Блог им. VisionAlex

Андрей Мовчан.................Они и остальные

Хоть и очень не хочется, но можно попробовать проанализировать события вчерашнего дня всерьез (то есть не журналистским способом, а по-человечески). Но для такого анализа надо сначала установить аксиоматику – проговорить некие истины, определяющие ландшафт поля битвы. Итак:

(1) Власть в России персонифицирована на уровне примитивной группы – то есть властные возможности не определены законом для безликих позиций, а принадлежат, как собственность, конкретным лицам, которые завоевали их путем создания нужных связей, формирования альянсов, структурирования отношений доверия и отношений страха и пр. Не человек, получая позицию, получает приданную ей законом власть, а позиция подгоняется под человека, чья «естественная», то есть обретенная помимо закона и позиции, власть примерно соответствует звучанию названия позиции с точки зрения уха высших бюрократов-вседержителей.
(2) При этом обязанности, в отличие от властных возможностей, в российской системе более или менее жестко закреплены за позициями, и личности, перенося с собой с позиции на позицию свою власть, обязанности как раз обычно меняют. Поэтому более высоко стоящее в пирамиде власти лицо хочет видеть тех, кто облечен меньшей властью (собственно, и тех, кто облечен большей, но тут уж оно не властно решать) наделенными должностями с возможно большим объемом возможно более неприятных обязанностей (собственно – нечего просто так власть иметь, пусть отрабатывают), а себя видеть в должности с минимальным объемом таких обязанностей. Потому все «рабочие» должности в иерархии нашей власти – это места отработки повинности и/или зарабатывания доверия и создания альянсов, а не желаемые карьерные высоты. Реально желаемыми местами являются места во главе госкорпораций (море легальных денег и мало работы, госкорпорации сидят на ресурсах, тут лишь бы не испортить), в креслах народных избранников (вообще ничего делать не надо, правда и зарабатывать труднее), в странных органах с плохо определенными функциями (Совет Безопасности, Евроазиатская Комиссия и тр. и пр.).
(3) Путь наверх через «зарабатывание власти» отработкой повинности на важных должностях эффективен до определенного уровня «стеклянного потолка». Каким бы классным, добросовестным, лояльным и пр. ты ни был, ты далеко пойдешь вверх, но никогда не войдешь в круг самых избранных – тех, чья власть определяется комбинацией исторической принадлежности к ядру группы («патриции из Озера» или аналогичные) и личными качествами, эту власть поддерживающими. «Отработчики» могут заслужить доверие, высокую позицию и в конечном итоге синекуру, но они останутся «халдеями» в представлении ближнего круга – их власть будет заканчиваться ровно там, где начинается тень от плаща одного из избранных; их исторические заслуги на весах дворцовой интриги не перевесят корзинки с колбасками. «Халдеи» полезны и востребованы, и щедро награждаемы – но они, как фигуры на шахматной доске, всегда потенциальные жертвы в игре. Игроки – не они.
(4) Власть в России (как в примитивной группе) – это непрерывный феномен. У власти находится значительная (несколько сотен, даже больше тысячи) человек, каждый из которых имеет свой клан — шлейф поддержки и большую систему институтов, на которые он опирается как на ресурс. Внутри этой системы, как внутри любой системы, поддерживается динамическое равновесие. Оно, конечно, динамическое, иначе бы система не смогла взаимодействовать с окружающей средой – российским обществом. Динамичность предполагает, что внутри системы ее части должны двигаться – кто-то вверх, кто-то вниз, кто-то вообще выпадает – но система целиком устойчива и равновесна. В том числе это значит, что разговоры о «смене власти» в 2024 ли или каком другом году – это фикция, речь может и будет идти в лучшем случае о движении частей в системе власти. О том, чтобы властная группа поделилась властью или уступила ее, не может быть и речи.
(5) Система власти в России должна находиться в своего рода статическом равновесии с остальным обществом – динамичность означала бы угрозу разводнения системы власти, притока туда «лишних» людей и другие риски. Это статическое равновесие должно сопровождаться постоянным перетоком ценности от остального общества к власти (иначе в чем смысл власть иметь). Поддержание такого статического равновесия в сочетании с постоянным выкачиванием ценности в одну сторону – крайне сложная задача и наиболее важная с точки зрения власти. В этом смысле распределение обязанностей во власти должно учитывать не только желание каждого делать поменьше, но и способности всех вместе эту задачу постоянно решать. Тот, кто может организовать решение этой задачи на длинном горизонте времени, в глазах системы власти отличается особыми достоинствами, и заслуживает особого доверия.
(6) Владимир Путин является в системе власти в России лицом с наибольшими индивидуальными властными возможностями, хотя они далеко не безграничны и не подменяют даже близко всю властную систему. В то же время, эти полномочия он имеет в силу альянса с другими фигурами, и не бесплатно, а за исполнение трех крайне серьезных обязанностей: (1) он является первым лицом властной системы и ее представителем на самом высоком уровне взаимодействия (с «народом» и с другими властными системами вне России), (2) он является арбитром в конфликтах между крупными частями властной системы, который должен и умеет решать конфликты с учетом естественной власти каждой из сторон конфликта и в интересах стабильности и процветания всей властной системы, и (3) он является техническим директором системы в части взаимодействия с внешней средой – он не определяет стратегию этого взаимодействия (она скорее навязывается ему консенсусом крупнейших лиц во властной системе), но он проводит ее в жизнь через назначение технических специалистов и распределение технических обязанностей по предержателям власти. На сегодня у власти нет другого лица или системы, которые, по консенсусному мнению власти, могли бы исполнять эти три обязанности лучше Владимира Путина. Таким образом системно не стоит задача замены Путина – кроме ситуации, когда он сам больше не может выполнять свои обязанности. В общем представлении элиты этот момент хотя и наступит, но не слишком скоро.

Ну а теперь – к событиям:

Я не думаю, что отставка правительства является значительным политическим событием — фактически руководителем правительства всегда был президент Путин, и тот факт, что он переводит “технического председателя” правительства в Совет Безопасности, а на его место ставит другого “технического председателя” (именно технического, Мишустин с точки зрения Путина зарекомендовал себя как технократ, способный налаживать работу сложных систем), мало что меняет в ситуации в стране. Конечно, стоит дождаться нового состава кабинета министров чтобы делать какие-то выводы относительно смены режима работы самого правительства, но полагаю что и там изменения будут не принципиальными.

Как отмечают многие, Путин фактически дал старт процессу перестройки формальных властных структур, основных целей у которой две (очень важно понимать, что их именно две)

(1) обеспечить легитимность и безопасность личной власти Путина на пожизненный срок, и
(2) исключить необходимость поиска и выдвижения преемника в преддверие ухода Путина от власти в далеком будущем, путем замены системы “пост-Путинской” власти в России с вертикально-авторитарной на вертикально-коллегиальную.

Если первая задача была очевидна и раньше, то вторая является новостью, и ее постановка не может не радовать: в противном случае вероятность существенного катаклизма в России в момент ухода Путина была бы очень большой. Мы могли по движению теней в стеклах кремлевских дворцов наблюдать, как примерно с 2006 года и до недавнего времени единственным ответом власти на вопрос «Что будет после Путина» был ответ «Преемник»; такой ответ приводил и к постоянному поиску потенциального преемника (а с учетом того, что человек внезапно смертен – преемник нужен всегда) и к постоянной схватке за повышение своей очереди в иерархии престолонаследия. 13 лет поисков и борьбы показали бесперспективность такого решения – преемник ни не был найден, ни возник в жестокой борьбе; но если бы власть предержащие интересовались историей, им бы не потребовалось 13 лет: они бы знали, что (за исключением наследования по крови) преемническая модель почти никогда не выдерживает вторую итерацию. Лидер революции достаточно часто передает власть тому, кого он называет своим избранником, а вот его преемник практически никогда этого сделать успешно не может – «третий» отторгается средой сравнительно быстро (этому есть исторические объяснения, но это тема отдельной статьи как минимум).

Как бы там ни было, вчерашние события показывают, что истина восторжествовала и в умах глав российских «великих домов». Поиск преемника заменен на поиск формы правления «после Путина», которая не будет в преемнике нуждаться (при этом «после Путина» конечно надо понимать правильно – это не «после 2024 года», а «в момент, когда Путин не сможет быть тем, кем он является сейчас» — то есть после его смерти, категорического отказа от власти или роковой ошибки, которая сделает его непригодным для исполнения своих сегодняшних обязанностей).

В этом смысле новые решения, озвученные в послании и вызвавшие отставку правительства, определяют четкий круг институтов, которые по сегодняшней версии (все конечно может измениться) сформируют будущий неформальный коллективный орган, своего рода Политбюро, отвечающий за баланс сил внутри власти и поддержание вертикальной системы администрирования: это Госсовет, Совет Федерации и Дума. Скорее всего именно Госсовет станет таким органом, но вхождение в него губернаторов (совет федерации) и право Думы назначать правительство обеспечат широкий баланс интересов. Само правительство и президент, как и суды, в новой модели управления в список таких органов не попадают — и потому логичен переход Медведева (человека, которому Путин полностью доверяет и с которым любит работать) из правительства в Совет Безопасности, прообраз Госсовета. Правительство же окончательно становится исполкомом советского типа, и назначение министров теперь вопрос третьестепенный — состав технического органа может формировать и Дума.

Такое решение мало что меняет для простых смертных (разве что снижает риск гражданской войны за наследство Путина) – но для находящихся в высших эшелонах меняется многое: место личной конкуренции за близость в очереди к месту наследника сменяется игрой за создание более мощных группировок, стремлением создать альянс, который «протащит» больше своих членов или зависимых лиц в «Политбюро».

Вряд ли стоит удивляться тому, что в предыдущем абзаце само собой возникло слово «Политбюро» — это не дешевая метафора автора. Возврат к схеме политбюро естественен в рамках атмосферы ресентимента по отношению к внешнему миру, который (в мироощущении нашей власти) виновен в «крупнейшей катастрофе 20го века – распаде СССР». В этом смысле стратегия сохранения системы «после Путина» и не могла не включать в себя возврата к формам СССР – не даром среди тех же озвученных Путиным предложений так много говорится о дальнейшем закрытии страны от внешнего влияния, инкапсуляции, самости – это инстинктивное желание защитить ущербную бабочку не вполне удавшейся свободной капиталистической России от иностранных хищников в процессе обратной метаморфозы в жирную гусеницу Советского Союза (любые аллюзии с гусеницами танковыми в виду не имелись, хотя возможно уместны).

Разумеется, говорить о «окончательном решении вопроса власти» не только рано, но и вообще невозможно – этот вопрос не имеет окончательных решений. Владимир Путин – опытный политик и лидер, находящийся в хорошей физической форме и любящий свое дело. Мы можем ожидать, что он продолжит исполнение своих обязанностей (не обязанностей президента, а реальных обязанностей, описанных выше) еще в течение многих лет – возможно даже и тридцати. Властная система (и вокруг него и «аварийный вариант») может поменяться очень много раз, как и персоналии, ее формирующие – в конечном итоге в «ближнем круге» находятся люди далеко за 50, а многие – за 60-70, и вопрос смены поколений стоит остро. Мы лишь можем сказать (в отличие от ситуации еще неделю назад), что, если в ближайшее время случится форс мажор и Владимира Путина потребуется заменить – мы знаем, как это будет сделано: это не будет преемник, это будет коллективный орган, формируемый понятным образом.

В этой связи с точки зрения Кремля вопрос о том, с чем правительство не справилось (который мне задают, наивно хлопая ресницами, десятки милых журналисток), конечно не стоит — не потому его меняют. Однако, конечно, правительство не справилось со многими вопросами (да и не могло справиться в существующей парадигме).

Вопрос экономического роста — первый в списке; второй, и существенный, собственно определивший будущее правительства как органа чисто технического, это вопрос контроля силовых структур. Они в последние 10 лет продемонстрировали свою способность стоять над правительством не только в политике или вопросах безопасности, но и в экономике. Такое правительство действительно недорого стоит.

Важным вопросом, конечно, является и монетарная политика правительства, которое оказалось не способно совместить предлагаемую ЦБ денежную дисциплину и интересы крупнейших лоббистов, для которых “высушивание” денежного рынка в последние годы означало снижение заработков. Правительство, зависимое от Думы, будет куда тщательнее следить за интересами потребляющих денежные средства корпораций и лоббистских групп — нас стоит ждать смягчения политики, снижения профицита бюджета, курса рубля и пр.

Наконец, аппетиты власти в части налоговых поступлений, которые нужно преобразовывать не только в собственное обогащение, но и в быстро растущие из-за гибели альтернативных источников дохода населения социальные траты и выплаты, требуют дальнейшего роста налоговой нагрузки — и предыдущее правительство не справилось с задачей (хотя сумело повысить собираемость, за что Мишустин и был выбран в новые премьеры). Новому правительству придется наращивать сбор дани, и конечно дистанциирование от него в рамках исполнения такой неприятной задачи важно для бессменного лидера нации.

541 | ★1
5 комментариев
Конечно, стоит дождаться нового состава кабинета министров чтобы делать какие-то выводы относительно смены режима работы самого правительства, но полагаю что и там изменения будут не принципиальными.
Вчера этот состав был опубликован уже.
Новому правительству придется наращивать сбор дани, и конечно дистанциирование от него в рамках исполнения такой неприятной задачи важно для бессменного лидера нации.
То есть правительство будет выступать в качестве этаких опричников) И в стороне от них- Самодержец Всея Руси…
avatar
Автандил Чавчавадзе, что-то глобальных изменений я там не увидел. Как кто-то метко заметил, похоже убрали одного Медведева.
Евгений Че, Медведева не убрали, а спрятали, щас ему рейтинг подкачают немного, и в 2024 снова на президентские выборы. 
avatar
Автандил Чавчавадзе, у меня своя теория заговора))
Евгений Че, о да, их сейчас немало) И пока, думаю, все они равновероятны
avatar

Читайте на SMART-LAB:
Фото
EUR/USD: пара прорвалась выше ключевого сопротивления и закрепляет успех
Евро продолжает восстанавливаться и вышел на очередные локальные максимумы, после чего начал корректироваться в поисках новой поддержки. Фактором...
Фото
Продолжаем курс на открытость!
📣 Публикуем финансовые результаты 11 месяцев 2025 года
Фото
Новая эра геймдева: пять игровых компаний для вашего портфеля на выбор
Главное 2026 год откроет «новую эру возможностей» для видеоигр. Ключевую роль сыграет ИИ, который принесет кардинальные перемены....

теги блога Черепанов Александр

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн