Блог им. surok
НПФы никак не могут переиграть инфляцию. Кроме того, клиенты НПФов не только не могут получить реальную доходность для своих пенсионных накоплений, но и теряют и без того малый доход при досрочных переходах. В результате клиенты фондов не накапливают свои пенсии, а наоборот, уменьшают свои реальные пенсионные выплаты.
Показатели 20 НПФов, являвшихся крупнейшими по объему пенсионных накоплений на начало 2010 года, оказались весьма скромными, следует из обзора, подготовленного компанией ПиАК и СРО АНПФ. Эти фонды, за исключением НПФ «Первый промышленный альянс», за восемь лет проиграли по доходности не только расширенному портфелю Внешэкономбанка (ВЭБ), через который инвестируются деньги «молчунов», но и среднегодовой инфляции.
«Безусловно, досрочный переход критически сокращает объем средств на пенсионном счете, обнуляя значительную часть инвестиционного дохода», — отмечает ведущий аналитик ПиАК Евгений Биезбардис. «В результате происходит не реальный рост пенсионных накоплений, которые вроде бы должны накапливаться, а реальное их падение», — утверждает директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрий Ногин. По его словам, это происходит из-за недостаточной компетенции НПФов в инвестировании, постоянно ужесточаемых требований регулятора, прошлых историй инвестирования фондами не в интересах клиентов.«На это накладываются постоянно меняющиеся правила игры, которые мешают гражданам сориентироваться в них и приводят к неосознанным потерям застрахованных лиц».
На коротком промежутке в пять лет показатели частных фондов выглядели лучше. Уже треть НПФ смогла обыграть инфляцию, однако, лишь одному из них удалось обогнать показатель ВЭБ. Впрочем, это был, по сути, уникальный период, с высокими ставками на фоне снижающейся инфляции. За прошедший год ставки существенно снизились, а инфляция набирает темп. Поэтому возможность пенсионных фондов сохранить достигнутые результаты на более длинном периоде остается под вопросом.
На наш взгляд, подобные результаты являются генератором репутационного риска всей пенсионной индустрии. Клиенты пенсионных фондов, конечно, негативно воспринимают подобную информацию о результатах инвестирования, которая свидетельствует о том, что в среднем результаты НПфов проигрывают потребительской инфляции и расширенному портфелю под управлением ГУК ВЭБ. В таком контексте клиентов НПФ уже не интересуют объяснения про недополученный доход из-за пенсионных мораториев, или по каким-либо иным причинам.
Если брать интервал с 2004 года то НПФы выигрывают у инфляции и ВЭБ.
Если брать интервал с 2007 года то НПФ проигрывают
Если брать с 2009 год то выигрывают
Если брать с 2014 то проигрывают...
2. Есть эффект оттока из ПФР в НПФ. Отток приходится на 1 квартал года, следующего за перетоком клиентов. Получается что ежегодно ПФР получает дополнительный эффект в росте доходности от снижения расчетной базы на 2-4 кварталы года... А НПФы напротив получают деньги, которые у них 1 квартал не работают и расчтеная база увеличивается.
3. ограничения на инвестирование ПФР и НПФ различны, по ПФР требования устанавливает Минфин РФ, а по НПФ ЦБ с сентября 2013 г. а до этого ФСФР.
4. методика расчета доходности в НПФ и ПФР разные и определяются разными нормативными актами...
Короче, очень много деталей… которые не позволяют вообще гноворя сравнивать результаты ВЭБ и НПФ.