До 2017 года биткоин, как и другие криптовалюты, был интересен только энтузиастам. Эти гики живут в своем мире, у них были и есть множество своих примочек, которые не интересны 99.9% остальной части человечества.
Волна ICО и клондайк для профтрейдеров.
Начало 2017г — до начала 2018г.
Ситуация изменилась именно в начале 2017го года, когда на крипторынок пришли профессиональные трейдеры и жулики, предлагавшие поучаствовать в разного рода
ICO, которые на 99.99% были мошенническими. Это очень было похоже на возникновение в начале 90х всякого рода инвестиционных компаний, единственная цель которых выудить у населения ваучеры и деньги. С поправкой на планетарный масштаб.
С другой стороны, рынок привлек и профессиональных трейдеров. Рынок был феноменально неэффективным. На классических рынках неэффективности практически исчерпали себя к году 2012му, а здесь был Клондайк.
Довольно скоро все устали от жуликоватых ICO. Прайс на специалистов писавших white papers и выпускавших слегка видоизмененные токены стали к закату периода ICO космическими. Жадность была невероятной. Команды этих жуликов просили уже миллионы долларов за проведение ICO, когда уже было очевидно — тема иссякла.
Профессиональные трейдеры так же быстро выели всю значимую неэффективность к апрелю-маю 2018г.
К крипте потеряли интерес. Малейший негатив приводил к обвалу котировок. Биткоин упал в 6 раз.
Так продолжалось до конца 2020го года.
Тогда я
писал, что следующая волна придет с институционалами.
Волна институционалов.
Началась в конце 2020г и продлилась до мая 2021г.
Брокеры и инвестбанки начали потихоньку создавать инфраструктуру для выхода на крипторынок.
Bank of New York Mellon, крупные частные инвесторы вроде Илона Маска, первые крипто ETF, Visa и Mastercard начали сотрудничать с компаниями, предлагающими криптокарты.
Рынок феерично рос до мая.
И… интерес начал затухать, плюс удар со стороны Китая.
Что дальше?
Наибольший риск для криптовалюты — если введут ограничения со стороны финансовых регуляторов США. Наряду с запретом крипты в Китае это надолго остановит развитие индустрии.
Если такой риск не реализуется, то наступит время относительно спокойного расширения клиентской базы институциональных компаний.
Вряд ли мы увидим иксы, курс будет расти с расширением проникновения приложений в смартфоны массовой аудитории, которая все еще далека от покупки крипты через курьеров со стволами и охраной, странные, непонятные и страшные для обывателя криптобиржи и обменники.
Курс начнет расти, когда банки и пр. финансовые учреждения предоставят возможности в пару кликов стать обладателем понравившейся криптомонеты. Как это сделал Тиньков с акциями.
Таким образом, период бурного роста окончен, далее рост будет более качественный, с более широким охватом населения, правда это случится скорее всего года через два-три. Столько нужно, чтобы институционалы могли бы предложить свои услуги населению.
Если фин. регуляторы не объединятся и не примут нормативные акты запрещающие или сильно ограничивающие хождение криптовалют. Ведь широкий охват населения их вотчина и прямая обязанность по закону. Откладывать дальше не получится. Надеюсь, все ограничится регулированием, а не запретом криптовалют.
При сильно спросе вверх, потом достигает насыщения и вниз.
Так и балансируется между какими-то средними значениями.
С криптой иначе — там фазы развития рынка.
Гики — проффучастники и ICO, институционалы — институционалы и их клиенты