал уже 53,6 (в феврале).
● В 2021 году среднегодовой индекс составил 50 пунктов. За первые 5 месяцев 2023 года средний индекс намного выше: 53 пункта.
Что это значит для ВВП
Напомним, что в 2021 году рост ВВП составил 5,6%. В 2023 году рост ВВП может быть выше, динамика индекса деловой активности косвенно это подтверждает.
Индекс PMI в секторе услуг в июне вырос до 56,8 пункта (54,3 в мае).
Индекс сейчас выше, чем в 2021 году.
● Пик в 2021 году был 57,5 (май). В 2023 году пик и выше (58,1) и достигнут раньше (в марте).
● Выше 53 пунктов в 2021 году индекс продержался 4 месяца. В 2023 году он держится выше 53 пунктов уже пять месяцев.
Аналогичная картина складывается и с композитным индексом, отражающим деловую активность в обоих секторах (промышленность + услуги).
Достигнутый на сегодняшний день пик 2023 года (56,8) выше, чем пик 2021 года (56,2).
Резюме
Деловая активность в России растёт как в секторе услуг, так и в промышленности.
В июне продажи выросли. Миллион по итогам года становится всё реальнее.
В июне по данным агентства «Автостат» в ГИБДД было зарегистрировано 82 тысячи новых легковых автомобилей.
Заметим, что с 45 тыс. в январе рынок последовательно рос и вырос до 82 тысяч в июне.
Это в 2,5 раза (или на 149%) больше, чем в июне прошлого года.
График 2.
Темпы роста во втором квартале составили +165% (рост в 2,6 раза).
Продажи за последние 12 месяцев (скользящий год) выросли до 676 тысяч.
График 3.
Минимальными 12-месячные продажи были по итогам марта (534 тысячи).
Мы уже писали, что по итогам года рынок может вырасти до 1 млн. единиц. Посмотрим, как июньские данные влияют на этот прогноз.
По темпам с начала года (пессимистичный)
Рост с начала года (за первые 6 месяцев) составил +14% к первому полугодию прошлого года. Сделаем самый скромный прогноз: если темпы первого полугодия сохранятся до конца года, то рынок в 2023 году вырастет до 715 тысяч.
График 4.
Но в первом полугодии темпы сильно отличались от квартала к кварталу. Попробуем это учесть далее.
Прогноз по темпам второго квартала (оптимистичный)
Если темпы первого квартала были -35% (что вполне объяснимо высокой сравнительной базой), то темпы второго квартала (+161%) были намного выше, что объясняется уже низкой сравнительной базой второго квартала 2022 года.
Если представить, что до конца года сохранится динамика второго квартала (+161%), то к концу года ежемесячные продажи вырастут до 150 тыс.
График 5. Данные после июня 2023 — прогноз.
За 12 месяцев 2023 года в этом сценарии будет продано 1,1 млн. штук.
График 6. Данные после июня 2023 — прогноз.
Этот сценарий стоит признать оптимистичным. Ведь темпы второго квартала так высоки потому, что во 2 квартале прошлого года было два месяца самых низких продаж (в апреле и мае 2022 года продавалось примерно по 27 тыс. шт.).
Говоря иначе, темпы роста к аналогичному периоду прошлого года будут постепенно затухать (= не останутся такими высокими, как во 2 квартале).
Прогноз по уровню июня (82 тыс. в месяц до конца года)
Мы уже отмечали выше, что с 45 тыс. в январе рынок последовательно рос и вырос до 82 тысяч в июне.
Мы ожидаем, что месячные продажи продолжат расти и далее. Но представим, что продажи во втором полугодии останутся на уровне июня (82 тыс. в месяц). Тогда рынок вырастет до 900 тыс. штук в год.
График 7. Данные после июня 2023 — прогноз.
Этот сценарий следует признать умеренно-пессимистичным.
Вряд ли рынок остановится на текущем уровне при текущем уровне спроса. К тому же постепенно решаются проблемы как с импортом, так и с производством на территории России.
Идём на миллион
В итоге наиболее близким к реальности мы считаем прогноз в 1 млн. единиц. Кстати, такой прогноз получается, если просто продлить по текущему тренду до конца года линию 12-месячных продаж.
График 8. Данные после июня 2023 — прогноз.
Такое быстрое V-образное восстановление не является чем-то фантастическим.
Обратите внимание: восстановление после кризиса 2009 года, начавшееся после марта 2010 года, имело такой же характер.
Резюме
Данные по рынку легковых автомобилей за июнь подтверждают наш прогноз рынка в 1 млн. штук в 2023 году.
Рынок грузовиков ставит новые рекордыЭто косвенно подтверждает высокие темпы роста ВВП во 2 квартале.
В июне, по нашей предварительной оценке, в органах ГИБДД России было зарегистрировано 11 тысяч новых тяжёлых грузовиков.
Это лучший месяц на рынке с декабря 2011 года (за 12,5 лет).
В июне же продажи никогда ещё не были столь высоки.
До этого рекордным был июнь 2008 года (9 284 шт.). Иначе говоря, июнь 2023 года стал лучшим июнем в истории.
К июню прошлого года рост составил +120% (в 2,2 раза).
За последние 12 месяцев продано 98 тыс. тяжёлых грузовиков.
Фактически, рынок вышел на отметку 100 тысяч и останавливаться не собирается.
Если темпы с начала года (+71%) сохранятся до конца года, то по итогам 2023 года рынок вырастет до 128 тыс. шт.
Это станет историческим рекордом для постсоветской России.
Оценка
Рост рынка грузовиков косвенно подтверждает быстрый рост экономики, который позже будет отражён в цифрах Росстата по ВВП за 2 квартал, а затем и за весь 2023 год.
В июне, по нашей предварительной оценке, перевозки грузов железнодорожным транспортом составили 101,6 млн. тонн.
Это на 1,4% больше, чем в июне прошлого года.
Это пятый месяц роста подряд.
За последние 12 месяцев было перевезено 1,24 млрд. тонн грузов.
Пока объёмы перевозок далеки от рекордов РСФСР советских времён.
Более того, они далеки даже от рекорда 2007 года (1,3 млрд. тонн).
Объёмы перевозок цемента по железным дорогам в июне, по предварительной оценке, составили 2,57 млн тонн.
Это на 1,3% меньше, чем в июне прошлого года.
Перевозки упали впервые после трёх месяцев роста подряд.
В июне среднемесячный курс составил 86,4 рубля за доллар.
График 1.
Среднегодовой курс (тёмно-синяя линия на графике 1) при этом уже много лет находится в восходящем коридоре (показан красным пунктиром).
За год курс снизился на 37%.
График 2.
Это самое сильное годовое падение с 2015 года. Но тогда ослабление рубля длилось с небольшими перерывами 59 месяцев (5 лет) с сентября 2011 по июль 2016. Это очень хорошо видно по тёмно-синей линии на графике 2.
Сейчас же падение идёт всего третий месяц после длительного укрепления рубля. Обратите внимание на синюю линию в 2015 (ниже нулевой отметки) и сейчас (выше).
В начале 2000-х возник стереотип, что ослабление рубля способствовало быстрому росту экономики в те годы. Вопреки этому стереотипу, факты говорят о другом. Ослабление рубля (красные столбцы на графике 2) чаще соответствуют периодам падения ВВП (серые области на графике 2).
“Бабахнул” ли курс?
На одном из наших “фирменных” графиков мы обозначаем моменты резкого изменения курса рубля значком “бах” (график 3).
График 3.
К резким ослаблениям рубля («бах») я отношу проседание на 15% и более к предыдущему месяцу (см. жёлтые выноски на графике 4).
График 4.
Июньское падение на «бах» не тянет.
Индекс Мосбиржи: +21%В июне среднегодовое значение индекса Мосбиржи составило 2 749 пунктов.
Это на 21% больше, чем в июне прошлого года.
Это уже третий месяц годового роста подряд
Реальный индекс полной доходности: +34%Если добавить дивиденды и «вычесть» влияние инфляции, то индекс со 100 пунктов в 1997 году вырос не до 6074, а всего до 278 пунктов.
Низшей точкой реального индекса полной доходности был сентябрь 2022 года.
Индекс полной доходности растёт более активно благодаря учёту дивидендов.
Именно поэтому его годовой прирост (+34%) выше, чем у стандартного индекса Мосбиржи (+21%).
Индекс растёт третий месяц подряд.
Индекс РТС: -24%Индекс РТС, учитывающий курс рубля, в июне составил 1009 пунктов.
Это на 24% ниже, чем в июне прошлого года.
Падение индекса РТС (с небольшим перерывом в марте 2023) продолжается уже 17 месяцев, с февраля 2022 года.
Еженедельно. Многие макропоказатели (денежная масса, промпроизводство и другие) мы узнаём поздно, через 2-4 недели после окончания месяца. Их, по мере поступления, мы включаем в наши еженедельные макрообзоры.
Ежемесячно. Но есть и «быстрые» индикаторы, которые становятся известными уже в первые дни следующего месяца:
· перевозки по железным дорогам,
· индексы PMI, а также
· все биржевые индикаторы – курсы валют, фондовые индексы, цены на нефть и другие.
В последнее время к этим показателям добавились
· рынок легковых автомобилей,
· рынок грузовиков,
· денежная масса.
Такие быстрые показатели по итогам каждого месяца мы включаем в наш ежемесячный специальный обзор.
Такой обзор выходит в пятый-шестой рабочий день после завершения отчётного месяца.
* Большинство биржевых показателей (индексы, курсы валют) считаются по формуле HLC/3 (среднее цен максимальных, минимальных и закрытия).
Следующий экспресс-обзор — за июль — выйдет ориентировочно 7 августа.
Ориентироваться в моих статьях, заметках и видео удобно через НАВИГАТОР
Более полный перечень статей с разбивкой по темам есть ЗДЕСЬ.
___
Раньше всего материалы публикуются в Дзен и Телеграм
Телеграм : https://t.me/m2econ
Дзен : https://zen.yandex.ru/m2econ
Подписывайтесь!
Буду благодарен вам за лайки и комментарии
Грузовики с ростом экономики связаны, безусловно… с бумажным.
Логистика изменилась. Кардинально изменилось оборудование, на котором все будут работать. Раньше крупняк сидел на Европе, Японии, Америке. Сейчас один Китай. А это г.., кто бы что ни говорил (это из практики, а не теории). И этого г надо на 30%больше для непрерывного цикла, а служит оно на 30% меньше. И запчастей надо больше и все это надо везти. Но обьем выпускаемой продукции в лучшем случае останется таким же). При этом цена этого г… такая же, как у ушедших брендов до сво. Те ВВП у нас растёт)).
При курсе выше 90 мелочь пошла отказываться от сделок, на плаву пока крупняк, но у него выхода нет. Так что мы рядом с бабах)).