Блог им. Cryptocritics

Пора Сергею Солонину (QIWI) пояснить за ICO

В январе этого года на волне хайпа вокруг токенсейлов, блокчейна и зарождающейся криптокритики, Сергей Солонин собрал большую криптотусовку в Москва-Сити в ресторане Insight и там прилюдно пообещал провести «первое правильное ICO» в рамках своего проекта VMESTE. С тех пор прошло больше полугода, и у людей накопились вопросы.

С разрешения Павла Носикова публикуется его разбор данного ICO. Оригинал по ссылке: https://www.facebook.com/notes/павел-носиков/позёрско-волшебный-ico-или-как-делать-совсем-нельзя-но-если-очень-хочется-то-мож/10215542527368708/

=====

Позёрско-волшебный “ICO”, или Как делать совсем нельзя (но если очень хочется — то можно)

=====

Случалось ли вам встречать ICO, где:

  • нет приема криптовалют,
  • нет начальной+конечной дат и soft cap,
  • нет листинга на биржах и ветки на bitcointalk,
  • нет White paper, Roadmap или вообще хоть какого-нибудь документа на сайте,
  • нет советников и засвечено всего 3 человека в команде (все — управленцы),
  • а есть — только сайт, KYC, ограничения по числу токенов и планы использовать Его Величество Блокчейн?

Ну, всё когда-то бывает в первый раз, так что встречайте — проект Vmeste! Все уже привыкли к наглости основателей ICO и их обещаниям. Но в этом проекте основатели (про них — позже) — люди с большими достижениями за пределами мира крипты, поэтому они легко переплюнули хипстерские ICO как самолёт — телегу с лошадью.

Пора Сергею Солонину (QIWI) пояснить за ICO

Сборы, при этом, по криптомеркам не очень впечатляющие ~ $5ooK. Да и hard cap ~$1,5M. Ну так все “нормальные” ICO помимо сайта утруждают себя создать хоть какую-то писанину.

* * * * *

1. Почему они вообще называются ICO?!

Не, ну понятно, ICO — самый модный способ сбора денег. Основатели упоминали в интервью выражение “венчурная филантропия”, но такое плюса к сборам не даст. То ли дело — ICO-шечка. Даже “краудфандинг” (которым Vmeste и является) уже поблек на фоне ICO.

Но даже самые отъявленные мошенники соблюдают хоть какие-то нормы приличия (и поведения в отрасли). Вспомним расшифровку: ICO — это Initial Coin Offering.

  • Initial — это значит первичное, за которым последует массовое,
  • Coin — это значит монета (пусть виртуальная), которую можно приобрести за различные криптовалюты на этапе ICO у команды проекта или в последующем — у прошлых покупателей после выхода монеты на биржу,
  • Offering — это предложение. Ну хоть тут что-то есть.

Что своим токенхолдерам предлагает Vmeste?

  • Число владельцев токенов ограничено 1000 человек, случайных людей в проекте не будет. Initial — оно же final,
  • Стоимость токена зафиксирована на отметке в 100 000 рублей,
  • Ни о каких биржах речи не идет, избавиться от токена вы сможете только перепродав его другому желающему войти в проект (видимо, через договор купли-продажи — никаких подробностей на сайте нет, это был мой вопрос №1 проекту).

Если это у нас теперь называется ICO, и всем ОК, то что им будет называться дальше? В связи с запретом долевого строительства застройщики будут проводить ICO среди будущих жильцов? Не успевшие на последний автобус пассажиры будут проводить ICO для поездки вскладчину на такси?

* * * * *

2. И что же они собираются делать?

Как и в любом другом ICO, декларируются благие намерения. На деньги вкладчиков создается фонд, занимающийся проектами по улучшению среды в г. Москва. А блокчейн нужен для того, чтобы голосовать и принимать решения, на какие проекты отправлять средства. Вот сладкий официальный видос:

 

Для функционирования фонда предполагается строительство (или не строительство?) культурного центра (ресторан + дискуссионная площадка), где участники смогут собираться и принимать решения.

Но зачем тогда блокчейн, спросите вы? Неужели нельзя голосовать удаленно?

Наверное, можно — но текущие средства фонд собирается зарабатывать от ресторанной деятельности и сдачи помещений под мероприятия (конференции и т.д.)

Ресторан, блокчейн и улучшение городской среды — странная комбинация, не правда ли?

Когда узнаешь, кто сооснователь — вопросы пропадают.

Пора Сергею Солонину (QIWI) пояснить за ICO

У более внимательных могут появиться и другие вопросы. 100К рублей * 1К участников = 100 000 000 рублей. Которые собираются вбухать в строительство ресторана и культурного центра.

Вопрос №2, который я задал проекту: а не лучше ли для целей финансирования проектов по улучшению городской среды снимать любое из множества уже имеющихся помещений, и собранные деньги пустить непосредственно в проекты? Проводился ли анализ, что строительство+вложение прибыли действительно будет более эффективно с точки зрения размеры вложений в проекты, чем прямое вложение средств? Если да — то где с ним можно ознакомиться?

В крайнем случае, можно средства в доверительное управление отдать, подумал я потом. Но про это — тоже нигде не написано.

* * * * *

3. Завеса тайны

Алексей Васильчук в своем интервью говорит об абсолютной прозрачности. На деле же человеку со стороны не понятно ничего:

  • там вообще строительство предполагается — или это мои фантазии, а на самом деле — просто покупка и переоборудование существующего?
  • когда планируется построить и открыть культурный центр и сколько на это потребуется средств по каждой статье?
  • как оформляется приобретение токена?
  • какая организационная форма у фонда?
  • где вообще хоть какой-нибудь документ хоть о чем-то?

Для простоты подсчетов все эти вопросы проекту объединим под №3.

* * * * *

4. KYC элитного клуба Vmeste


Пора Сергею Солонину (QIWI) пояснить за ICO

Просто так выложить свои 100 000 рублей и купить токен проекта не получится. Сначала нужно представить информацию о себе (с профилем в Facebook), написать, почему вы хотите присоединиться к проекту, и если достаточное число участников проголосует “за” и недостаточно проголосует “против” — вам дадут шанс стать “илитой”.

Факт участия в проекте становится публичным — данные о каждом участнике публикуются на сайте. Появляется смысл вложить свои 100К — приобщиться к прекрасному обществу лучших неравнодушных и прогрессивных людей Москвы. Там кстати руководитель Crypto Trading Fund Евгений Назаров  — надеюсь, Alex Gryatskikh оценит этот факт про постоянного героя своих публикаций. Еще из людей криптомира: Дмитрий МариничевСергей Воропаев и не только.

* * * *

5. Блокчейн не нужен

Так что же это у нас тогда получается? Участники проекта собираются под честное слово основателей, вкладывают по 100 000 рублей на строительство культурного центра, который непонятно когда откроется и где закреплена гарантия, что это вообще произойдет. Но при этом они не поверят на слово процедурам голосования, поэтому без блокчейна фонд функционировать не сможет?

Кстати, еще один сооснователь — это Сергей Солонин из QIWI, которому после истории с майнингом 500 000 биткойнов на терминалах верить хочется особенно сильно. А вообще вопросы к словам у внимательного посетителя могут появиться уже с первого экрана сайта:

Пора Сергею Солонину (QIWI) пояснить за ICO
Так уже объединивший? Или еще нет?

 

* * * *

6. Ну ладно, пусть блокчейн нужен. Но блокчейн ли это?

И тогда рождается вопрос — как будет функционировать блокчейн в проекте, где большинство никогда не сталкивалось с криптовалютами? Я вот прямо представил, что олимпийская чепионка по теннису Екатерина Макарова в промежутке между турнирами будет интересоваться предложенными проектами и использовать свой токен по назначению. Или актриса Алла Михеева  — в промежутке между съемками. Или всё будет по-русски сурово и беспощадно, где специальные сотрудники фонда будут ручками вносить голоса тех, кому после вложения 100К рублей и входа в число “1000 лучших” неохота будет с этим связываться? Примерно как в Госдуме раньше ходили и нажимали кнопки за тех, кто не в зале? Исходя из того, что медианное число просмотров видео на официальном канале проекта в Youtube — 31, среднее число комментариев к записям в Facebook — менее 1, я склоняюсь ко второму варианту. Да и последнее предложение последней записи в телеграм-канале (“Просьба ко всем участникам, кто может: присутствовать на встрече лично. Потому, что web-участие большого числа участников — уменьшает эффективность встречи”) — всё про то же.

Пора Сергею Солонину (QIWI) пояснить за ICO

Мой вопрос №4 был про функционирование блокчейна. Который, как еще раз недавно напомнили, не бывает приватным — а является в этом случае приватной распределенной базой данных, но не блокчейном.

* * * *

7. Куда делись сборы?

Продолжим. На момент написания этих строк проект должен был собрать уже 34,5 млн. рублей — но никаких новостей про строительство/покупку ресторана/культурного центра ни на сайте, ни в группах проекта в соцсетях нет.

Хотя сумма вроде бы немаленькая, можно было бы уже что-то начать. Но в интервью Солонина и Васильчука говорится, что на всё как раз должно хватить 100 млн. И тут возникает вопрос даже не к постоянно увеличивающимся сметам по сравнению с планом. А к тому: если нужную сумму проект не соберет — планируется ли возвращать деньги участникам? И почему нигде про это ни слова и ни звука? Это был мой вопрос №5. Динамика численности, к слову — не ахти, за 2 месяца 330 превратилось только в 345. Эдак 1000 будет достигнута только через 11 лет. Но проект, конечно, уверен, что “скоро будет 1000”.А еще был вопрос №6 про сохранность средств. Конечно, по сравнению с тем, сколько пропало у того же KickICO и в первый, и во второй раз, сумма неинтересная — но ЦБ лютует, банковские лицензии продолжает отбирать, и суммы юридических лиц никак не застрахованы. Как фонд собирается обеспечить, чтобы деньги участников дожили до вложения?

* * * *

8. А что там с экономикой?

Вкладывать в проекты планируется прибыль, которую заработает ресторан и культурный центр.Тут, конечно, возникает еще одна группа вопросов:

  • а что, культурный центр действительно сгенерирует такую прибыль, чтобы 1000 человек собирались и решали, куда ее девать?
  • о какой сумме прибыли идет речь хотя бы в планах? о каком обороте?
  • за счет каких механизмом рестораторы, которые в коммерческой деятельности всегда стремятся снизить прибыль, чтобы не платить за нее налог, собираются внедрить себе новые привычки и отражать экономическую картину “как есть”, а не “как привыкли отражать”? Люди в проекте достойные, уважаемые, поэтому я говорю не про злонамеренное искажение, а про работу по привычке, на автомате; из-за специфики фонда продолжать работать по привычке — нельзя.

Когда я первый раз отправил все свои вопросы проекту — ответов на них нигде не было. Был разве что раздел FAQ на главной странице c волшебными вопросами в подразделе ICO и прекрасным ответом на вопрос по экономике:

Пора Сергею Солонину (QIWI) пояснить за ICO
Что будет, если проект окажется неуспешным? Ничего.

 

Отправленный в проект вопрос №7 был в том, а где анализ, что вероятность неприбыльности крайне низка?

Но вот 10 августа в телеграм-канале появилась финансовая модель ресторана. В ней не обошлось без волшебного допущения: “При оплате чека, покупателю будет предлагаться внести благотворительное пожертвование в размере 20-35% от чека. В случае низкого оборота ресторана это 20% в случае высокого — вплоть до 35%.” И при этом — 300 человек в день или около 12 000 человеко-визитов в год.

Что-то сдается мне, что указанных 400 000 рублей на рекламу будет недостаточно, чтобы в ресторан ходили исключительно те, кто с каждым визитом отдаст 20% на благотворительность. С участников проекта, если верить тому же FAQ, больше финансирования не потребуется.Еще интересное из финмодели:

  • планируется привлекать волонтеров в качестве персонала ресторана (и, соответственно, вкладывать недоплаченные им деньги в проекты без репутационных бонусов, полагающихся членам “илитного клуба”),
  • на ресторан планируется 50 миллионов. А остальные 50 — на культурный центр? А если прирост аудитории — только 5 человек в месяц, то до необходимой цифры для ресторана проект доберется только через 31 месяц (2,5 года)?

Кстати, ответив на возможные вопросы пользователя про блокчейн и смарт-контракты, никто не написал, какой смарт-контракт планирует использовать Vmeste и какие действия потребуются от участников для его функционирования (вопрос №4). Которые, между прочим, тоже называются “учредителями проекта”:

Пора Сергею Солонину (QIWI) пояснить за ICO

* * * *

9. Почему это всё — ОСОБЕННО плохо

Итого мы имеем, что тройка известных и уважаемых людей собирает под элитный клуб филантропов без единого документа в публичном доступе (ну ок, на днях появилась финмодель). И вместо того, чтобы потратить собранные средства на непосредственно филантропические цели — они запланированы строительство того, что является основным видом бизнеса одного из основателей. А вопрос о неуспехе — отклонён без единого расчета в подтверждение. “Остается только верить основателям” ©

В ответ на письмо я получил только “Павел, мы получили ваши вопросы. Сегодня подготовим ответ”. Ну, видимо отвлеклись на вчерашнюю встречу участников и забыли.

Возразите, что да ладно, чего мы только в крипте не видали? Ко всему уже привычные? Ну так это — в крипте. А здесь, понимаете ли, такое ICO проводится, что простых криптанов в него не пустят (да и незачем им это), а вот ничего не подозревающих и далеких от крипты людей — запросто.

И потом участники, для большинства из которых это наверняка первый опыт участия в ICO, по нему и будут судить о том, что это такое.

Скажете, репутация ICO и так загажена до предела? Слово уже ругательное? Ну так это — среди тех, кто в теме и уже вляпался. А широкие-то массы про ICO еще ничего не знают. И именно такие проекты, как Vmeste, с известными и уважаемыми людьми во главе, будут формировать мнение об ICO “позднего большинства”. Поэтому СМИ уже строчат “В Москве откроется первый ресторан на блокчейне”, “Режиссер Бекмамбетов хочет открыть ресторан, работающий на основе блокчейн” и другую подобную чушь.Не получив ответы на несколько письменных запросов, звонить или спрашивать лично я не увидел смысла. Но вообще они не скрываются, вот контактные данные.

Пора Сергею Солонину (QIWI) пояснить за ICO

=====

Телеграм-канал Криптокритика: https://t.me/cryptocritique

★1

теги блога Криптокритика

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн