Блог им. InvesticiiPokoleniyaZ
Последние годы Российское авиастроение находилось в упадке. Основной причиной этого явления стал импорт иностранных запчастей или полностью готовых самолетов зарубежной сборки. На сегодняшний день ситуация кардинально изменилась. Теперь российский авиапром столкнулся с серьезной задачей — в кратчайшие сроки заместить самолеты и запчасти иностранного производства на отечественные разработки. Многим может показаться, что эта задача является невыполнимой, что в России нет производственной базы для выполнения таких задач. В этой статье мы немного приоткроем занавес и расскажем, что такие компании есть, они успешно функционируют. Более того, частный инвестор может стать акционером этих компаний и поучаствовать в кратном росте их финансовых результатов.
Из-за того, что российским авиаперевозчикам после начала СВО запретили приобретать самолеты иностранного производства – в том числе Boeing и Airbus, составлявшие основу сегодняшнего парка воздушных судов (ВС) России, а также запретили покупать запчасти к ним, осуществлять техобслуживание и страхование ВС, 27 июня Правительство утвердило новую программу развития авиаотрасли до 2030 г. На ее реализацию будет выделено более 770 млрд руб., однако, на наш взгляд, бюджет будет существенно увеличен.
Авиационный двигатель нового поколения ПД-14Согласно данной программе, российские авиакомпании должны получить 1036 отечественных самолетов до 2030 г. Из них 142 единицы SSJ-New – импортозамещенной версии ближнемагистрального самолета SSJ100 и 270 единиц МС-21-310 – первого отечественного среднемагистрального самолета, созданного в постсоветский период.
Активное расширение коснется также парка региональной авиации. К 2030 г. в РФ должно быть выпущено 140 единиц ТВРС-44 «Ладога», 70 самолетов Ил-114-300, 178 единиц L-410 и 154 «Байкала» (ЛМС-901). Поставки новых вертолетов составят 764 единицы.
Пообщавшись с экспертами в авиастроении, мы пришли к выводу, что самым важным и самым сложным компонентом самолета является именно двигатель, так как эта продукция является высокотехнологичной и ее труднее всего заменить на отечественную. Например, среднемагистральный МС-21 в базовом варианте был укомплектован двигателем американской Pratt & Whitney – PW1400G, а летающий уже более 10 лет SSJ100 оснащен двигателями совместного предприятия (СП) французской Safran. Поэтому самая сложная и в то же время самая маржинальная часть самолета будет связана с этим компонентом, поэтому, в первую очередь, необходимо искать производителей этой продукции.
Предполагается, что вся перечисленная техника в предыдущих абзацах, будет летать на отечественных двигателях. Согласно программе, за последующие восемь лет в России будет сделано 4964 авиадвигателя различных модификаций. Таким образом, производители двигателей будут полностью обеспечены заказами вплоть до 2030 года. Также мы предполагаем, что при успешном импортозамещении отечественная продукция будет пользоваться спросом и за рубежом, как минимум в странах СНГ, где также закупают зарубежные самолеты и комплектующие.
Несмотря на тот факт, что гражданская авиация получит основной пакет бюджетных средств, мы не можем обойти вниманием производство беспилотных аппаратов.
Буквально в конце прошлого года, Президент Владимир Путин утвердил перечень поручений по вопросам развития беспилотных авиационных систем. Согласно имеющейся в публичном поле информации, Правительство должно до 1 июня 2023 года утвердить стратегию развития беспилотной авиации до 2030 года и на перспективу до 2035 года, а до 1 апреля — план государственного гражданского заказа на отечественные беспилотные авиационные системы до 2030 года. Стратегия подразумевает:
1) развитие серийного производства беспилотных авиасистем и их комплектующих;
2) развитие необходимой инфраструктуры;
3) стимулирование спроса на беспилотные авиасистемы отечественного производства;
4) подготовку кадров в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиасистем.
Таким образом, наряду с развитием гражданского авиастроения мы получаем современный тренд — развитие беспилотных летательных аппаратов, что позволяет инвестору выбрать интересующее его направление.
Мы не будем перечислять все компании, которые имеют отношение к этим программам. Во-первых, мы уже отсеяли компании, где нет возможности приобрести акции и поучаствовать в росте капитализации компаний. Во-вторых, мы еще не закончили наш комплексный ресерч, поэтому делимся только промежуточными результатами!
1) АО «ОДК-СТАР» – единственное в России предприятие, обладающее компетенциями в разработке и серийном производстве систем топливопитания и управления газотурбинными двигателями воздушного, наземного и морского назначения, включая электронные агрегаты с полной ответственностью типа FADEC и гидромеханические агрегаты, а также имеющее опыт поддержания всего жизненного цикла газотурбинных двигателей.
2) ПАО «ОДК-Сатурн» — двигателестроительная компания, специализирующаяся на разработке, производстве, послепродажном обслуживании газотурбинных двигателей (ГТД) для авиации, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок, судов, морских и приморских промышленных объектов.
3) ПАО «ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение» – разработчик и крупнейший производитель газотурбинных двигателей в России. Основными видами деятельности являются разработка, производство, сервисное обслуживание и ремонт турбореактивных авиационных двигателей, производство и ремонт узлов вертолетной техники, выпуск оборудования для нефтегазовой промышленности.
4) НПП «Аэросила» является российским предприятием по разработке и производству самолетных воздушных винтов, винтовентиляторов, вспомогательных газотурбинных двигателей (ВГТД), авиационных агрегатов различного назначения, в том числе воздушных винтов для БПЛА.
Благодаря санкциям у отечественного рынка авиастроения и БПЛА появились возможности существенно увеличить производство и окончательно вытеснить с рынка иностранных игроков. У инвестора, так как на расширение производственной инфраструктуры уйдет около 1-2 лет, есть реальная возможность поучаствовать в этом росте.
В статье мы привели конкретные компании, которые на данный момент нашли на внебиржевом рынке и которые будут участвовать в Правительственной программе восстановления отечественного авиастроения. Мы намеренно не разбирали компании более детально, так как хотим посвятить наиболее интересным из них отдельный аналитический материал. Поэтому будем рады если вы подпишетесь на наш канал и будете прочтете наши следующие материалы!
© OTC Factory 2023-2023. Все материалы данного канала/сайта/блога являются объектами авторского права (в том числе дизайн). Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного письменного согласия правообладателя. Вся информация предназначена исключительно для информационных целей. Автор OTC Factory не осуществляет деятельность по инвестиционному консультированию и не является инвестиционным советником.
Также подписывайтесь на наш Телеграмм-канал!
Shmulia, 1) Мы акцентировали внимание на том, что не подсвечено
2) ОАК глубоко убыточная компания, поэтому мы ее не рассматриваем
3) Иркут был интересен, но сейчас не очень дешевый, в отличие от перечисленных компаний + имеет отрицательные чистые активы
4) Мы сделали акцент на тех компаниях, которые занимаются именно разработкой двигателей, а не фюзеляжа
Для меня внебиржевой рынок не рынок вовсе. Нет его совсем и акций не существует.
Удачи!