Блог им. Koleso

Энергетические потрясения могут иметь неблагоприятные последствия. 1970-е преподносят политикам печальные уроки.

Энергетические потрясения могут иметь неблагоприятные последствия.

1970-е преподносят политикам печальные уроки.

Энергетические потрясения могут иметь неблагоприятные последствия. 1970-е преподносят политикам печальные уроки.

Почему в 1970-х годах не наступило солнечное панк-будущее изобилия чистой энергии? 

И поскольку мир сталкивается с еще одним энергетическим потрясением, какие уроки можно извлечь из его провала?


Экономисты считают, что технический прогресс является конечной движущей силой роста. Ключевой вопрос заключается в том, что определяет направление этого прогресса. 

Когда заработная плата росла, это означало, что у работодателей был стимул инвестировать в трудосберегающие технологии, а не в капиталосберегающие. 

Следуя этой логике, скачок цен на ископаемое топливо должен помочь ускорить декарбонизацию.


Однако такой зеленый рост не является неизбежным. 

Расходы на исследования могут быть направлены либо на чистые заменители (такие как солнечная энергия), либо на дополнения к грязным технологиям (такие как более эффективные двигатели). 

Для фирмы выбор того, куда направить деньги, зависит от иногда конкурирующих сил цены и размера рынка. 

Нефтяной шок, который поднимает цены на топливо, делает более привлекательными зеленые технологии, такие как солнечная энергетика. 

Но чрезвычайно широкое использование углеводородов может сделать инвестиции в эффективность использования ископаемого топлива, известную как серые технологии, более прибыльными.


Примерно так и произошло в 1970-х годах. 

Хотя некоторые деньги были потрачены на такие проекты, как датский дом с нулевым потреблением энергии и на зарождающийся рынок возобновляемых источников энергии, гораздо больше было потрачено на серые технологии. 

Исторические нефтяные потрясения в основном повлияли на американскую экономику, побудив потребителей покупать более экономичные автомобили. 

Экономичность типичного американского автомобиля увеличилась с 13 миль на галлон в 1975 году до 20 миль на галлон в 1980 году.


Вместо того, чтобы прикарманить сбережения, предлагаемые более экономичными автомобилями, американцы вместо этого купили еще более крупные автомобили и в большем количестве.

Таким образом, долгосрочное воздействие нефтяного шока не должно было убить автомобильную культуру страны — оно должно было еще глубже втиснуть двигатель внутреннего сгорания в американскую жизнь. 

К середине 1980-х годов потребление нефти было выше, чем десять лет назад, хотя многие электростанции страны перешли на природный газ.


Экономисты-экологи называют это явление — когда меры по экономии топлива извращенно повышают спрос — «эффектом отскока». 


Нечто подобное произошло и в экологичном жилье. 

Лучшая изоляция повысила его энергоэффективность; 

в результате дома стали больше, а их владельцы привыкли к более высоким температурам. Например, зимой стало обычным носить футболки в помещении. 

Согласно официальной статистике, общее энергопотребление жилья за последние три десятилетия не изменилось.


В технологическом прогрессе существует «зависимость от пути». 

Энергоэффективность может затруднить конкуренцию другим технологиям. 

Хорошо утепленный дом с современным газовым котлом потребляет меньше топлива. Но это делает первоначальные инвестиции в электрический тепловой насос менее привлекательными. 


Если европейская промышленность успешно сохранит производство этой зимой, используя меньше газа, в будущем у нее может быть меньше стимулов для перехода на экологически чистые методы.

Отличия от предыдущих энергетических потрясений дают некоторый простор для оптимизма. Разработчики экономических моделей указывают на «эластичность замещения» как на важнейшую меру того, ускоряет ли дорогое ископаемое топливо внедрение «зеленых» или «серых» технологий. 


Эта эластичность увеличилась с 1970-х годов. 

Сегодня рост цен должен способствовать большему отказу от ископаемых видов топлива, чем в прошлом, благодаря более широкой доступности и более низкой стоимости экологически чистых альтернатив.


Кроме того, цены на углерод ставят на чашу весов большие пальцы правительства. Ожидается, что стоимость разрешения в рамках схемы ограничения и торговли ЕС будет только расти в будущем, поскольку ограничение на количество выбросов падает, а это означает, что у компаний есть стимул опережать кривую. 

Если повезет, это ограничит эффект отскока в ближайшие годы. 


Но Америка идет по другому пути. 

Субсидирование чистых технологий, а не налогообложение грязных — стратегия, принятая Байденом в недавнем Законе о снижении инфляции, — не так сильно вытесняет ископаемое топливо. 

Например, семья может купить субсидируемый автомобиль на аккумуляторе, но только в дополнение к автомобилю, работающему на ископаемом топливе, которым они могут продолжать пользоваться без штрафных санкций. 

Поддержать канал: https://boosty.to/kolesnikov

Telegram https://t.me/kudaidem2

VK https://vk.com/id170715284

Zen https://zen.yandex.ru/id/6228a9bdb2ff024222e4cab2

Youtube https://www.youtube.com/channel/UCrTyPO-n1ccPnf2mjMsUaJA

Подпишитесь — будем на связи и в курсе происходящего.

 

теги блога Андрей Колесников

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн