Блог им. Koleso

Красная таблетка-2. Вся правда об успехе. Андрей Курпатов Часть 7. КАРТА И ТЕРРИТОРИЯ, МОДЕЛЬ И РЕАЛЬНОСТЬ. МЕТАСОЗНАНИЕ-2. Информация на карте. Теории эмоций

КАРТА И ТЕРРИТОРИЯ, МОДЕЛЬ И РЕАЛЬНОСТЬ

Красная таблетка-2. Вся правда об успехе. Андрей Курпатов Часть 7. КАРТА И ТЕРРИТОРИЯ, МОДЕЛЬ И РЕАЛЬНОСТЬ. МЕТАСОЗНАНИЕ-2. Информация на карте. Теории эмоций

Полная электронная книга  https://t.me/kudaidem Подпишитесь — будьте в курсе.
Часть 6 https://smart-lab.ru/blog/583167.php

Первая и главная
задача мозга — создать модель реальности, в которой мы живём.

Вторая задача нашего мозга — реализовать функционал, который решит те задачи, которые перед ним поставлены эволюцией и культурой.

Итак, мозг всегда делает одно и то же: у него есть карты и есть функционал (задачи, которые он должен решить). И чем он, так сказать, лучше скроен, тем более точные карты (модели) реальности он строит и тем сильнее он стремится к тому, чтобы добежать по этой карте к имеющейся в нём же цели.

Если поесть и скреститься — это из разряда «подкорковых тараканов», то «разобраться в себе» или «добиться успеха в жизни» — это «корковые тараканы», хотя и они являются лишь производными «подкорковых».

Усложнение карты реальности позволяет нашему мозгу находить более сложные и изощрённые ходы для решения в конечном итоге всё тех же базовых потребностей — безопасность, социальность и продолжение рода.

Мы контейнеры с генами, переправляющие их из прошлого в будущее.

В процессе вашего взросления и воспитания вам был вменён определённый уровень сложности окружающего вас мира. Чем вы сложнее, тем всё становится сложнее — карты, маршруты, даже сами ваши потребности.

Если вы из числа тех, кому суждено строить сложные карты, мудрость и знания — это единственное, что поможет не запутаться.

МЕТАСОЗНАНИЕ-2

У Платона есть философский миф — о пещере, который напоминает по смыслу сюжет фильма «Матрица». В мифе Платон рисует такой образ: пещера, в ней сидит узник, который может видеть лишь её стену. Он не знает, что происходит за его спиной, а там — перед входом в пещеру — пляшут люди, горят факелы, пылают костры. Но наш узник лишь видит хаотичное движение каких-то теней на стене своей пещеры. Так и человек, согласно Платону, находится в пещере своих представлений о подлинной реальности. Он не знает действительного мира и как в нём всё устроено на самом деле. Не знает он и того, что его представления о мире — это вовсе не истинная картина происходящего, а лишь бледная тень реальности.

В мифе о колеснице Платон структурирует душу человека, которая также со стоит из трёх частей — двух лошадей: земного чёрного коня, белого небесного коня, которые запряжены в колесницу… Возничий — это та самая «душа».  Но есть проблема: возничий не очень-то рулит ситуацией… Кони у него мощные, каждый со своим нравом:

• чёрный конь — это все наши биологически обусловленные страсти (запрограммированная генами подкорка и «подкорковые тараканы»);

 • белый конь — это чувства и знания (инфицированная культурными мемами кора и «корковые тараканчики»).

Сюжет мифа разворачивается в непрестанном споре между чёрным и белым конями — кто кого куда потянет и, кто кого куда вытянет. А возничему остаётся только за всем происходящим наблюдать. Душою возничий на стороне белого коня, поэтому он как может именно этому коню и подыгрывает. Как?

Совершая поступки, мы движимы своими потребностями, которые могут быть реализованы в рамках предлагаемых нам обстоятельств. Но что такое эти «обстоятельства»? Это не реальность как таковая, а наша модель реальности.Если наша модель реальности сложна, то мы видим, зачем, для удовлетворения каких потребностей мы эти маршруты прокладываем.

Логично полагать, что вся необходимая информация находится в мире науки.

Наука пытается угадать закономерности, конституирующие реальность. Она отвечает на вопрос, как именно это происходит. В результате она способна предоставить нам более точные данные и обладает предсказательной силой. То есть это специфический способ моделирования реальности. Наука — это способ корректировки наших ошибочных представлений о мире, жизни, себе, отношениях с другими людьми.

Метасознание — предельно рациональная вещь.

Научная реконструкция реальности — это её системное моделирование на основании установленных фактов и научных закономерностей. Если у вас не получается найти путь к желанной цели — дело в модели реальности, которую построил ваш мозг. И скорее всего, ей просто недостаёт нужных знаний.

Метасознание — это навык, навык останавливаться, обозревать пространство фактов, относящихся к делу, а затем использовать имеющиеся у вас знания о закономерностях мира для построения более точных моделей реальности и более изящных маршрутов ваших действий при движении к цели.

Информация на карте

Все наши знания, всё наше существование исходят из связи нейронов между собой. ТИМОТИ БЕРНЕРС-ЛИ

Было бы большой ошибкой делить наши потребности на физиологические и культурные.  В нашем мозге нет знака равенства между сексом и продолжением рода.

В мозге есть другая связь — между желанием соития и действиями, которые могут к нему привести. А для этого нужно, чтобы одно животное очаровало другое животное, а то, в свою очередь, попало под это очарование.

В случае павлинов эволюция и вовсе пожертвовала инстинктом самосохранения в угоду инстинкту продолжения рода. Павлиний хвост поставил в своё время Чарльза Дарвина в тупик — он никак не мог взять в толк, каким образом природа могла настолько ошибиться в расчётах! Впрочем, именно этот эволюционный эксцесс и помог Дарвину сформулировать теорию не только естественного, но и полового отбора.

Генам, которые отвечают за длинный павлиний хвост, благоволили гены, отвечающие у самок за половое поведение. В основе стремления заниматься музыкой лежит именно «половая потребность». Так со всем творческим. И пусть творец этого не осознаёт — это не страшно. Павлин тоже не знает, зачем ему его хвост.

Кроме эротического в основе своей желания через какое-либо творчество производить впечатление на окружающих, мы движимы точно таким же желанием власти.

Символическая власть — это власть авторитета.

Но былых авторитетов уже не встретишь. Виной тому предельная информационная открытость и трансформации самой структуры общества из вертикальной — в горизонтальную.

Но в усечённом виде желание «символической власти» никуда из нас не делось. Прежде общество создавало целые пантеоны мудрецов — из мыслителей, писателей, учёных и разнообразных звёзд. Создавало — как способ трансляции ролевых моделей, как средство промоутирования актуальных идеологических установок.

Рассмотрим теории эмоций Павла Васильевича Симонова.

Наши эмоциональные переживания определяются актуальными потребностями.

Наши чувства всегда связаны с безопасностью, любопытством, социальным взаимодействием и сексуальными играми.

Проследим генезис эмоциональных состояний на примере — сексуально-любовно-эротической потребности.

Итак, каждая потребность располагается как цель в нашей модели реальности.

К пункту «потребность» присоединяется ещё и пункт «вероятность её удовлетворения» (шансы свою «половую доминанту» с помощью данного «сексуального объекта» разрядить.

Какую именно я эмоцию испытываю, — зависит от того, насколько велика вероятность того, что моя потребность сможет в предлагаемых обстоятельствах удовлетвориться.

Получается такая формула:

Э= f [П, (И н -И с), ...]

Э — эмоция, её степень, качество, знак.

 П — сила и качество актуальной потребности.

(Ин — Ис) — оценка вероятности удовлетворения потребности.

 Ин — информация о средствах, необходимых для удовлетворения потребности.

Ис — информация о средствах, которы ми располагает субъект в данный момент, f — функция.

 То есть эмоция (Э) является функцией (f) от отношения потребности (П) к оценке вероятности её удовлетворения (Ин — Ис).

Поскольку потребностей у меня всегда несколько — и самих базовых инстинктов три, и в рамках одного инстинкта могут быть актуальны разные вопросы, — формула содержит ещё и многоточие.

Сосредоточимся на информационной составляющей данной формулы.

Как вы видите, в круглых скобках представлена разница между «информацией о средствах, необходимых для удовлетворения потребности» (Ин) и «информацией о средствах, которыми располагает субъект в данный момент» (Ис).

Речь идёт о карте, нарисованной вашим мозгом, — точнее, о том, насколько детальную и объёмную модель мира он способен создать. Если с вашей картой беда — то, вы окажетесь в ситуации— «глаз видит, да зуб неймёт».

Далее в дело вступает сила номер два — информация о том, какими средствами для достижения поставленной цели вы располагаете в данный момент.

Теперь вопрос ваших навыков — чем из всего условно-перечисленного вы обладаете?

Информация, переработанная в знание, навыки, способность максимально подробно строить карты реальности, — это и есть залог.

Знания отрезвляют. Если в соответствующую формулу вы правильно подставите все данные, то не без труда обнаружите, что вам просто рано какую-либо эмоцию по соответствующей потребности испытывать — вы, так сказать, слишком недоинформированы.

Но когда вы видите, какая информация вам необходима, и способны её добыть, вы обретаете ту мудрость, которая даст вам возможность:

удовлетворить потребности, которые вы можете себе позволить;

 • увидеть, какие из ваших потребностей надо изменить, потому что в таком виде, как вам сначала пригрезилось, вы никогда не сможете их удовлетворить.

Не смущайтесь базовых потребностей. Самая «низменная» потребность может быть удовлетворена самым прекрасным и возвышенным способом.

Универсальность наших базовых потребностей и возможность перекладывания их из одного русла реализации в другое — социально более приемлемое — это уникальная возможность, данная нам культурой.

Знание, понимание, информация и навыки — это ключевая ценность для качества жизни, для потенциальной успешности.  Желать успеха, игнорируя труд познания, анализа, мышления, тренировки навыков, — значит обрекать себя на страдание, разочарования и регулярные фиаско.

Если у вас действительно есть потребность в успехе, то теперь в вашем мозге уже есть информация о том, что любая из ваших хотелок требует специфичных, чётких и объёмных знаний, а также полноценных, отработанных навыков.

Найдите необходимую информацию, постройте достойную модель реальности, и вы сможете удовлетворить свою потребность на тот максимум, на который они — наши потребности — в принципе могут быть удовлетворены. Выбор:

 • у вас или недостаточно информации, но тогда вы должны хотеть её искать.

• или, ваша потребность, не может быть удовлетворена. Что ж, значит, нужно найти другой способ её удовлетворить.

А больше вариантов нет.

Полная электронная книга  https://t.me/kudaidem Подпишитесь — будьте в курсе.

P.S. Вы знаете какие навыки нужны для Ваших хотелок/желаний?

★2

теги блога Андрей Колесников

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн