Блог им. Dankovsky

Россия - худшая страна для инвестиций? Выводы для инвесторов

Россия - худшая страна для инвестиций? Выводы для инвесторов

На картинке: индекс РТС рвет в клочья мировую экономику с суммарным ростом 2441% против ближайшего конкурента — индекса NASDAQ, растущего за тот же период всего на 385%.

Что это — магия цифр или легкий способ стать миллиардером? Давайте разбираться.

Пост призван систематизировать мои мысли о принципиальной целесообразности инвестиций в российский рынок в настоящий момент. Мы рассмотрим упрощенный анализ долларовой доходности инвестиций в популярные биржевые индексы начиная с 2000 года по настоящее время. Минимум букв, максимум статистики. Наверное, написанное дальше для большинства из вас будет очевидными вещами, но возможно какому-нибудь начинающему инвестору в российский рынок это позволит по-новому взглянуть на свою стратегию.

Индексы, участвующие в сравнении:
1) Индекс РТС (RTSI) — долларовый индекс 50 крупнейших эмитентов России (USD)
2) Индекс S&P 500 (SPX) — долларовый индекс 500 избранных эмитентов США (USD)
3) Промышленный индекс Доу-Джонса (DJI) — 30 крупнейших компаний США (USD)
4) Индекс NASDAQ 100 (NDX) — 100 крупнейших по капитализации компаний США, без финансового сектора (USD)
5) Индекс DAX  (DEU30) — крупнейшие компании Германии (в евро)
6) Индекс FTSE 100 (UKX) — 100 крупнейших по капитализации компаний Лондонской биржи (Великобритания, в евро)
7) Индекс Nikkei 225 (NI225) — 225 наиболее торгуемых компаний Токийской биржи (Япония, в йенах)

Прим.: Учтите, что индексы 5-7 не номинированы в долларах, поэтому в изменении их котировок не учтено отношение валют к доллару. В большинстве случаев это означает, что их реальная долларовая доходность будет меньше указанной.

Итак, получившийся график.
Россия - худшая страна для инвестиций? Выводы для инвесторов

Этот график отображает, какую среднюю упрощенную годовую доходность мы получили бы от инвестиций в каждый из указанных индексов в зависимости от года инвестирования за период с года покупки до настоящего времени.

Например, проинвестировав сумму, эквивалентную 100 долларов США в индекс РТС в январе 2000 года, по ноябрь 2018 года вы получили бы суммарную доходность 546% и сегодня могли бы вывести сумму, эквивалентную 646 долларов. Упрощенно это 30% годовых, как отражено на графике. Вложив в 2009 году 100 долларов в NASDAQ по настоящее время вы получили бы доходность в размере 453% или упрощенно 50% годовых.

Полный результат инвестиций по каждому инструменту в зависимости от года инвестирования приведен в таблице ниже, где показан суммарный результат за каждый год с 1996 года. Зеленым выделен лучший индекс за этот год, красным — худший.

Россия - худшая страна для инвестиций? Выводы для инвесторов

Вот пример графика с инвестированием в индексы в 2004 году:

Россия - худшая страна для инвестиций? Выводы для инвесторов

Примечательно, что РТС уверенно лидировал, пока не начал падать с 2011 года.

Хорошо, скажете вы, но мало кто инвестирует свои деньги один раз и навсегда. Да и в подобной ограниченной статистике очень просто выдать желаемое за действительное, просто подкрутив начальный и конечный периоды расчетов.

Тогда рассмотрим что было бы, если бы человек ежегодно вкладывал 100 долларов в каждый индекс на протяжении последних 15 лет (с января 2004 г. по настоящее время).

Результат сравнения:
Россия - худшая страна для инвестиций? Выводы для инвесторов

Результаты в табличной форме с 1996 г. Более хороший результат индекса РТС получается за счет инвестиций в 1996-2003 гг.

Россия - худшая страна для инвестиций? Выводы для инвесторов

Как видим, ситуация становится еще более удручающей.
  • 15 последних лет инвестирования в РТС дали инвестору на сегодняшний день суммарную (не годовую) доходность в 8%.
  • За аналогичный период индекс S&P дал доходность 88% (в 11 раз больше), индекс NASDAQ — 195% (в 24 раза больше).
И это уже не случайная статистика, как в первом случае, а результат постоянного инвестирования за 15 лет.

Прим.: В статистике не учтена выплата дивидендов по всем индексам. С учетом того, что дивиденды российских компаний в целом выше иностранных, результат реальной доходности индекса РТС был бы немного выше указанного.

Но так ли плох индекс РТС? Философский вопрос, который я задал сам себе на фоне такой безрадостной статистики.
Посмотрим еще на один график.

Россия - худшая страна для инвестиций? Выводы для инвесторов
Это статистика изменения индексов за каждый год с 2004 по 2018 год. Здесь тоже есть немало интересного.
  • Заметно, что индекс РТС намного волатильнее других индексов.
  • Это единственный индекс, который за год мог вырасти более, чем на 100%. Рост в 2009 г. составил 176%!
  • Это также индекс, показавший максимальное падение в 2008 году: -72% вместо -30-40% американского рынка.
  • Индекс РТС имел «персональный кризис» в 2014-2015 году (девальвация рубля) на -20% и -43%, по очевидным причинам не затронувший американские индексы. Страновые риски, господа.
  • «Среднее изменение в год» за 15-летний период по индексу РТС составило +20%, против +13% у NASDAQ. Наконец-то индекс РТС на коне!
Теперь посмотрим статистику в деньгах. Наша первая статистика грешила тем, что все результаты сводила к значениям индексов по состоянию на ноябрь 2018 года. А что если бы инвестор не наращивал сумму вложений с годами, а фиксировал бы свой результат ежегодно, выводя прибыль и довнося убыток до первоначальной суммы, то есть вкладывал бы ровно 100 долларов в начале каждого года и обнулял бы депозит в конце года?

Суммарный доход по индексам без реинвестирования:

Россия - худшая страна для инвестиций? Выводы для инвесторов

Получится, что за счет супер роста в 2005 и 2009 годах инвестору в РТС бы удалось заработать 276 долларов против инвестора, по той же стратегии вкладывавшего в NASDAQ и заработавшего только 189 долларов (на 46% больше! или на 8% по полной сумме вложений).

Возможно, такая статистика покажется кому-то более объективной (а кому-то — лишь более оптимистичной).

Итак, какие выводы должны сделать российские инвесторы из этого анализа?

Выводы для инвестора:
  1. Российская экономика — одна из худших долгосрочных инвестиций на мировом рынке с 2000 года по настоящий момент, с абсолютно нерентабельным средним доходом по стратегии «купи и держи» за последние 15 лет.
  2. С учетом вышеуказанного любые попытки сформировать долгосрочную стратегию инвестирования в российские компании кажутся обреченными на провал, по крайней мере, до серьезного изменения экономической ситуации в мире. Не совсем понятно, чем руководствуются инвесторы, вкладывающие в настоящее время свои деньги в российские компании.
  3. Российский рынок, безусловно, более волатилен, что означает больший объем (и количество) падений и одновременно больший потенциальный рост за меньшее время. С учетом высокого потенциала роста краткосрочные инвестиции (с фиксированием результата ежегодно и без реинвестирования доходов) оказались на сегодня статистически более выгодными, чем стратегия «купи и держи» и даже существенно обогнали аналогичный результат по американским индексам.
  4. Каждый российский инвестор обязан учитывать валютные и политические риски и диверсифицировать свой портфель акциями иностранных компаний (как минимум, США). Для меня это означает, что от 50% до 100% моего портфеля должно быть инвестировано в акции США и другие валютные инструменты.
  5. Огромное и возможно недооцененное значение имеет тайминг инвестиций. Проинвестировав в РТС в 1999 году вы получили бы фантастическую суммарную доходность 1920% по 2018 год, заместо жалких 207% NASDAQ. Но инвестируя ту же сумму в 1997 году вы бы получили суммарную доходность 305% против 608% в NASDAQ. Каждый год имеется существенная разница в потенциальной доходности каждого индекса. Покупка «на хаях» способна уничтожить весь ваш инвестиционный потенциал на очень длительный срок, тогда как выгодная покупка в кризис может «кормить» десятилетиями. Иногда гораздо выгоднее держать деньги в кэше и ждать хороший момент, чем вкладывать все имеющиеся средства.
  6. Не менее важным является тайминг выхода из индекса. До кризиса 2008 г. и девальвации 2014 г. индекс РТС давал уверенные результаты и мог принести инвесторам существенную прибыль, превышающую прибыль других индексов. Однако начиная с 2011 года его потенциал существенно затухал. Что также приводит к раздумью, так ли бесполезны для инвестора стоп-лоссы, и всегда ли нужно держать позицию? Метод Баффета «лучшая точка выхода — никогда» на российском рынке, судя по всему, не работает.
  7. Ожидаемо, вложения в периоды кризисов и сильных просадок дают самые лучшие долгосрочные результаты.
  8. Каждый год есть лучший и худший индекс для инвестирования. Российский индекс был «лучшим» в 4-х годах из 22 исследуемых (1996, 1999, 2000, 2001), и худшим в 9-ти годах (в целом начиная с 2006 г. по настоящее время). NASDAQ (Американский индекс топ 100) не был худшим ни разу и был лучшим 18 раз из 22-х. Пузырь это или нет — решать вам.
  9. Инвестирование в индексы Великобритании, Германии и Японии в целом не дает удовлетворительных результатов на этом историческом промежутке.
  10. Инструменты, инвестирующие в индекс NASDAQ — например, ETF QQQ, TQQQ — исторически самые лучшие инструменты пассивного инвестора (из рассмотренных) на настоящий момент.
  11. Регулярное инвестирование равными суммами остается эффективным способом усреднения дохода и снижения рисков (просадок).
  12. Вся статистика индексов в статье фиксирована на период, заканчивающийся ноябрем 2018 года. Нужно понимать, что эта статистика может радикально измениться с годами.
  13. Пожалуй, главное — невозможно предугадать будущую доходность. Если вдруг окажется, что с 2019 года индекс РТС уверенно пойдет вверх, а американские индексы войдут в длинный медвежий тренд, может отказаться, что сегодня российский рынок — лучшая точка входа для инвестора. Поэтому приведенную статистику можно использовать только как общий ориентир текущего положения дел.
  14. Очевидная вещь, но все же напишу. Инвестирование — это на самом деле не вложение в индексы, а вложения в конкретные компании. Грамотность инвестора определяется тем, насколько ему удается обогнать индекс своего рынка. Но инвестировать даже в отличные компании, не оглядываясь на то, что происходит с остальным рынком и не зная статистики — было бы безрассудно.
Пост написан по мотивам поста, призывающего к активным инвестициям в ММВБ.

Это моя первая статья на sMart-lab, поэтому любые пожелания, комментарии и критика приветствуются. Признаю, что в своих выводах я мог многого не учесть, так как пока не располагаю таким опытом, как многие из вас, но надеюсь, что для кого-то эта статистика и мои выводы окажутся полезными :)
★41
81 комментарий
Очень спорный анализ, не несущий практической пользы. 15 лет слабы интервал, а другого у нас, к сожалению, нет.
avatar
Антон, согласен, что другого у нас нет, и хотелось бы больше. Но все-таки 15 лет — это не мало. Инвестиционный период в жизни каждого человека — не больше 40 лет, то есть 15 лет — это уже как минимум 1/3 жизненного цикла каждого инвестора. И эти 15 лет жизни, инвестируя в российский рынок, этот инвестор терял существенную доходность.
avatar
Данковский, не все годы терял, иногда получал сверхприбыль. Ключ в этом. И сверхприбыльные годы непременно будут. Вопрос — когда. Как об этом узнать наперед. 
avatar
SergeyJu, никак не узнать это неизвестная
avatar
SergeyJu, если узнаете, как — расскажите! Чтобы получать сверхприбыль, надо успевать ее выводить, а то от сверхприбыли к 2018 году останется 88% за 15 лет)
avatar
Данковский, заявляя «Российская экономика — одна из худших долгосрочных инвестиций на мировом рынке с 2000 года по настоящий момент» вы бы заодно уточняли — ИЗ 10-ки самых развитых экономик МИРА. Вы же сранвивали что-то не с Бангладашем или украиной, а с Германией, бриханией и с США.

Тут же надо еще понимать что все перечисленные вами экономики — были искусственно стимулированы последние 10 лет диким вливанием ликвидности и на их финансовых рынках надуты гигантские пузыри. С Российеской же экономики стараниями либерастов-гайдаровцев до сих пор искусственно выжимают соки во всякие кубышки — которыми стимулируют опять де вышеназванные экономики с гигантским долговым обременением.
Так что сравнение не то что некорректно — но очень спорно и почему вы решили что подводить итоги надо сейчас? допустим через 10-15 лет картинка может быть совершенно другой — и в первую очередь из-за лопания долговых пузырей «развитых»  экономик
avatar
Petr S, почему вы решили что подводить итоги надо сейчас? допустим через 10-15 лет картинка может быть совершенно другой — и в первую очередь из-за лопания долговых пузырей «развитых»  экономик
Потому, что ты до того времени не доживешь. Пользуйся тем, что дают сейчас.
avatar
Petr S, конечно, не может здесь идти речь о каких-то «итогах», пока фондовый рынок не закрыли насовсем, но это не итоги, а просто статистика за последние 15 лет подряд (что не мало в сравнении с общей продолжительности жизни одного инвестора).
Согласен, в сравнении не хватает других развивающихся стран, потому что были выбраны только самые популярные индексы. Можно попробовать сравнить в будущем, если будет интерес.
avatar
Данковский, я скажу больше. В реальности инвестор находится в рынке совокупно не более 15 лет, если это среднестатистический человек, а не миллионер, хлеб которого это рынок. Просто физически себе это мало кто может позволить, особенно в России
avatar
Антон, нет никакой надежды, что дальше будет лучше.
avatar
показал максимальный рост… покажет и максимальный падеж
avatar
васильев алексей, в принципе, так и выходит. но в этот момент наибольший рост получается в Америке, а наибольшее падение — в России… зато в России «качели» веселее:)
avatar
в 2007м из правительства ушел Греф, там началась вакханалия, потом в 2011м ушел Кудрин, ну и дальше настал полный застой и пц. Я очень жалею, что выбрал Российский рынок для инвестиций, хоть я и заработал. Но это было пц как тяжело.

Пост великолепный кстати, спасибо!
avatar
а первый график кстати показывает то, что я часто людям говорю — если вы не стали владельцем какого-то большого актива до 1999 года — то в форбс вы уже не попадете НИКОГДА, так как сейчас всё стоит уже по рынку и купить завод-месторождение можно только в кредит, а ставки такие, что будете за 1-2% маржи бороться и от марджин-коллов бегать.
avatar
Warren Warren, да ладно! Идет активное огосударствение экономики, что означает повторную скорую приватизацию. Но не для всех. Ваучеров не будет. Ближнее окружение вождя получит все. И вот уже их детки пополнят этот самый список Форбс.
avatar
Алексей II, ну близкие вождя получили свой актив — знакомство с вождем до 1999го — так что все сходится)))) и все равно им будет далеко до олиграхов 90х, кто получил бесплатно активы за десятки миллиардов долларов типа как Потанин Норникель или Мордашев Северсталь или Федун пакет в Лукойле
avatar
Warren Warren, владелец red&black попал в форбс недавно, еще один чел который барыжит всякими кириешками. но это конечно, исключения.
avatar
monko, ну это гении бизнеса, тут вопросов нет. Просто в РФ у них будет 1 млрд, а в США было бы 10-50 млрд. Можно посмотреть на Брина из гугла и на Воложа из Яндекса. И там и там гении, но у Брина 47 млрд долларов, у Воложа 1 млрд, то есть в 47 раз больше за ровно то же самое. При этом Воложа могут в любой момент посадить на 10 лет и компанию забрать.
avatar
Warren Warren, 
В мире буквально единицы стран, где есть свой поисковик, обогнавший гугл на локальном рынке. Вот в чехии ceznam, только у его создателя нет даже миллиарда.
en.wikipedia.org/wiki/Ivo_Luka%C4%8Dovi%C4%8D

Правда он не кричит, что «в Чехии у него 300млн, а в США было бы 47 млрд». Все попытки Гугла купить ceznam отвергал.

И «Яндекс и Гугл» — это вовсе не одно и то же.
Локальный успешный поисковик — совсем не то же самое, что международный.
avatar
 баффет уже сказал что он думает о русском рынке.
avatar
monko, а чего он сказал? можно цитату?

avatar
Neznaika1975, «если я инвестировал в россию, значит меня похитили инопланетяне»
avatar
Содержательный и хорошо написанный пост. Спасибо автору за труды. По теме — сие есть следствие глобализации за исследованный интервал, с набирающей силу реакцией и ростом экономик Китая и ЮВА приоритеты могут поменяться. 
avatar
всё что связано с амера хорошо. а остальное так себе денди тоже хорошо
avatar
Статья хорошая
avatar
Не совсем понял «Например, проинвестировав сумму, эквивалентную 100 долларов США в индекс РТС в январе 2000 года, по ноябрь 2018 года вы получили бы суммарную доходность 546% и сегодня могли бы вывести сумму, эквивалентную 646 долларов. Упрощенно это 30% годовых, как отражено на графике.» судя по графику RTSI сейчас у вас в отрицательной зоне вообще…
avatar
iuiu, согласен, откуда цифра «30% годовых» берется, вообще непонятно.
iuiu, ну это упрощенно, 546% делить на 18, хотя так считать годовую доходность нельзя, строго говоря.
avatar
полезная информация, спасибо
avatar
Хорошо хвалить наждак, когда он продемонстрировал раллище за последние несколько лет. Кто-то верит, что он будет расти такими же темпами? Наверное кто-то верит.
А индекс РТС при этом лежит в руинах после двукратной девальвации. Скорее похоже на удачный момент входа.

Попробуйте сделать анализ разными 15ти летками.
1997-2001, 1999-2002 итд. К сожалению или счастью у нас не всегда будет ноябрь 2018 года
avatar
UnembossedName, согласен. Может быть и разворот на обратную тенденцию, или какой-то следующий год окажется «золотым» для России. Хотя экономических причин для этого пока не видно.
avatar
Данковский, основная мысль комментария была в том, что при оценке исторической перспективы все расчеты у вас исходят из того, что история кончится в ноябре 2018. Это не так.
Постройте ту же таблицу, как будто только что кончился 2016й год, цифры, говорящие о том, что наждак натирает всем остальным задницу покажутся не такими однозначными.
avatar
UnembossedName, я про это тоже упоминаю в выводах. Все еще может существенно измениться (и скорее всего еще много раз изменится). Но на сегодняшний день имеем, что имеем.
В третьей части поста, кстати, приведен анализ строго «по годам», где исключено влияние текущего состояния рынка и рассматривается каждый год изолированно. Там РТС в плюсе:)
avatar
Данковский, о том и речь) Актив то более волатильный)
avatar
Основная суть в инвестировании — реинвестирование дивидендов. Сложный процент.
У Вас индексы без дивов. Поэтому результаты некорректны.
avatar
SERCO, индекс полной доходности (с дивами) появился не так давно, а вручную будет сложно посчитать. Но дивы есть и в Америке, и в России. Предполагаю, что с дивами итоговый результат для РТС будет чуть лучше, чем текущий, но не значительно. Но можете попробовать посчитать, будет интересно.
avatar
Данковский, там не чуть лучьше, а будет абсолютно другая картина .
Автор статьи, на которую вы сослались просчитал ММВБ 10 + реинвестирование дивов, 24% годовых в рублях.
avatar
индексы без дивов. Поэтому результаты некорректны

S&P 500 index включает в себя дивиденды
avatar
Спасибо!
Расшарил по соцсетям!
Тимофей Мартынов, спасибо, рад, что ты оценил:)
avatar
А не пробовали похожее подсчитать для портфеля ну например 50/50 РТС/NASDAQ с ежегодной ребалансировкой? Ну или S&P, как вроде более диверсифицированный по сравнению с ИТ-NASDAQ.

А то Вы с одной стороны про индексы, с другой — без всякой диверсификации, вряд ли кто-то так делает. Т.е. статистика интересная, но несколько оторванная от жизни.
avatar
Ilia Smirnov, не пробовал, но можно будет попробовать посчитать, я думаю, что это не самая плохая стратегия. А большинство инвесторов, по моим впечатлениям, вкладываются как раз в рамках одного рынка. И с этим, согласен, надо бороться.
avatar
Кульно!
avatar
 И еще, картинки вы рисуете красиво, но доходность среднегодовую вы нормально не могли бы пересчитать, а то уже Тимофей шарит по соцсетям, а у вас 453% за 10 лет это 50% годовых.
50% годовых за 10 лет дадут почти 6000%!
avatar
UnembossedName,  там геометрическую прогрессию надо уметь сосчитать, не у всех получаеться.
avatar
UnembossedName, да, я не умею. Только начинаю учиться. Понимаю, что так не совсем правильно усреднять, поэтому пока написал про «упрощенную годовую доходность», т.е. цифра только для сравнения с другими индексами. Но обязуюсь к следующему разу матан «подтянуть»:)
avatar
Данковский, это несложно. Чтобы получить годовую доходность из простой за несколько лет, надо взять корень n степени из числа равного 1+%, если рост на 50% за 2 года, берем квадратный корень из числа 1.5 (1+50%), получится ~1,22.5, то есть годовой рост 22.5% примерно,
Соответственно годовая доха при 453% за 10 лет, это 5.53 в степени 1/10 ~ 18.65% годовых
avatar
Данковский, и еще, вам тут все говорят про дивиденды.
Для того, чтобы смотреть дивиденды есть индекс RTSTR, они бы изменили картину, но надо понимать, что их начали платить по сути 10 лет назад, так что не настолько. Но если вы сравните RTS и RTSTR, увидите насколько один начал отрываться от другого.
А так вы молодец, мне исследование понравилось, не хватает только опыта, это придет, я вот так красиво оформить статью не смогу.
avatar
UnembossedName, спасибо за расчет и наводку! Если не ошибаюсь, некоторые компании из индекса платят дивидендны еще с начала 2000-х годов (в каких размерах — конечно уже другой вопрос). По наводке мне удалось найти индекс RTSTR с 2005 года на сайте Мосбиржи, потом поковыряюсь. Было бы неплохо, если бы такой же индекс был по Америке.
avatar
Данковский, я к тому, что доля в индексе этих дивов была ничтожна.
Сейчас же дивдоходность нашего индекса ну очень неплоха.
По Америке тоже такие есть, я тут не подскажу, но мне кажется, что по NASDAQу может и не быть, да там и дивы копеечные даже относительно S&P500
avatar
«Например, проинвестировав сумму, эквивалентную 100 долларов США в индекс РТС в январе 2000 года, по ноябрь 2018 года вы получили бы суммарную доходность 546% и сегодня могли бы вывести сумму, эквивалентную 646 долларов. Упрощенно это 30% годовых, как отражено на графике.» — имелся в виду РТС или другой индекс?

avatar
тем кто хочет  разобраться в фонде весьма полезный материал
avatar
Нужно брать индексы с учетом дивидендов.
В России в последние годы дивидендная доходность стала очень заметной.
avatar
Мы инвестируем рубли, следовательно рекомендую посмотреть рублевую составляющую индекса ММВБ и его доходность, также учитывайте, что доходность дивидендов в России на самом высоком уровне. В статье не увидел такой информации (пролистал бегло).
avatar
Инвестор Алёshа, пока мы инвестируем рубли, наш портфель тает от девальвации. В этом один из посылов статьи. А дивы — это отлично на долгосроке, согласен
avatar
Данковский, Так девальвация в стоимость активов также закладывается. Не так ли? ;))
avatar
Инвестор Алёshа, ну, как видишь, даже с учетом того, что все дешевеет — доходность остается очень низкой. Хотя вложения в начале 2009, 2016 и 2017 годов — действительно дали пока не самый плохой результат. А вот вложившим в начале 2008 или 2014-ого — не очень повезло.
avatar
Данковский, вопрос в ежемесячной докапитализации денег. Если стабильных инвестиций нет, то в целом о инвестициях можно не думать. Все остальное — спекуляции. 
avatar
Инвестор Алёshа, как раз с «ежемесячной докапитализацией» мы за последние 15 лет всухую проигрываем Америке… 8% РТС против 195% Насдак… Но я тоже надеюсь, что дальше будет лучше, а то за российский рынок мне тоже по-человечески обидно.
avatar
Данковский, хм. Ладно. завтра почитаю статейку вашу повнимательнее ;)
avatar
"
  1. Регулярное инвестирование равными суммами остается эффективным способом усреднения дохода и снижения рисков (просадок).
покупать регулярно, а в какое время, при падении индекса,
важно купить после падения, но кто ж знает, будет ли оно в этом году?
avatar
iuiu, покупать регулярно как раз значит — независимо от цены. Но найти дно кризиса и накупиться — конечно весьма прибыльно
avatar
Это всё история. Будущего не кто не знает. Сейчас в мире очень большие перемены,  если вы не заметили.Так что всякое бывает. 
Серёга Ростовский, большие перемены — это крах российской империи и распад СССР, мировые войны. Ну Крым еще с натяжкой. Пока ничего такого не происходит. Без Путина через 6 лет — может что-нибудь и будет.
avatar
Данковский, меня твоё мнение вообще не интересно. Не старайся. Ты что Ванга?

Хорошая статья, есть над чем подумать
В этих эквити не учтены дивиденды? За 20 лет индекс удваивает себя дивидендами.
avatar
invest-schet.ru, не учтены по всем индексам. Да, было бы интересно посмотреть сравнение с учетом дивидендов, думаю у РТС был бы результат получше — только это уже было бы масштабное исследование, на несколько месяцев, если только где-нибудь нет уже собранной информации по див. доходности этих индексов за этот период.
avatar
мне только одно интересно, когда эта ссань выйдет из боковика
avatar
Отличная статья, прочитал с удовольствием. Видно, что автор старался и затратил на написание этой статьи немало труда.
avatar
Интересная статься, спасибо за проделанную работу.
Про среднее геометрическое при расчете многолетней доходности вам уже сказали.

Див. доходность рос. индекса последние годы от 4% до 6%, SnP около 1%, nasdaq там почти никто не платит дивиденды. На многолетнем интервале это значительно изменит результат.

Nasdaq — отраслевой индекс, причем довольно распузерынной отрасли. Странно сравнивать страны и nasdaq.

Нет стран из emerging markets.
Взяли бы Китай и Бразилию, хотя бы
www.investing.com/indices/shanghai-composite
www.investing.com/indices/bovespa

Кстати, РТС — единственный национальный индекс, который считается в долларах. В других странах в национальных валютах. Почему?

avatar
anna a, про РТС это дань 90м, где все считалось в долларах, но для сравнения двух рынков конечно сравнивать в одной валюте.
avatar
UnembossedName, 
Тогда британский ftse надо пересчитывать в доллары, статья у автора хоть и популярная, но недоделанная и с ошибками получилась.
avatar
anna a, полностью согласен, заслуженной критики в комментариях много.
avatar
UnembossedName, 
Идея сравнивать страновой индекс с nasdaq тоже не понравилась.
Можно сравнить индекс ftse с нашей нефтянкой, такой же малоосмысленный результат получится.
avatar
anna a, про другие развивающиеся рынки согласен, это можно при желании посчитать отдельно. Допущение про то, что индексы Германии и Великобритании в евро, а Никкей — в йенах — тоже упоминал об этом в статье. Основной акцент делался на сравнении США и РФ как двух основных альтернатив для российских инвесторов.
Что касается насдак — он отраслевым стал только исторически, фактически это топ 100 компаний по капитализации без учета отрасли (кроме финансов). Кроме того также в сравнении есть Dow Jones и S&P, можно ориентироваться на них, если в Насдак веры нет. Актуальный состав Nasdaq-100: www.nasdaq.com/quotes/nasdaq-100-stocks.aspx
avatar
Данковский, 
Если из американских индексов выкинуть FAANG (facebook, apple, amazon, netflix, google), то бОльшая часть роста сдуется. Если вы в экселе все данные сравнивали, то, наверно, вам легко будет сделать такой эксперимент. Я то просто по графикам сопоставляю.
Аналогичная мысль, что если из РТС убрать Газпром (который последние десять лет сильно тормозил индекс), то итоговый результат сильно поменяется. И это не случайное явление (год есть, год нет), а именно многолетняя особенность, повторяющаяся из года в год.

Т.е. получаем ситуацию, что одна-две-три компании (в случае штатов из сотен,  у нас из 50) сильно меняют ситуацию с индексом.
avatar
много букв… ниасилил...
достаточно знать 
ртс в 1997=570
ртс в 2018 = 1100
т.е. рост за 21 год менее 100%
avatar
хорошая статья. сам делю 50% в рф -с дивидендным упором и валютой и 50% зарубеж
avatar
за план путина в 12-м слыхали?
так вот, пацаны, график РТС — это отчёт о его выполнении.
avatar

теги блога Данковский

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн