Блог им. Maratufa
Продолжу анализ отечественных компаний.
Критерии для анализа взяты из литературы про Баффета, рассмотренные здесь.
Ранее проведенный анализ компаний нефтегазового сектора, порядок анализа и недостатки данного подхода можно изучить здесь.
Критерии используем следующие:
Критерий 1 — Наличие байбэка у претендента за последние 6 лет - байбэк увеличивает долю в прибыли, что однозначно положительно.
Критерий 2 — Рентабельность капитала за последние 6 лет — чем выше тем лучше управляется компания.
Критерий 3 — Наличие и последовательный рост прибыли на акцию за последние 6 лет - говорит о наличии конкурентного преимущества у компании.
Вес каждого критерия может быть присвоен в зависимости от важности критерия для проводящего анализ инвестора.
Для простоты, примем что все критерии имеют равнозначное значение, тогда победитель определится путем простого сложения всех баллов по всем критериям.
И постараемся определить лучшего из лучших.
Анализируемый срок —6 лет с 2016 по 2021 год включительно.
Отрасль для определения круга претендентов — цветная металлургия.
Претенденты:
1) ГМК Норникель
2) Русал
3) ВСМПО-АВИСМА
Критерий 1 — Наличие байбэка у претендента за последние 6 лет
Количество баллов присваивается по 1,67 за каждый год байбэка. Таким образом максимальный балл — 10, минимальный 0. При этом если количество акций увеличивается, то отнимается один балл за каждый год «антибайбэка».
Получим следующую картину по претендентам:
1) ГМК Норникель — 0 баллов -1 год байбэк, 1 года антибайбэк
2) Русал — 0 баллов — 0 баллов - байбэк отсутствовал
3) ВСМПО-АВИСМА — 0 баллов - байбэк отсутствовал
Критерий 2 — Рентабельность капитала за последние 6 лет
Количество баллов присваивается в следующем порядке: тот претендент, у которого максимальная средняя годовая рентабельность капитала за последние 6 лет получает 10 баллов. Остальные получают количество баллов, пропорционально относительно лидера по данному критерию.
Получим следующую картину по претендентам:
1) ГМК Норникель — рентаб. = 104,15 — количество баллов = 10
2) Русал — рентаб. = 24,46 — количество баллов = 2,3
3) ВСМПО-АВИСМА - рентаб. = 9,075 — количество баллов = 0,86
Здесь нужно остановиться отдельно. Вы только вдумайтесь - средняя годовая рентабельность выше 100 (ста!) % за последние 6 лет. Думаю, что немалый вклад в такую фантастическую для майнинговой и производственной компании, играет богатство самого месторождения. Но и работать они точно умеют, тут не отнимешь.
Критерий 3 - Последовательный рост прибыли на акцию за последние 6 лет - чем выше тем лучше управляется компания, имеет устойчивое конкурентное преимущество.
Возьмем данные по прибыли на акцию за рассматриваемый период времени 6 лет с 16 по 21 год. На основе полученного ряда данных проведем апроксимацию для построения линии тренда.
Полученные линии тренда роста прибыли по каждому претенденту показаны ниже:
1) ГМК Норникель — прибыль есть каждый год, тренд уверенно устойчивый
2) Русал – прибыль есть каждый год. последний год в части последовательного увеличения прибыли выручает претендента. Без 21 года тренд роста прибыли отсутствует.
3) ВСМПО-АВИСМА - прибыль есть каждый год. Но претендент планомерно уменьшает прибыли на акцию г/г. Причины могут быть следующие – повышается конкуренция на его рынке, сжимается сам рынок, компания уже управляется.
Итого по критерию 3
1) По наличию прибыли всех претендентов все года прибыльные.
2) Рассчитаем угол наклона тренда для каждого претендента — он покажет скорость наращивания прибыли претендентом за данный период, то есть с какой скоростью увеличивается прибыль на акцию. Затем найдем отношение угла наклона к средней прибыли за последние 6 лет и выразим в процентах (далее — показатель Альфа). Данный показатель Альфа укажет с какой скоростью компания наращивает прибыль относительно средней прибыли за период. При этом максимальные 10 баллов получит претендент с максимальным значением показателя Альфа за последние 6 лет в процентах ( данная компания наращивает прибыли быстрее остальных). Остальные претенденты получают количество баллов, пропорционально относительно лидера по данному критерию.
Получим следующую картину по претендентам:
1) ГМК Норникель - показатель Альфа = 24% - количество баллов = 10
2) Русал - показатель Альфа = 15% - количество баллов = 6,25
3) ВСМПО-АВИСМА - показатель Альфа = минус 14 - количество баллов = минус 5,8
Результат итоговый — сложим все присвоенные баллы по каждому критерию для каждого претендента:
Резюме
На основе проведенного анализа список претендентов от наиболее привлекательного к менее привлекательному выглядит так:
1) ГМК Норникель – неоспоримый лидер в данной выборке
2) Русал – устойчивый, достойный претендент
3) ВСМПО-АВИСМА – явно не лучшие времена для данного претендента. Причины могут быть такие — компания находится в сложной экономической ситуации, сжимающийся рынок с увеличением конкуренции, низкая эффективность ключевых менеджеров компании и т.д.
Если посмотреть на капитализацию, то еще большие вопросы вызывает сравнение изменения стоимости акций лидера и последнего в списке за рассматриваемый период. Данный факт красноречиво доказывает необходимость рассмотрения претендентов с разных ракурсов и понимания слабых и сильных сторон различных подходов при анализе. При этом нужно осознавать, что какой бы многофакторный и углубленный анализ не был, он не учитывает действия других участников торгов например, по набору акций на рынке для формирования блок пакета или распродажу активов фондами по политическим мотивам.
Вот что байбэк животворящий делает с акцией в трудных экономических условиях, но с низким уровнем фрифлоута. Как долго еще интересно будет играть музыка в этом заведении, как думаете?