Блог им. SergeySmit

Разбор падающих ножей на примере Royal Caribbean Cruises.

Разбор падающих ножей на примере Royal Caribbean Cruises.

Обсуждали с коллегами падающий фондовый рынок и возникающие при этом инвестиционные идеи. Взять, к примеру, Royal Caribbean Cruises — как бы американскую компанию, занимающуюся довольно интересным с точки зрения диверсификации портфеля бизнесом: круизными лайнерами.

За последние 12 месяцев капитализация компании упала на 72%, причем основное снижение пришлось на 2020-й год. Цена акции — почти минимум за последнее десятилетие. Многие участники рынка, в особенности новички, любят такие истории: акция сильно упала, на рынке — страх, а это значит, что чисто в теории возможен отскок.

Так-то оно вроде и так.

Но тут в дело вступает анализ, причем для понимания всех рисков инвестирования в Royal Caribbean Cruises достаточно даже поверхностного анализа.

Чтобы узнать, как компания работает в спокойный для себя год, откроем годовую отчетность за 2018-й год. Выручка растет, операционная прибыль растет — всё прекрасно. Процентные расходы покрываются этой самой прибылью почти в 6 раз. Хорошо. Опускаемся до баланса. Кэша у RCC — $288 млн. Ага, вот оно — короткий долг — $1.6 млрд., длинный — $8.3 млрд.

Менеджмент компании что, решил существовать через постоянное рефинансирование кредитов?

По финансовой деятельности видно, что компания берет лярды кредитов и тут же гасит лярды кредитов. Свободный денежный поток — нестабильный, судя по инвестиционной деятельности (да, за круизными лайнерами нужно тщательно следить). А RCC выплачивает акционерам порядка полумиллиарда долларов дивидендами, занимаясь параллельно байбеком на схожую сумму.

Со стороны всё это выглядит как игра в музыкальный стул. Игра, которая устраивала и менеджмент, тратящий деньги совсем не на гашение долга, и акционеров, тоже жадных до роста капитализации.

Во время панических распродаж Трамп было заявлял, что его команда рассматривает возможности поддержки в том числе компаний из «круизного» сектора. Но помощь вряд ли будет оказана Royal Caribbean Cruises. В США уже раздавали деньги подобным компаниям в 2008-ом году. Сегодня высока вероятность, что правительство и банки даже не посмотрят в сторону Royal Caribbean хотя бы по той причине, что компания по факту зарегистрирована в Либерии (так написано в FAQ на сайте компании).

Похоже, Royal Caribbean Cruises придется распродавать свои основные активы — лайнеры, а без них инвестиционная привлекательность бизнеса снижается к минимуму.

Хорошая история про жадность и безрассудство. Но, на мой взгляд, не про инвестиции.

★1
18 комментариев
а еще есть Carnival, тоже сложилась в 5 раз! Может у неё данные получше? Через пару лет всё отрастёт обратно, если не обанкротятся)))
avatar
borracho, угу, и таких историй на западных рынках (да и у нас кстати) — очень много. Вместо погашения долгов чуваки проводили байбэки (у нас — раздавали дивиденды для роста цены акций).
При низких ставках (особенно на западе) — намного выгодней провести байбэк собственных акций и не платить по ним потом 3-4% дивидендов, а обслуживать долг по 1-2%. Причем лучше даже деньги брать в ДОЛГ на выкуп собственных акций Ж))

и да, это продолжается пока ставки не начинают расти в кризис. потом все складывается, долги надо обслуживать, байбэков нет, рынки падают, ставки растут, про дивиденды можно вообще забыть и так по кругу


avatar
А мне показалось, что вы не очень хорошо читаете отчётность и разбираетесь в сфере о которой говорите.

Объясню;
Любая компания из этого сектора имеет большие долги. Это либо кредиты на судна, либо судна в выкупном лизинге. Окупаемость судна не 2-3 года, а больше. Такие долги — естественны.

Обычная нормальная бизнес модель.
Дивиденды инвесторам, что поддерживает цену акций, которые (вероятнее всего) в залоге у банков.

Это не качели во дворе в аренду сдавать.
Посмотри авиаперевозчиков, такая же ситуация. Судна в кредитах и лизингах, акции в залогах. Постоянные выкупы самолётов и продажа амортизированных до определённого уровня.
John_Travel, речь о том, что менеджмент тратил огромные суммы на байбеки и не имел плана Б на тот случай, когда бизнес окажется под угрозой. Нет никакой подушки безопасности, поэтому неудивителен тот факт, что акции подобных контор схлопываются кратко.

Еще раз — понятно, откуда взялся такой размер долгов. Но речь о том, что: контора не в США, платит не в США, гос поддержку не получит, при этом менеджмент тратил много средств на выкуп и, судя по размеру короткого долга, не имел плана Б на случай простоя.
avatar
Pasinvestor, понял.

Смотри:
Байбэк своих акций был массовым на рынке. Свои акции не так давно были лучшей инвестицией компании, акции росли. Ещё недавно S&P был 3200. Это было хорошим решением для очень многих компаний.

John_Travel, решение интересное, да, но в руках жадного менеджмента превращается в «распиленный сук».

А ведь ребята свои бонусы наверняка получили)

avatar
Pasinvestor, схематично приходит на ум змея которая ест свой хвост. Спасибо, я уже было жалел что нет доступа к зарубежным рынкам по причине RC в том числе. Да и вообще, хорошая мысль.
avatar
John_Travel, угу, это напоминает схему — возьми ипотеку на хату, а хату сдавай. Причем провернутую раз по 20-30 :))
В итоге — когда наступает кризис и ставки по ипотеке взлетают выше ставок аренды (и рынок аренды грохается тоже вниз из-за неплатежеспособности) — то в итоге схема выливается в огромный кукан и потерю не только хат, но и всех залогов и прочая и прочая
avatar
Хороший обзорчик… А где бы почитать как оценивать многие параметры финансовой отчетности? Или может быть вы бы написали такой блог? Хотя бы по паре тройке важнейших параметров финансовой отчетности.
avatar
fiser, начни с основ — курс микроэкономики на академии хана
avatar
Прочтите, а в чём обзорчик? Я с радостью почитал бы обзоры, но надо в секторе понимать. В секторе где есть транспорт всегда большие займы (новый парк) и погашение старых займов (продажа амортизированных).
Вы посмотрите на работу тех кто авто в аренду сдаёт или грузоперевозки фурами.
А RCC выплачивает акционерам порядка полумиллиарда долларов дивидендами

акционерам и совету директоров ))  А че хорошая схема, занял деньги, сделал байбэк, выплатил себе ЗП + опцион,  и объявляешь себя банкротом 

Норм пацаны работают
avatar
Skifan, и садишься рядом с Мэдоффом.
John_Travel, почему, 
у них же аферы нету по сути, выплаты совету директоров наверняка прописаны в офиц. документах,
а что денежный поток упал, так кронавирус  )))  
avatar
Skifan, так я не спорю. В тюрьме сидящие за мошенничество так же все говорят.
Skifan, форс мажор, собянин подтвердит! :)
avatar
Еще полгода в таком темпе — и круизные лайнеры будут продавать на вес стального лома, а потом пилить на берегах Индии и Бангладеш



avatar

теги блога Pasinvestor

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн