Блог им. GoldRose
Угрозы Ирана закрыть Ормузский пролив встревожили Японию, Китай и Южную Корею. Консервативный премьер-министр Японии Синдзо Абэ находился в Тегеране, когда произошло нападение
Взрывы произошли далеко от шумных мегаполисов Азии, но атака на этой неделе двух танкеров в стратегическом Ормузском проливе нанесла удар по экономики региона зависящей от импорта нефти .
Официальные лица, аналитики и комментаторы СМИ в пятницу подчеркнули важность Ормузского пролива для Азии, назвав его критически важной линией жизни, и был выражен глубокий интерес к более подробной информации о все еще мало очерченном нападении и о том, что США и Иран будут делать в последствия.
В конце концов, независимо от того, отмахивается ли Азия от этого, как предсказывают некоторые аналитики, или от того, что ее экономика дрожит в результате, атака высвечивает широко распространенные опасения по поводу чрезмерной зависимости от единственной полосы воды для нефти, которая питает большую часть общего развития региона.
Это может сделать Азию уязвимой для перебоев с поставками из-за напряженности в отношениях между США и Ираном или насилия в проливе.
Атака произошла спустя месяцы после того, как Иран угрожал закрыть Ормузский пролив, чтобы отомстить против экономических санкций США, которые ужесточились в апреле, когда администрация Трампа решила прекратить действие санкций в отношении пяти крупнейших импортеров иранской нефти, в том числе Китая и союзников США на юге, Кореи и Японии.
Япония является четвертым крупнейшим потребителем нефти в мире — после США, Китая и Индии — и с Ближнего Востока обеспечивает 80 процентов поставок сырой нефти. Ядерная катастрофа на Фукусиме в 2011 году привела к резкому сокращению производства ядерной энергии в Японии и увеличению импорта природного газа, сырой нефти, мазута и угля.
В попытке подчиниться Вашингтону Япония заявляет, что больше не импортирует нефть из Ирана. Чиновники также говорят, что японские нефтяные компании соблюдают эмбарго, потому что не хотят, чтобы их наказывали. Но Япония по-прежнему получает нефть из других стран Ближнего Востока, используя Ормузский пролив для транспортировки.
Южная Корея, пятый по величине импортер сырой нефти в мире, также зависит от Ближнего Востока в подавляющем большинстве своих поставок.
В прошлом месяце Южная Корея прекратила импорт иранской нефти, так как истек срок ее отмены санкций США в отношении Тегерана, и, как сообщается, она пыталась увеличить импорт нефти из других стран.
Китай, крупнейший в мире импортер иранской нефти, «понимает, что его модель роста уязвима к недостатку энергетического суверенитета», — считает аналитик рынка Кайл Родда из IG, провайдера онлайн-трейдинга, и в течение последних нескольких лет работает над диверсификацией поставщиков. Это включает в себя поиск Юго-Восточной Азии и, все чаще, некоторых нефтедобывающих стран в Африке.
Азия и Ближний Восток связаны потоком нефти, большая часть которого идет по морю и зависит от Ормузского пролива.
Иран пригрозил закрыть пролив в апреле.
Консервативный премьер-министр Японии Синдзо Абэ находился в Тегеране и надеялся урегулировать отношения между США и Ираном, когда произошло нападение.
Однако его надежды в урегулировании кипящей вражды были подчеркнуты как моментом нападения, так и комментарием верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи, который сказал Абэ, что ему нечего сказать Трампу.
В Японии, третьей по величине экономике мира, танкерная атака была главной новостью.
Газета Nikkei, основная деловая ежедневная газета Японии, заявила, что, если мины будут установлены в Ормузском проливе, «торговля нефтью будет парализована». Газета «Токийский симбун» назвала Ормузский пролив «спасательной линией» Японии.
Хотя министр экономики и промышленности Японии заявил, что не будет немедленного влияния на стабильные поставки энергоносителей, токийский симбун отметил «существует вероятность того, что это повлияет на жизнь японцев».
Южная Корея, обеспокоенная нестабильностью на Ближнем Востоке, работала над диверсификацией своих сырьевых источников после энергетических кризисов 1970-х и 1980-х годов.
По мнению аналитиков, маловероятно, что Иран осуществит свою угрозу закрытия пролива. Это потому, что закрытие может также нарушить экспорт Ирана в Китай, который работает с Россией по строительству трубопроводов и другой инфраструктуры, которая будет транспортировать нефть и газ в Китай.
Для Японии атака в Ормузском проливе не представляет непосредственной угрозы для поставок нефти в Токио, сказал Пол Шелдон, главный геополитический советник S & P Global Platts Analytics.
«Мы считаем, что это еще не кризис», — сказал он о напряженности.
Сеул, между тем, вероятно, сможет противостоять скромному скачку цен на нефть, если не произойдет полномасштабного военного противостояния, считает Се Санг-Янг, аналитик из сеульской компании Kiwoom Securities.
«Рост цен на нефть может нанести ущерб таким сферам, как авиалинии, химикаты и судоходство, но он также может принести пользу некоторым предприятиям, таким как энергетические компании (включая нефтеперерабатывающие заводы), которые производят и экспортируют такие топливные продукты, как бензин», — сказал Сео, указывая на разнообразие промышленной линейки Южной Кореи. Судостроительная промышленность Южной Кореи также может выиграть, поскольку рост цен на нефть может еще больше увеличить растущий спрос на сжиженный природный газ или СПГ, что означает увеличение заказов для гигантских танкеров, которые перевозят такой газ.