Блог им. Cryptocritics

Рубрика "криптоклоуны": история скама Aeron

Снова в игре Николай Сюсько — но теперь новый рассказ про мошенников от крипты. На этот про историю становления белорусского скама Aeron. Оригинал по ссылке - https://www.facebook.com/photo.php?fbid=10214416545660846&set=a.1074855104993&type=3&theater

= = = = = 

Быть мошенником или ICO как смысл жизни.

В моем родном провинциальном городе Ужгороде/Украина одной из престижных занятостей считается работа на таможне. Иными словами, воровство. Родители, родственники, любимые таможенника(цы) знают и покрывают его дело. Такая круговая порука — смысл жизни многих из наших людей.

За последние 1,5 года я встретил больше мошенников, чем за предыдущие 33 года своей жизни. Казалось бы, чуть ли не каждый депутат, полицейский, врач — потенциальный мошенник, и они окружают нас плотным кольцом, но криптовалютная лихорадка переплюнула достижения коррумпированных властей, доказав, что доносы таки писали миллионы.

Золотая антилопа халявы действует на нашего человека как флейта на кобру. Даже девственным перед коррупцией и обманом душам сложно выстоять перед напором быстрого обогащения, путем обмана других человеческих существ, особенно, если они живут за тысячи километров от тебя, да и являются для тебя аватарами с непонятными именами. Вот какой путь избрали для себя предприниматели, делки и просто «хорошие ребята» из пост-советского пространства (ради справедливости стоит сказать, что не только наши края богаты на мошенников).

Встречайте Aeron.aero — трио белорусских мошенников. Где слово мошенник — философское понятие. Даже в нем заложено настолько много сложных уровней, которые я попытаюсь разобрать, добираясь до самого ада с главным Боссом.

Начнем с прекрасного: на деньги, собранные в рамках ICO, Aeron:

— сделал продукт — мобильное приложение, доступное в AppStore и Google Play: 
— его токен торгуется на Binance: https://www.binance.com/en/trade/ARN_BTC

В каком-то смысле они куда успешнее большинства криптопроектов с ненужными никому токенами. Их токен торгуется на крупнейшей в мире бирже, их продукт сделан. Вот только вышеупомянутый дьявол кроется в деталях.

С белорусом Костей я познакомился в августе 2017-го в Китае. Выглядит он как классический пост-советский предприниматель. Совсем не похож на воротил китайского криптовалютного рынка, мошенников с громким лого компании на груди и ярко подвешенным языком или моложавых номадов от крипты. Костя представил мне свой проект — какая-то хрень, связанная с логбуками пилотов, да еще и собирается на айсио. Мельком взглянул на сайт, сделал Косте несколько рекомендаций и был таков. Но со стороны у Кости многое получалось куда лучше, чем у меня их KICKICO на тот момент. С ним был русскоязычный переводчик с китайского, который общался с китайцами как со своими. Также в их команде была местная женщина «знаю всех инвесторов». Эта троица фланировала по конференции словно у них уже было все схвачено. Но Костя признавался, что у него есть основной бизнес на Кипре — продажа маркетинговых исследований, и айсиошка — это так, проба пера. Вскоре мы разлетелись по разным сторонам, и на какое-то время я забыл о Косте и его проекте Aeron.

В следующий раз Костя появился на горизонте, когда они провалили токенсейл. Конечно же, напрямую он это не говорил, что даты токенсейла переносились, т.к. сборов все не было и не было. Внезапно оказалось, что криптоинвесторы не инвестируют в каждую дыру. Тем более, если ты не инвестируешь в рекламу — чудеса не случаются. Более того, у меня до сих пор в голове стоит фраза Кости «вайтпейперы никто не читает». Если у тебя есть за плечами фонды, которые верят в тебя, им нечего читать сопроводительную документацию, но если ты — нонейм белорус, над вайтпейпером таки стоит потрудиться. Вайтпейпер Аерон на тот момент — это были 5-8 страниц текста без графиков, формул и с крайне постным обоснованием важности применения блокчейна. А сам продукт — непонятной нишевой историей.

Еще в Китае я придумал Косте коммуникационную идею, которая бы простроила эмоциональную связь между его продуктом и криптоинвесторами: «Блокчейн спасает человеческие жизни». Дело в том, что пилоты регулярно читят — подделывают свой летный опыт, и в критических ситуациях это может обернуться катастрофой — потерей человеческих жизней. Если же у Кости получилось бы оцифровать, да еще и подсадить на блокчейн базу данных опыта пилотов — вполне возможно, что человеческие жизни были бы спасены. Поэтому, в нишевой истории Кости меня больше привлекло свое коммуникационное сообщение и понятный сторителлинг, нежели идея стартапа, команда и прочая.

Стоит ли говорить, что у Кости и компании (один телекомпредприниматель и один гопник) толком ничего не было: брендинг — говно, вайтпейпер — говно, роль блокчейна — говно, команда — говно и т.д. по списку. Ну, сделали как могли. Что с этих пост-советских нуворишей возьмешь?!

С другой стороны, я хотел бы критически отнестись к опыту айсиошных провайдеров: фрилансеры, агентства, сообщества, сайты с рейтингами. У большинства из них не было четкого представления как должно функционировать ICO — как должны проходить сборы и прочая. Многие вещи делались как «примета времени»: нужно сделать рейтинг ICO Bench — платим, есть дата по сборам такого-то сообщества — платим и т.д. Все эти вещи если и были сведены в план — только общими мазками. Обычно денег, чтобы «заливать весь интернет» у проектов не было (помните, что каждый рекламный инструмент норовил вас раздеть, выставляя конские ценники), поэтому выбирали «наиболее проверенные» размещения и будь, что будет.

С будущими скамерами я встретился в киевской кофейне Лондон. Посмотрел в их глаза. В них не читалось мошеничество в особенно крупных размерах, но желание сделать бизнес. Важный момент всего рынка: скамеры или мошенники не называют себя мошенниками на людях. Примета времени: называть себя предпринимателями, стартаперами, менторами, но не мошенниками. С белоруссами мы ударили по рукам и решили запустить их ICO 2.0, а значит сделать брендинг, переделать вебсайт, сформировать медийные размещения заново, привлечь многих поставщиков, пополнить команду… В общем, все сделать заново.

А теперь представьте стартап, где проджект-менеджментом занимается якобы успешный бизнесмен. Не сильный проджект, не операционный вундеркинд, а предприниматель. Это своеобразные американские горки, которые штормит регулярно — тем более, что ставки слишком высоки.

Любопытно, что белорусы действительно хотели выехать на своем логбуке (журнал для фиксирования налетов)! Мол, переведем его на блокчейн и класс. Никакой бизнес-модели, никакого понимания мирового рынка нет, блокчейн притянут даже не за уши — типичный путь нашего мошенника. Но, повторюсь, белорусы себя таковыми не считали. Я решил больше времени уделить рынку. Оказалось, что Боинг уже экспериментирует с блокчейном, а некоторые авиакомпании присматриваются к программам лояльности. Здесь я увидел шанс для Aeron, который мог стать инфраструктурным провайдером блокчейн-решений для авиации. Начать с логбука, а дальше масштабироваться, где это возможно: R&D и PoCs в помощь. Забегая вперед скажу, что ирония судьбы — когда в феврале 2018-го я сидел в офисе транспортного департамента Дубай и продавал им Apla Blockchain, связанный с двумя конкретными кейсами: выдачей лицензий пилотам и поддержке самолетов западными компаниями/их инженерами. Никакого Aeron там и близко не было. Так вот, когда я увидел, что авиационный рынок растет крайне большими темпами, предложил белоруссам pivot — они согласились, но не вложили и рубля в исследование рынка, продумывание продукта и все, что связано с созданием настоящего решения, а не построением воздушных замков обещаний светлого будущего. В этот момент я впервые в личной коммуникации назвал их скамерами, на что они промолчали.

Многие отечественные проекты мошенников делались на коленке. Это значит, что подрядчики, помощники, люди, ресурсы собирались на коленке. Вот мальчик-дизайнер — будешь дизайнить, вот SEO-агентство — пробуем. К такому процессу можно по-разному относиться. Есть результат — прекрасно, нет — стоит бить в бубен-барабан. В «деле белорусских мошенников» этот подход дал положительный результат. Сейчас в моей голове нет точных сроков, но они смогли сделать новый стиль, сайт, видео и прочая в крайне сжатые сроки. Agile и Lean startup в своей красе. Классическая проблема данного жанра — перепалки относительно тех или иных поставщиков: одни налажали с дизайном, другие не справились с посевом… Ошибки были и на нашей стороне (в проект я привел кроме себя и моего друга Кирилла, у которого до этого не было опыта ICO, но был фундаментальный опыт в маркетинге). После KICKICO было много разрозненных данных, которые только части можно было применить к проекту, а выстроенных поставщиков не было (они появились через пару месяцев на рынке).

Самое смешное в проекте — это как я писал токеномику. Пусть у меня и есть в активе диплом бухгалтера и изучение базовых экономических дисциплин, но я ничерта не понимал и слабо понимаю эконометрические модели использования токенов в блокчейн проектах. Я применил простую схему спрос формирует предложение и вокруг нее простроил обещание проекта создать по-настоящему востребованный токен как в рамках продукта, так и на биржах. Графики имели общий экономический смысл, текст был скроен по уму, но он был лишь водой, которая бы передавала смысл: «мы так много времени уделили токеномике — мы точно в ней разбираемся». Адам Смит бы погладил меня по голове. Ну, а белорусы, конечно же, плевать хотели на данную составляющую проекта, их интересовали только деньги.

Команда проекта была создана буквально из эфира — причем не криптовалюты, а эфемерной субстанции. Должности людей на сайте соответствовали фантазиям Уолта Диснея, продуктовой и техкоманды просто не было. Парень из Dash, отвечавший за блокчейн, написал смарт-контракт, да и даже в этом я не уверен, потому токен-сейо не был проведен по смарт-контракту, ха-ха-ха.

В момент глубокого погружения в Whitepaper, оказалось, что белорусы не особо хотят работать над продуктом или токеном, они решили сконцентрировать свои усилия на рекламе и маркетинге ICO. Их интересовало получение краткосрочных результатов, а что там будет с обещанием по ВП… компания зарегистрирована в Белизе, ищи-свищи SEC. Я второй раз решил их в переписке назвать скамерами. Они вновь не ответили, и вот здесь я призадумался.

Я не привык работать с мошенниками. Привык к обману рекламных агентств своих клиентов (обещать невозможное, утверждать, что у них есть экспертиза, которой на самом деле нет, завышать умышленно ценники и т.д.) — таковыми были правила игры, но вот чтобы откровенно и умышленно обманывать людей — нет. Поэтому я верил почти каждому предпринимателю, который приходит с идеей и желанием собрать деньги на ICO. Скамерами я их начал называть в середине рабочего процесса, а не во время первой встрече. И вот это «ощущение скамерства» произрастало изнутри меня все больше и больше.

Очередная примета времени: когда скамеры рассчитываются по счетам, начинается много претензий и сложностей. Когда скамеры должны были заплатить нам с Кириллом первый биткойн за работу, гопник из проекта решил предъявить нам много претензий, мол, те подрядчики налажали, эдвайзер, обещавший вовлечь своего папу из Delta Airlines укрылся в небытии, вот того плана не было и т.д. К тому моменту я уже был прилично зол на ребят, и утверждал, что один ВП и брендинг стоят больше, чем они должны (но это уже была проблема отсутствия четкого ценообразования на рынке). Более того, я открыто называл их скамерами, и вообще, что здесь обсуждать — они втягивают нас в мошенническую схему, какие вообще к нам могут быть вопросы в формате «вы что-то не сделали» — может быть потому, что стали ясны их тру намерения?!

А дальше был токенсейл. И никто из вне никогда не узнает сколько проект собрал. Его фаундеры пошли по пути Proppy — принимали сборы на разные генерируемые ETH-кошельки. Я совершенно не верю в условные несколько миллионов, которые собрала команда. Скрины сборов они отказывались показать нам, просто подкармливая обещаниями и игнорированием.

Я сейчас посмотрел в переписку и понял, что даже на коленке создал ребятам «Анти-скам» программу: https://docs.google.com/presentation/d/1ePn8rmiSt5SeVSAewYO07RueSCQh5BMPd0oJEOT4Sho/edit?fbclid=IwAR1fYlVWXVfo0aQmuGYyOKSCep4eBKQ-FwJfa5YRxywqmw2Tzy3fyhH3XPo#slide=id.p3


Они даже спросили меня, на каких основаниях я считаю их скамерами. Ответил, цитирую:

«На чем строили предположения:
1. Отсутствие продуктового подхода.
Вы не создаете продукт, не работаете над его архитектурой и т.д.
2. Отсутствие желания светиться на конференциях, в блоге и т.д. — низкая публичная активность. 
3. Вы не строите офис, не формируете команду продуктовую.
4. Вы не заинтересованы в создании ликвидного токена.
5. Непрозрачная схема токен сейла.
6. Накручиваете сборы.
7. Не предоставляете доступ к статистике (ГА, сборы).

И самое главное, вы не пытаете не быть скамом. Столько раз об этом было сказано, но вы выбрали путь… какой выбрали. В целом, у нас нет вопросов к вашему выбору, т.к. мы искренне верили, что мы сможем помочь вам стать крупнейшими интеграторами авиа-решений в блокчейне».


Но теперь давайте вернемся к их успехам: есть продукт, а токен торгуется на Binance. Белорусские мошенники не просто сделали продукт, но удовлетворили своих инвесторов (многим из которых плевать на будущее авиации). В рамках рынка они «что-то сделали» — оправдывает ли это их как мошенников. Нет, конечно же, мошенники с результатом работы — то же самое, что бессовестные мошенники.

Во всей этой истории мне очень жаль, что делки не увидели крайне любопытный для блокчейна рынок и не стали его первопроходцами, но такой путь требует куда больших и сложных бизнес-активностией, чем маркетинг на короткой дистанции. Путь нашего человека — наименьшее сопротивление. Не обманешь — не проживешь. Проблема этих людей — отношение к чужой крипте, как к подарку на Новый год. Они думают, что это действительно «пожертвование», а не кредит. Якобы его совсем не нужно отрабатывать.

Проект существует. Занимается биржами. Флиртует с EOS-токенами. Имитирует работу. Да и все. Вот за такие истории мы и голосуем крипторублем.


Выводы: 
— пути мошенников неисповедимы;
— вычислить мошенника крайне сложно, он никогда не скажет вам это в глаза;
— karma is a bitch;
— единственный путь фильтрования мошенников — возлагать на плечи фаундеров проектов сложные, но быстрые задачи, которые требуют системного мышления или проработки продуктовой стратегии на годы вперед (ставлю на то, что они сольются с работы, т.к. хотят заработать уже).


п.с. из проекта я вышел в середине ICO — пошел в CyberTrust, ожидая там куда более разумной команды. Но историю CyberTrust вы уже знаете: 
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=10214383173586565&set=a.1074855104993&type=3

п.с2. у Кости есть пилотная лицензия для малых «суден», у т.н. CTO (на самом деле — нет) — тоже есть лицензия летная, но ведь это ничего не значит, если ты срубаешь бабла.

= = = = 

теги блога Криптокритика

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн