Всем, кто активно выкупает акции
Газпрома Лукойла под рекордные дивиденды, будет интересно.
Давайте обсудим новые риски инвестирования, которые проявились в полный рост в 2022 году.
Институциональные риски
До этого данных риск был настолько несущественным, что его совсем не учитывали. Сегодня, после заморозки иностранных акций у граждан РФ, про такой риск знают все. Многие, к сожалению, столкнулись лично (я, кстати, тоже).
Привожу этот риск именно как пример. Раньше был такой маленький и незначительный. Но реализовался так, что уничтожил существенную долю капитала.
Риски смены собственника
Сейчас в нашей стране происходит масштабная смена собственников. Изменения очень серьёзные. Ничего подобного мы не видели со времён приватизации в 90-х годах.
Удивительно, что население не замечает этой трансформации. Либо просто не оценивает её адекватно.
Всё происходят прямо на наших глазах:
- Акции, принадлежащие нерезидентам из недружественных стран, заморожены. Вероятно, в будущем мы увидим «обмен военнопленными» — РФ заберёт себе эти замороженные акции, страны Запада заберут себе замороженные золото-валютные резервы РФ.
- Происходит смена собственников (добровольная и не очень) в нефтегазовых проектах: Сахалин-1 и ExxonMobil, Shell и Сахалин-2 и т.п.
- Перераспределяются даже несырьевые компании. Например, Тинькофф уже не принадлежит Тинькову, Автоваз уже не принадлежит Рено, вместо Макдоналдса теперь российская Вкусно и Точка и т.п. Список длинный. И продукты питания, и производство бумаги, и магазины одежды. Очень много всего.
То есть пока мелкие частные инвесторы забились в угол и паникуют, крупные дяди делят активы.
Как минимизировать новый риск
- Скорее всего, нерезидентов из дружественных стран не станут обижать. Итак много проблем, нельзя злить ещё и их. Поэтому, на мой взгляд, инвесторов из Катара, которые копили долю в Роснефти, обежать не станут. Китайцев обежать не станут и т.п.
- Богатые россияне, не поддерживающие СВО, останутся без активов в РФ. Тиньков, например, сразу всё понял.
- Компании из стратегических отраслей (нефтегаз), которые не принадлежат государству, рискуют сменить собственника. Такой риск есть, например, у Лукойла. Вдруг Лукойл решит соблюдать потолок цен на нефть? Будет продавать нефть в ЕС по $60? Имеет право. Частная компания. Но такое государство в текущих условиях не может допустить.
Итого, покупая акции, сейчас обязательно нужно смотреть, кому компании принадлежат. Например, как мне кажется, Роснефть в текущих условиях привлекательнее Лукойла, в том числе, по вышеуказанным причинам.
Богоугодный
Дзен
Благословенный
Телеграм