Блог им. i_shuraleva

Газпром vs Роснефть. Или история про стратегический просчёт

Статья будет длинная. Надеюсь, интересная.

Неоднократно в комментариях поднимали вопрос по этим двум компаниям, хочу в одной статье всё обобщить.

Будет грустный рассказ про стратегический просчёт на триллионы рублей.

Две госкомпании. Но как по-разному они управляются. Качество менеджмента — то, что сильно их различает.

Принято считать, что госкомпании всегда управляются плохо. Но мы знаем примеры, опровергающие данный тезис. Вспомните Сбербанк. Я помню его до Грефа. Разница заметная.

Как с управлением в Газпроме и Роснефти?

Газпром

Газпром — великолепная компания. Огромные запасы востребованного во всём мире ресурса, низкая себестоимость добычи. Что ещё нужно для счастья?

Но однажды компания допустила стратегический просчёт. Просчёт настолько страшный, что исправлять его придётся годами.

Компания сама призналась (косвенно), что просчёт состоялся.

Просто прочитайте выступление Миллера в 2010 году (12 лет назад!):

Специфика технологии и экономики проектов по добыче сланцевого газа предопределяет роль сланцевого газа — местный, локальный источник ресурсов, компенсирующий снижение объемов добычи (или отсутствие) традиционного газа на региональных рынках.
Сланцевый газ будет играть очень важную и полезную роль балансировки газовых рынков в региональном масштабе, но для возведения его на трон нет оснований.
Следующий миф, с которым надо разобраться — это утверждение о том, что конкуренция со стороны сжиженного природного газа вытесняет трубопроводный газ с европейского рынка.

 

Прошло 12 лет. Вот что пишет Газпром сегодня:

Производство СПГ — одно из приоритетных направлений для «Газпрома»
Совет директоров ПАО «Газпром» одобрил проводимую компанией работу по реализации проектов в области производства и поставок сжиженного природного газа (СПГ).

 

12 лет назад Газпром презрительно отмахивался от бессмысленного СПГ. А теперь это — одно из приоритетных направлений Газпрома!

Нет слов.

Если бы тогда Газпром правильно оценил перспективы СПГ, и вместо труб (или параллельно с ними) строил бы терминалы по сжижению… Стратегический просчёт. Ошибка управления. Исправлять придётся годами. И в условиях жёстких санкций.

В общем, писать про это дальше — только злить.

Роснефть

А теперь посмотрите на Роснефть.

Картинка из отчета компании за 2021 год:

  Газпром vs Роснефть. Или история про стратегический просчёт 

Экспорт в Азию и экспорт в Европу практически равны. Диверсификация. Сечин всё прекрасно понимал.

Готовились заранее. Ждали непростые времена. Принимали меры. Занимались импортозамещением (тут многие любят это слово, упоминаю для имиджа).

Компанию неоднократно пугали санкциями. А Роснефть… приняла угрозы всерьёз.

Что делать? Нужны будут свои суда. Разные. Много. Нужна целая верфь. Делаем:

Общество с ограниченной ответственностью «Судостроительный комплекс «Звезда» учреждено 17 декабря 2015 года.
Поэтапный ввод в эксплуатацию всего комплекса производств ССК «Звезда» будет завершён к концу 2024 года.

 

А ещё заказываем танкеры. Одна из таких новостей:

25 Май 2018. «Роснефть» и «Совкомфлот» договорились о техническом сопровождении строительства на ССК «Звезда» трёх танкеров «Афрамакс». Суда будут использоваться для безопасного экспорта нефти и нефтепродуктов из российских портов, в том числе на Балтике.

 

Хватает ли танкеров? Нет, не хватает. Но что-то всё-таки успели построить. И, главное, есть и верфи, и отработанные технологии строительства. Танкеры строятся:

5 сентября 2022. «Звезда» запланировала в конце года сдать два танкера типа «Афрамакс»
«Сегодня мы – не побоюсь сказать – присутствуем при историческом событии. На наших глазах происходит локализация производства современных крупнотоннажных танкеров высокого экологического класса, работа продолжается», — отметил глава «Совкомфлота» Игорь Тонковидов.

 

Роснефть занимается только танкерами? Про другие вопросы тоже не забывает:

4 февраля 2022. «Роснефть» и китайская CNPC подписали соглашение о поставках 100 млн т нефти в Китай через Казахстан в течение десяти лет. Сырье будет перерабатываться на заводах на северо-западе Китая. Об этом сообщила пресс-служба «Роснефти». Теперь компания будет экспортировать в Китай около 25% добытой нефти.

 

Роснефть опирается только на Китай? Тоже нет:

И вот непростые времена пришли.

  Газпром vs Роснефть. Или история про стратегический просчёт 

Проверяем домашнюю работу:

  • Газпром настроил труб в Европу. Справедливости ради стоит отметить, что Сила Сибири тоже есть. Но объёмов сильно не хватает.
  • Роснефть: и труба в ЕС (не под санкциями), и танкеры, и Восток Ойл, и Китай, и НПЗ в Индии, и работают по Индонезии.

Конечно, Роснефти тоже достанется. Танкеров мало, новые строятся слишком медленно. Но мы же разбираем менеджмент. Кто какие решения принимал. Видно, что компания готовилась, работала в нужном направлении. И первые плоды уже пошли. Компания продумывала и наращивание добычи (разбирали Восток Ойл), и сбыт.

Газпром, конечно, однажды совершит подвиг. Найдёт и силы, и время, и деньги на новые трубы (Китай и Турция), на СПГ-заводы. Надеюсь, всё получится. Через пару лет проверим домашнюю работу.

Роснефти в это время нужно просто доделать начатое.

Поэтому Роснефть мне нравится больше Газпрома.

Мой блог в телеграм тут.

★4
47 комментариев
Да, всё верно! Передаю Вам привет в Казань.

У некоторых этой Роснефти — хоть залейся! Можно сказать, это фетиш разных позитивных чуваков вроде меня. Впрочем, есть и другие пристрастия!

Другое дело, сравнительно скромные дивиденды конечно, расстраивают! Сами посудите, Лукойл, Газпромнефть. Но зато у нас — свои резоны.
avatar

Компания сама призналась (косвенно), что просчёт состоялся.

Просто прочитайте выступление Миллера в 2010 году (12 лет назад!):

Специфика технологии и экономики проектов по добыче сланцевого газа предопределяет роль сланцевого газа — местный, локальный источник ресурсов, компенсирующий снижение объемов добычи (или отсутствие) традиционного газа на региональных рынках.
Сланцевый газ будет играть очень важную и полезную роль балансировки газовых рынков в региональном масштабе, но для возведения его на трон нет оснований.
Следующий миф, с которым надо разобраться — это утверждение о том, что конкуренция со стороны сжиженного природного газа вытесняет трубопроводный газ с европейского рынка.

 

Прошло 12 лет. Вот что пишет Газпром сегодня:

Производство СПГ — одно из приоритетных направлений для «Газпрома»
Совет директоров ПАО «Газпром» одобрил проводимую компанией работу по реализации проектов в области производства и поставок сжиженного природного газа (СПГ).

 

12 лет назад Газпром презрительно отмахивался от бессмысленного СПГ. А теперь это — одно из приоритетных направлений Газпрома!

Нет слов.


Действительно нет слов, учитывая что СПГ это не сланцевый газ.
Зато телега есть)

avatar
sergeiponomaref, конечно не одно и тоже. Специально ведь цитата Миллера приведена: «Следующий миф, с которым надо разобраться — это утверждение о том, что конкуренция со стороны сжиженного природного газа вытесняет трубопроводный газ с европейского рынка»
avatar
i_shuraleva, Дак это не просчет, а искусственно созданные реалии.
avatar
sergeiponomaref, что значит «искусственно созданные реалии»?
Миллер ошибся дважды: 1. недооценил перспективы сланцевого газа; 2. недооценил силу СПГ. Он — глава крупнейшей газовой компании в мире. У него лучшие советники и консультанты. Да, он не мог предсказать санкции в 2022 году. Но он допустил именно профессиональный просчёт в рамках своей зоны ответственности. Должность обязывает его разбираться в подобных вопросах.
avatar
i_shuraleva, Вы действительно считаете, что сланцевый газ или СПГ вытеснил трубопроводный газ от Газпрома в результате конкуренции?
avatar
sergeiponomaref, конечно нет. Админ барьеры и теракты, всё знаю.
Но вопроса всего два:
1. Сланцевый газ был недооценён. Просто неприятный факт. ОК, ошиблись, с кем не бывает.
2. Но почему Газпром сегодня заявляет (ссылка на новость на их сайте выше), что для них теперь приоритет СПГ, а не трубы в Китай/Турцию/Пакистан и т.п.? Что случилось? Катар, кстати, трубы по морю в Пакистан и Индию не тащил, сразу в СПГ ушёл. А Газпром гонял Черский по всему свету, достраивая трубу, по которой так и не пошёл газ.

Кстати, когда Газпром строил СП2, его уже активно ненавидили в ЕС. И третий энергопакет придумали специально против Газпрома. Намекали активно, мол, не нужен тут твой газ.
avatar
i_shuraleva, Просто Миллер недооценил негативное отношение Запада к растущему влиянию России. В результате Европа делала всё для затруднения поставок газа по трубопроводам. При нормальных дружественных отношениях СПГ никогда бы не смог конкурировать с трубопроводным газом. И заметьте, не мы первые начали эту конфронтацию, она началась задолго до украинских событий. Уже после 2008 г. стало видно, что с Европой нам не по пути, а Газпром (хотя не Газпром и высшее руководство России) всё надеялись на налаживание нормальных экономических отношений. Теперь ясно — Европа враг, идущий на поводке США. И трубопроводный газ  Европа будет блокировать. Остаётся развивать СПГ поставки.
avatar
Elmarit, 
И заметьте, не мы первые начали эту конфронтацию, она началась задолго до украинских событий.
А кто начал? Европа напала на Грузию, или учила всех жить в «мюнхенской речи»? Или потом, в нарушение все той же речи, оттяпала кусок территории у соседа? Срать собеседнику в тарелку, и при этом надеяться на нормализацию с ним отношений — это социопатией отдает.
avatar
MadQuant, если бы Европа хоть немного прислушалась к Мюнхенской речи, многого последовавшего потом ужаса удалось бы избежать.
avatar
Владимир К, а почему первый мир должен слушать лекции от второго-третьего? Ну они закономерно положили болт — и что? Какой «ужас» для них-то случился?
Это очень странная философия: сидеть глубоко в жопе и при этом смотреть на всех свысока и читать лекции.
avatar
MadQuant, так лекция была не свысока, а для общего блага, а вот свысока отмахнулись, в итоге — война в Европе, красота! Ужаса конечно нет, десятипроцентная инфляция и энергетический кризис это ерунда разумеется, но мир меняется, куда кого занесет еще увидим, но по старому уже не будет.
avatar
MadQuant, 

Я так понимаю: Это Россия напала на Грузию и Россия «оттяпала кусок» у соседа? И (если по аналогии) 8 лет присылала в Донбасс шоколадные конфеты детям? Я помню акцию Германии-Франции-США «Конфеты в обмен на оружие».))
Нам не нужны отношения с Западом, нам нужно, чтобы СП-2 не взрывали и газ из трубы и ЗВР не воровали — всё!

avatar
49-ый этаж, ну если про Донбасс речь — а какие должны быть конфеты сепаратистам? Сепаратистов жестоко карают, везде. В России вам надо рассказать, что будет с регионом, который захочет отсоединиться (хинт: см. «Война в Чечне»)?
Нам не нужны отношения с Западом, нам нужно, чтобы СП-2 не взрывали и газ из трубы и ЗВР не воровали — всё!
Что надо «вам» — никого не колышет. А кто взорвал СП-2 — даже Россия никаких официальных заявлений не делала, потому что внятного ответа на этот вопрос нет (визги пропаганды не в счет), вы-то на основании чего бросаетесь такими обвинениями?
avatar
sergeiponomaref, именно. Автор путает способ добычи и транспортировки.

avatar
Выводы странные. У Роснефти была свобода выбора, а ГП с начала нулевых использовался как геополитическое оружие по всем направлениям.
Если уж про ошибки говорить — так и Сечин не раз заявлял, что сланцевая нефть — это сказки для лохов, рентабельной она никогда не станет. Но что-то пошло не так.
avatar
MadQuant, ну, справедливости ради стоит отметить, что политикой обе компании слишком увлечены. Вспомните Роснефть и Венесуэлу, например.
avatar
i_shuraleva, соглашусь, но ГП все-таки гораздо более «геополитизирован», с самого начала нулевых еще — все эти газовые войны с Украиной каждый год, ну и сама цель «посадить» Европу на российский газ и сделать его сложнозаменимым — требовали максимальной концентрации инвестиций на этом направлении. У Сечина все-таки, насколько я понимаю, таких ограничений не возникало.
политикой обе компании слишком увлечены
А у них есть выбор? Если руководство вдруг захочет отказаться выполнять директивы сверху — оно сменится одним днем. 
avatar
Ну у ГП еще спот остался
Максим Инвестиционер, ГП его очень не любит :)
Кстати, интересно. После запуска СПГ-заводов Газпром будет требовать долгосрочных контрактов? Катар, в целом, долгосрочные как раз и заключает.
avatar
i_shuraleva, ну там стоит учесть еще и будущий водород, который тоже будет продаваться ГП

А СПГ заводы — это спот, имхо, так проще
Максим Инвестиционер, Катар вот отказывается в ЕС по споту газ возить… Контрактов долгосрочных требует.
avatar
i_shuraleva, кроме ес еще куча стран
Трубопроводный газ выгодней СПГ был и будет.Ситуация у ГП в Европе политическая, газ бизнес президентов. Вопросы по стратегии в Европе нужно задавать Путину, а не Миллеру ..
А танкеры могут взрывать так же как и трубопроводы… Поставки нефти в Европу резко снизились на 70 % и вскоре почти остановятся ...
Сланцевый газ в штатах недооценили, недооценили насколько в Америке его сумеют технологично добывать, что повторить нигде не могут
avatar
aster, вот этот тезис очень интересен: «трубопроводный газ выгодней СПГ был и будет». Мне тоже всегда так казалось. Но вот вопрос. Почему Китай не подписывает договор на Силу Сибири 2? Зато с Катаром долгосрочный контракт на СПГ подписал. Газпром очень хочет договор с Китаем. 
avatar
i_shuraleva, не подписывает договор, аха но очень хочет ещё одну трубу ...
Китай имеет свои большие риски перекрытия морских путей...
Тр. газ выгодней там где есть технические возможности или политические… Сжиженный более гибок но так же требует огромных инвестиций при больших объемах, поэтому Катар и требует от Европы «газпромовских» договоров… а Европа хочет газ почти сейчас, но через 5 -7 лет хочет от него отказаться.
avatar
Занимались импортозамещением
1) Автор, при всё уважении, но вопрос вы изучили слабо! 
2) Если уж затронули тему импортозамещения, то Газпром можно сказать в топе в этом направлении. Одна только Газпром нефть чего стоит в этом вопросе!
3) И газа у Гапрома дохерище, потому что он монополист. Весь газ на экспорт идёт только через его газотранспортную систему, неважно кто его добыл!
4) и т.д. и т.п.
5) Единственный явный просчет Газпрома это экология, читай тема ESG.
avatar
uran66, по импортозамещению. Очень ждём от Газпрома крупнотоннажные СПГ-заводы. Теперь мы знаем, что это направление для компании приоритет.
Газа у Газпрома, действительно, дохерище. Только добычу он вынужден сокращать. Не покупают. Куда девать этот газ?
avatar
Упс, придется написать второй коммент! Перечитал про газовые штуковины! Г-жа Шуралева, а зачем Вы вписали камент про шейл газ? Сланцевый газ через ГРП и ЭлЭнДжи это другое. Это вообще довольно разные концы бизнесса!

Вам расскажет это каждый лихой чувак, кто шляется везде и лично рвет пласты, ну или из тех, кто коротают свои славные деньки на установках сжижения! В России впрочем, до тех и тех не так уж и просто добраться географически, я Вам скажу))).

Небольшая путаница поэтому возникает. К тому же если говорить про ЭлЭнДжи, то построить очереди по сжижению, это не так просто! Космическая техника. Не только лишь все могут. Да и рынок предсказать непросто. Макротренд! Блю Оушн!

Как-то общался я с совладельцем Теллуриан, ему навроде пришлось создавать себе эту новую компанию, после небольшой истории (интересное такое)! Там технологии и рынки довольно специфичные! История первых терминалов в США — тоже!

Так что на Вашем месте я не стал бы суперкритично наезжать на Газпром! Что поделаешь, столько переменных! Впрочем, Ваш подход очень здравый, нет сравнения с т.н. экспердами тут, в бизнесе и в политике! Я их как почитаю, всегда смеюсь!))).
avatar
broker25, если честно, к Роснефти есть немало вопросов. Там много подводных камней, перечислять не хочется.
Но вариантов для бедных инвесторов в наше тревожное время совсем немного. Кого покупать? Внутренний рынок? Спрос подавлен, впереди неизвестность. Нужны экспортёры. Новатэк — ОК. Кто ещё? Идей особо и не остаётся. А у Роснефти и сбыт налажен, и добычу наращивать собираются (Восток Ойл). При всех недостатках на фоне прочих компаний выглядят очень крепко.
avatar
Пожалуй, выберу Лукойл ;)
avatar
Daniel, не боитесь национализации НПЗ в ЕС?
И как Лукойл будет нефть поставлять после 5 декабря? По Дружбе Роснефть поставляет.
avatar
i_shuraleva, в национализацию не верю, даже в худшем сценарии с потерей приличной части выручки, вероятно, можно рассчитывать на дивы 250-300р в год.
Но судя по тому, что НПЗ на Сицилии не продают, а с Болгарией вроде как договариваются и по дружбе что-то поставляют, удар будет не такой сильный. Время покажет, скоро еще потолок цен объявят, пока всё это гадания на кофейной гуще.
avatar
i_shuraleva, вот свежак прилетел.

The Independent: власти Болгарии договорились с российской компанией «ЛУКОЙЛ» об экспорте нефти в ЕС в обход санкций до конца 2024 года.

avatar
Не понял пафоса в сообщении — Газпром» приобрел 20% акций НОВАТЭКа в 2006 году за $2,3 млрд. Там примерно как M$ это крупный акционер Aplle.
avatar
взорвали трубы — взорвут и танкеры. ждите. как только развернутся, то начнут взрывать. беспилотники подводные и воздушные — легко! душить будут везде.
avatar
Sergei, Взорвала трубы СП как раз Россия, то есть эту диверсию совершил Кремль, это абсолютно в его стиле
avatar
Вы бы поверили 12 лет назад, что ЕС будет сознательно губить свою экономику, по приказу США? Миллер ему плохой управленец… ну, ну…
avatar
ну так правильно. роснефть нагибали еще со времен юкоса. она знала, что не слезут просто так, а газпром типа держал всю европу в кулаке, имею и операторов и станции и хранилища там. но вот пришел форс мажор. все верно — надо было готовиться раньше а не сидеть на печи.
avatar
Напомню про эпик фэйл сечина.
В 2013 году, при цене нефти около 100$, сечин покупает ТНК БП за овер 50 ярдов зелени, причем примерно 40 из них кредитные. Уже в следующем году цена на нефть складывается до 30$, а роснефть попадает под санкции ограничивающие возможности рефинансировать кредит.
Спасение было фееричным. ЦБ просто напечатал 620 ярдов рублей и в один день выкупил свеженькие облиги РН на эту сумму. В последствии эти 620 ярдов ушли на покупку валюты на мосбирже, вследствие чего биржевой курс бакса улетел с 35 до 80р в декабре 2014 года.
Миноров ТНК кстати сечин кинул с выкупом, наверно из-за того что обиделся, что прогадал с покупкой ТНК.
avatar
Сечин и управление — это из разных сказок! Сечин и отжим — вот это правда))) Согласен с теми, кто говорит про геополитику: роснефть первая попала под жернова, первой и зашевелилась, теперь газпёр начнёт двигаться в разных направлениях. И первый шаг сделан: якобы «подарок президента» по газификации это и есть начало диверсификации. Зато подали красиво))) 
avatar
borracho, за подарки придется заплатить всем без исключения в виде ускоренной индексации тарифов на газ, особенно для населения.
avatar
Reznor, естественно!!  Это само собой разумеется))) 
avatar

теги блога i_shuraleva

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн