Блог им. Razb0rka

RAZB0RKA данных РЖД за Сентябрь'22 и отчета GLOBALTRANS за 1п'22

Решил обьединить эти 2 темы в одну разборку, так как они тесно связаны друг с другом

Любой обзор GLOBALTRANS начинается с графика ставки аренды полувагона

Что же, не буду нарушать традицию

Спотовая ставка аренды в начале Октября составляет около 2000 руб/сутки

RAZB0RKA данных РЖД за Сентябрь'22 и отчета GLOBALTRANS за 1п'22

От пиков весны, снижение составило уже около 30%

В чем причина такого резкого снижения ставки? Причины 2-е

1 причина — продолжающийся рост количества полувагонов на рынке

RAZB0RKA данных РЖД за Сентябрь'22 и отчета GLOBALTRANS за 1п'22

По оценке экспертов, избыток полувагонов составляет 40-50 тыс шт.

И текущая ситуация сильно отличается от 2016-2017

Тогда, после волевого решения правительства о снижении нормативного срока эксплуатации было досрочно списано более 100 тыс самых старых полувагонов

Текущий средний возраст парка всего около 10 лет

А срок службы полувагона по действующим нормативам 22 года!

Главный инженер РЖД Сергей Кобзев в декабре 2021 года, оценивал суммарное списание всех видов вагонов в 2022-2023 годах в размере 23 тыс шт. в год

2 причина — продолжающееся снижение погрузки грузов

По данным РЖД за сентябрь, снижение перевозок идет уже 7 месяцев подряд

RAZB0RKA данных РЖД за Сентябрь'22 и отчета GLOBALTRANS за 1п'22

Снижение погрузки держится на уровне около -5% к прошлому году

RAZB0RKA данных РЖД за Сентябрь'22 и отчета GLOBALTRANS за 1п'22

В среднем по рынку, ситуация похожа на кризис пандемийного 2020 года

Однако по отраслям, картина абсолютно разная

Самая большая категория в перевозках РЖД — Уголь

RAZB0RKA данных РЖД за Сентябрь'22 и отчета GLOBALTRANS за 1п'22

Уголь в 2 раза хуже рынка

Вторая по обьемам категория — Нефть и нефтепродукты

RAZB0RKA данных РЖД за Сентябрь'22 и отчета GLOBALTRANS за 1п'22

Лучше рынка — эффект переброски выпадающих европейских обьемов на Восток

Третья по обьему категория — Строительные материалы

RAZB0RKA данных РЖД за Сентябрь'22 и отчета GLOBALTRANS за 1п'22

Ого! Откуда такой рост? Уже начали снабжать разрушенные территории?

Откровенная катастрофа в перевозке лесных грузов

RAZB0RKA данных РЖД за Сентябрь'22 и отчета GLOBALTRANS за 1п'22

Зерно то же беда, отголоски плохого урожая 2021 года и ограничений на экспорт

RAZB0RKA данных РЖД за Сентябрь'22 и отчета GLOBALTRANS за 1п'22

Но рекордный урожай этого года, должен улучшить показатели 3-4 кв 2022 года

Давайте наложим динамику погрузки на график ставки аренды полувагона

RAZB0RKA данных РЖД за Сентябрь'22 и отчета GLOBALTRANS за 1п'22

Видно, что ставка аренды четко следует за ростом и падением погрузки с лагом в несколько месяцев

Судя по текущей негативной динамике погрузки, ставка и дальше продолжит снижение в этом году

Но хочу напомнить, что кроме полувагонов у GLOBALTRANS есть еще и цистерны

На долю цистерн приходится около 40% выручки компании

И стоит отметить, что рынок цистер сильно отличается от рынка полувагонов

RAZB0RKA данных РЖД за Сентябрь'22 и отчета GLOBALTRANS за 1п'22

Количество доступных рабочих цистерн не растет, а даже снижается!

Нехватка перевозочных мощностей на фоне роста спроса на перевозку нефти на Восток привела к резкому росту цен

RAZB0RKA данных РЖД за Сентябрь'22 и отчета GLOBALTRANS за 1п'22

Стоит отметить прозорливость менеджмента GLOBALTRANS, в феврале 2022 года компания консолидировала 100% пакет крупнейшего оператора цистерн

RAZB0RKA данных РЖД за Сентябрь'22 и отчета GLOBALTRANS за 1п'22

Обратите внимание на дату сделки — вот это тайминг!

В итоге, на операционном уровне компания в 1п'22 перевезла на 6% меньше чем в прошлом году, при этом сегмент цистерн показал рост на 8%

RAZB0RKA данных РЖД за Сентябрь'22 и отчета GLOBALTRANS за 1п'22

Подведем промежуточный итог, что мы имеем на операционном уровне:

  1. Падение погрузки и ставки аренды полувагонов
  2. Рост погрузки и ставки аренды цистерн

Переходим к финансовой части

В результате сочетания вышеозвученных факторов, компания получила рекордные результаты по выручке и прибыли

RAZB0RKA данных РЖД за Сентябрь'22 и отчета GLOBALTRANS за 1п'22

Прибыль на акцию за 1п'22 составила 66 руб/акция

RAZB0RKA данных РЖД за Сентябрь'22 и отчета GLOBALTRANS за 1п'22

В годовом выражении, прибыль на акцию выросла до 120 руб

Дивидендная политика компании построена не на прибыли, а на распределении свободного денежного потока

FCF так же рекордный, 87 руб/акция за полгода!

RAZB0RKA данных РЖД за Сентябрь'22 и отчета GLOBALTRANS за 1п'22

Как мы уже знаем, 8.8 млрд руб из FCF (49 руб/акция) было направлено на приобретение 40% БТС

За вычетом этой суммы, при выплате 100% FCF, дивиденды за 1п'22 должны были составить около 40 руб/акция

RAZB0RKA данных РЖД за Сентябрь'22 и отчета GLOBALTRANS за 1п'22

Хочу напомнить, что компания в этом году приостановила выплаты дивидендов

RAZB0RKA данных РЖД за Сентябрь'22 и отчета GLOBALTRANS за 1п'22

По состоянию на 19 сентября, решение этой проблемы по словам менеджмента еще не найдено

RAZB0RKA данных РЖД за Сентябрь'22 и отчета GLOBALTRANS за 1п'22

Пока денежный поток компании идет на гашение долга и на накопление денежной позиции

Текущей денежной позиции хватает для досрочного погашения большей части краткосрочного долга

RAZB0RKA данных РЖД за Сентябрь'22 и отчета GLOBALTRANS за 1п'22

Какие перспективы у компании в 2 полугодии?

Как вы уже наверное понимаете, все будет зависеть от состояния российской и мировой экономики и спроса на грузоперевозки

Тут не берусь ничего прогнозировать

Но хочу обратить ваше внимание, на один негативный фактор который может повлиять на прибыльность компании в 2 полугодии

С 1 июня 2022 года РЖД поднял стоимость тарифа еще на 11%

RAZB0RKA данных РЖД за Сентябрь'22 и отчета GLOBALTRANS за 1п'22

Это уже второе повышение тарифа в этом году, первое было в Январе на 7%

Что означает для GLOBALTRANS повышение на 11% тарифа РЖД?

Примерно +1 млрд руб в расходную часть за 2 полугодие

Стоимость порожнего пробега вырастет с 8 млрд до 9 млрд руб

RAZB0RKA данных РЖД за Сентябрь'22 и отчета GLOBALTRANS за 1п'22

Сможет ли компания переложить этот рост расходов на потребителя?

Не знаю, у компании в основном среднесрочные и долгосрочные контракты

Рост расходов на 1 млрд руб, аналогичен снижению операционной прибыли на 6-7%

Первый эффект от этого мы увидим в отчете главной дочки НПК уже в ближайшее время по итогам 3кв

Сделаю отдельную разборку этого отчета

Традиционно напоминаю, что все выводы делаете Вы сами

Понравилась разборка и вы хотите сказать «спасибо» автору?

Подписка, лайк и репост будут лучшей благодарностью

Телеграм t.me/razb0rka

Smart-lab smart-lab.ru/my/Razb0rka/

© RAZB0RKA 2022-2022. Все материалы данного канала/сайта/блога являются объектами авторского права (в том числе дизайн). Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного письменного согласия правообладателя. Вся информация предназначена исключительно для информационных целей. Автор RAZB0RKA не осуществляет деятельность по инвестиционному консультированию и не является инвестиционным советником
★1
18 комментариев
расписки:(

Валерий Иванович, да это печально…
avatar
Братиш, ты просто красавчик!
Отличный обзор!
Тимофей Мартынов, спасибо!

Во сколько сегодня с ними стрим?

Спроси их они являются налоговыми резидентами России?

Мать и Дитя является и заявляла что почти уже нашла способ платить дивиденды и нерезидентам и резидентам

Может и им пойти по этому пути
avatar
Razb0rka, в 19:00 стрим будет
avatar
zdarova, спасибо!

Надеюсь Тимофей увидел мой вопрос
avatar
Вот это хорошая аналитика, респект
avatar
Юрий Рузавин, спасибо!
avatar
Им надо полувагоны покупать. Заместить пропавшие на Украине и те у которых срок эксплуатации подходит. Не в этом году так в следующем. Это надо учитывать.
Плюс металлурги основные клиенты, а объемам у них есть куда падать. 
avatar
T59, зачем закупать полувагоны по текущим конским ценам?

40 тыс полувагонов лишние на рынке!

Globaltrans берет их при необходимости в аренду у других игроков 
avatar
Razb0rka, ну не знаю какая сейчас цена полувагона, но знаю что 60% себестоимости, это металл. Который по сравнению с 2021 годом упал раза в 2. 
Вторая мысль которая не дает покоя, если на рынке профицит вагонов, почему ставка выросла в 2 раза по сравнению с 2021?
По мне ставка растет когда спрос выше предложения, либо когда есть монопольный продавец ( но это отпадает, т.к. вагоны это конкурентный рынок).
Вот и получается что вагонов все таки не хватает ( возможно из за  потерь на Украине и проблем с инновационными ).

avatar
T59, вы разбор читали?

Выросла в 2 раза на росте спроса, упала на 30% на падении спроса
avatar
Razb0rka, если вагонов профицит, т.е. есть лишние, не используемые, то при росте спроса цена не растет, пока все неиспользованные вагоны не арендуют.
Следовательно, раз ставка выросла, значит профицита не было, либо он был локальным, например в одном конце страны много, в другом мало. 
В 2021 году именно поэтому цена и падала, т.к. накупили вагонов из за высокой ставки и предложение превысило спрос. 
Это базовые законы, которые пока никем не опровергнуты. 
avatar
Нужно писать понятнее. Что значит уголь в 2 раза хуже рынка? Что берется за ноль в деаграмме с углём?
avatar

Александр, 

Погрузка всех видов грузов (рынок) -5%
Погрузка угля -10%

Уголь в 2 раза хуже чем рынок

Все дИаграммы по погрузке это изменение обьемов Сентября'22 к Сентября'21 в %

avatar
Razb0rka, мутно пишите, падение — 10% в нынешнее время это не проблема. По диаграмме, по углю, не понял ваш ответ, там значения по кварталам и по годам. Что берется за ноль?
avatar
Снижение перевозок всего -5% к прошлому году. У вас в статье апокалипсис перевозок.
avatar

теги блога Razb0rka

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн