Блог им. Cryptocritics
Теперь, когда спойлер аудитории слит, пора обозначить предысторию и плавно перейти к сути претензий к проекту, которого нет. И, надеюсь, не появится. По крайней мере, в исполнении двух новосибирских деятелей Иркова и Урванцева.
Окончив в 2018-м году первый поток Product School Аркадия Морейниса, меня все не оставляла мысль попробовать себя в роли продакт-менеджера. В конце концов, дизайнером, креативным директором и маркетологом я уже был — смена профессии для меня не особая новость. Ну и соответственно, закончив с делом Малкина и Mark.Space, я углубился в изучение, что нынче есть из вакансий по продуктовым манагерам. Ну и закинул CV ковровым методом везде, где компания и ее создатели не была замечены в криптовалюте / блокчейне / инфоцыганстве / мошенничестве / кидке / зашкварах и прочем корпоративном дерьме. Как вы понимаете, выбор у меня резко сократился, но тем не менее, среди них было это объявление на Geekjob.
Каюсь, второпях не посмотрел, что конкретно там было написано. Иначе бы сэкономил себе время. С другой стороны, вы бы не читали этот материал. Так что общественная польза от этого всё-таки будет.
Знаете, это как с женщинами — если она говорит или пишет в соцсеточках, что она е6@нутая, то это не кокетство. Это честное предупреждение, что это так и есть. И если с ней и иметь дело, а тем более падать в кровать — то исключительно 150 раз подумав и приняв все возможные риски. А лучше этого не делать вообще и никогда. Вот то же самое можно сказать и про данный текст от пациентов из Altair Digital — это предупреждение, означающие «мы ищем совсем тупых восторженных идиотов, которые сделают за нас всю работу».
Нет, конечно, нижняя планка по зарплате в 50 тыс. рублей вместе с пометкой «ограничений по ЗП и бонусам нет» весьма позабавила, но дальше я обратил внимание на слово «мобильные планетарии», посчитал продукт не позорным и даже полезным — и на этом успокоился. Ну и структурированная подача выглядела на беглый взгляд нормально. А детали, если что, в процессе беседы выяснятся. Ну вот, они и выяснились.
Когда со мной связался Алексей Ирков собственной персоной, и мы договорились о времени созвона, я решил еще раз перечитать текст вакансии внимательно — и, вот чёрт! — там не планетарии. А некий стартап RocketMom, про который было написано следующее:
"Наша миссия — создать умного ИИ-помощника для мамы, который будет помогать ей решать рутинные задачи по дому. Сейчас мы запускаем первую его часть и будем продавать систему искусственного интеллекта, которая контролирует работу няни и следит за безопасностью ребенка, пока родителей нет дома."
Ок, искусственный интеллект, значит. Спасибо, что не блокчейн в роли няни. Но всё равно пахнуло «типичным стартапом», современным искусством и индусами на AI- подтанцовках. Ну и запахом развода лохов, конечно же.
"В этом году я поставил для себя новую амбициозную цель — за 3 года с нуля построить IT-компанию-единорога (с выручкой в миллиард долларов)".
Странно, что авторы сего прожекта не вышли на ICO. А может быть просто не успели. Но выручка в МИЛЛИАРД ДОЛЛАРОВ — это выручка компании Google в 2013-м году. А тут некий продукт для замены или контроля нянь. Амбициозненько. Интересно, есть ли миллиард на рынке в США за счет революции на рынке бэбиситтеров в текущем раскладе? Если это не робоняни, которых активно разрабатывают японцы, и которые пока ещё сильно далеки от замены человека. Что-то не уверен.
Впрочем, в роли лоха должны были быть не только потенциальные инвесторы.
"На старте у тебя будет $30K долларов инвестиций, которые ты можешь использовать на маркетинг, проверку гипотез, проблемные интервью, привлечение траффика, позиционирование и майнинг кейсов конкурентов."
Интересно, как сочетаются 30 тыс. долларов для старта и миллиард через 3 года. Но дальше интереснее:
= = = = =
«ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
За 3 месяца:
Проинтервьюированы 3 потенциальных b2b/b2c клиентских сегмента по 15-20 интервью на сегмент на американском рынке.
Проверены 15 гипотез по поиску платящего сегмента и валидации гипотезы продукта для сегмента.
Достигнут MRR — $30.000 (в деньгах или договорах намерений)
За 6 месяцев:
Проверены ещё 30 продуктовых гипотез, поиска платящего сегмента и валидации гипотезы продукта для сегмента.
Найден платящий b2b/b2c сегмент, есть 50 предпродаж по результатам решенческих интервью.
Запущена первая версия продукта, проверена сходимость юнит–экономики.
Собрана обратная связь с ранних клиентов.
Достигнут MRR — $50.000
За 12 месяцев:
Достигнута выручка за 12 месяцев — $500.000.
Если гипотеза с RocketMom подтверждена, то запущены продажи в других штатах.
Проверена 1 гипотеза дополнительной бизнес-модели.
За 18 месяцев:
Проверены ещё 2 гипотезы дополнительной бизнес-модели.
Выручка за 18 месяцев — $2.000.000.
= = = = =
Во-первых, было дико интересно откуда взялись эти цифры про сегменты и интервью. Всё это выглядело так, как будто у авторов проекта нет ни малейшего понимания, что они собираются делать, и собираются тыкать пальцем в небо. То есть чужими руками тестировать всё, что придёт в голову (»еще 30 продуктовых гипотез"). И как уложить тест тех самых 30 продуктовых гипотез в 3 месяца, получив при этом адекватную статистику и выводы — тоже крайне любопытно.
Во-вторых, было дико интересно, как можно перейти от выручки в 2 миллиона долларов через 1,5 года к выручке в 1 МИЛЛИАРД долларов еще через 1.5 года. Вполне вероятно, план был такой как на картинке.
В-третьих, было непонятно, как можно было провести за первые 3 месяца 45-60 интервью с мамами в США, не находясь непосредственно в США и, в том числе, внимательно не понаблюдав за ними. Мониторинг форумов, групп в Фейсбуке, переписка и скайп-созвоны — это одно. А наблюдение вживую — это другое. Выглядело это всё, как нелепое статодрочерство без понимания собственной ЦА. Ну а понимание должен был обеспечить, надо полагать, нанятый лох на позицию product manager.
И в-четвертых, было непонятно, как проект собирается переезжать в феврале в США, если в январе ещё не были закончены даже первичные собеседования со всем пулом кандидатов на одну из ключевых должностей проекта. А ведь там надо еще юрлицо открывать, офис снимать, нанимать штат на месте, организовывать рабочие визы и т.д. и т.д.
В общем, при более детальном взгляде запахло гов… типичными стартаперами, которые опоздали к хайпу вокруг крипты, но не против повторить судьбу WeWork. Оставалось оперативно погуглить, что уже известно про Иркова и Ко.
2014 год. Мобильные планетарии. Прибыль не поражает воображение. До миллиарда долларов очень далеко.
2017 год. Мобильные планетарии распродаются по остаточной цене, смерть старой версии бизнеса. Пивот на VR-показ.
2017 год. Пытались продавать франшизу, она логичным образом не пошла. Если бы они пытались это делать в 2019-м, возможно попали бы на порку к Андрею Ковалеву с его «Ассенизатором». Также обратите внимание на фразу "Мы зарабатываем меньше, чем в лучшие времена, когда планетарии пользовались массовым спросом...".
2019 год. С подачи ФРИИ (ну, мы же знаем, что это "сверхпрофессиональная организация" и плохого не посоветует) стали опять качать тему франшизы. Обратите внимание на объем чека — и сравните это с вожделенным миллиардом будущей выручки RocketMom.
В общем, мне было что спросить Алексея Иркова на интервью, и я эти вопросы задал. В итоге выяснилось, что:
При этом в описании вакансии Алексей обещает следующее: "Я буду твоим руководителем и ментором. И готов включаться и помогать тебе по 10-15 часов в неделю". Спасибо, лучше уж не помогать.
Итого, налицо «типичный стартап головного мозга» как он есть. Денег пациентам из Altair Digital не давать, на митапы не звать, на питчи не приглашать — пусть лучше пилят франшизу планетариев. Это и полезнее и безопаснее для инвестсообщества. А самим пациентам рекомендую для прочтения вот эту статью про рашнбизнис.
= = = = =
Оригинальный пост: https://zen.yandex.ru/media/id/592d3ad87ddde88dbd5af2da/kazn-startapa-rocketmom-i-tipichnye-startapery-iz-altair-digital-5e1da6a504af1f00b174e6f0
Основной блог: https://zen.yandex.ru/media/id/592d3ad87ddde88dbd5af2da
Телеграм-канал «Криптокритика»:https://t.me/cryptocritique
Телеграм-канал «Маркетинг хуяркетинг»: https://t.me/marketinghuyarketing
В 2013 году у Гугл выручка была 55 млрд долларов
www.statista.com/statistics/507742/alphabet-annual-global-revenue/
www.cnet.com/news/google-demolishes-financial-expectations-to-close-2013/