Блог им. adamp
“В отношениях с людьми он должен быть дружелюбным, в словах – искренним; в управлении должен быть последовательным; в делах должен исходить из возможностей, в действиях – учитывать время. Поскольку (он) так же как и вода не борется с вещами, (он) не совершает ошибок”.
“Если человек оставляет свои желания и освобождается от страстей, то до конца жизни не будет у него усталости. Если же он распускает свои страсти и поглощен своими делами, то не будет спасения (от бед)”.
“Дао Дэ Цзин”
Философия Древнего Китая явно и в скрытом виде излагает методы решения управленческих проблем. Управление группой людей, маленьким и большим хозяйством, государством. Управление в мирной жизни и на войне. Принципы и концепции, способы и приёмы управления, сложного высокочастотного процесса, изложены китайскими философами. То есть, древнекитайские трактаты – не только культурная и мировоззренческая литература. Без преувеличения, китайская философия – фундамент здания китайского государства, здания многотысячелетней цивилизации Китая.
Рассматриваемые в настоящем цикле статей книги Древнего Китая, написаны более 2 тысяч лет назад. Практическую проверку жизнью Китая, его народа эти основополагающие работы прошли многократно. Неоднократно завоёванная другими странами и нациями эта страна всякий раз через столетие опять превращалась в традиционный Китай. Превращалась без ведения военных действий! Ещё пример – опиумные войны середины XIX века, разложившие государственную машину и людей. В наркотическом дурмане погибли десятки миллионов. Казалось бы, не осталось шансов стране и народу, их ждала судьба американских индейцев… А Поднебесная, словно Феникс из пепла, восстала через несколько десятилетий.Последний пример – превращение современного Китая из отсталой страны 3-го мира в мирового лидера, промышленную фабрику планеты. И тоже за несколько десятков лет.
Поскольку психология человека и общества не сильно изменилась за прошедшие тысячелетия, современные вопросы управления и корпоративного строительства также находят своё отражение и разрешение в работах древнекитайских философов.
В июне 2017 года вашему покорному слуге исполнилось 60 лет. А в августе предыдущего, 2016 года – 30 лет, стажа официальной работы руководителем предприятия / подразделения предприятия. Накопился определённый опыт. Получены некоторые результаты на управленческом поприще. Которыми нужно делиться и которыми делюсь с управленцами (менеджерами, как сейчас модно говорить) и всеми, кто интересуется вопросами управления. С начинающими управленцами – может быть, полезно будет. Со зрелыми командирами фирм и предприятий, их подразделений – в порядке обмена опытом.
О работе руководителя достаточно рассказано в написанных ранее и размещённых в блоге статьях. Развивающийся руководитель учится постоянно. Он как акула, что жива, пока движется. Акула двигается даже во сне. Руководитель жив, пока учится. То есть, пока он современен, развивается и развивает предприятие – объект своего управления. Деятельность успешного, развивающегося и развивающего своё дело руководителя опирается на знания, получаемые из опыта и из различных источников информации.
В течение более, чем 20 лет управленческой деятельности использовался и этот прекрасный пласт соответствующей информации – философская (она же в значительной степени управленческая) литература Древнего Китая. Литература, в которой говорится об устройстве мира, общества, государства. Практика показывает, что основные принципы строительства и функционирования государства и основные принципы строительства и функционирования фирмы, предприятия подобны.
Были прочтены и в достаточной степени изучены 4 источника управленческих знаний:
– Книга перемен «И-цзин»;
– Учение Конфуция об устройстве человеческого общества, государства и взаимоотношениях в государстве;
– «Искусство войны» Сунь-цзы;
– «Дао Дэ Цзин» и книги последователей автора «Дао Дэ Цзин».
«И-цзин». Состоит из 64-х гексаграмм с трактовками их значения. Каждая гексаграмма описывает одну из возможных ситуаций в жизни человека, группы людей, предприятия и государства. И-цзин даёт хорошие варианты оптимального поведения субъекта, попавшего в конкретную ситуацию.
Конфуцианство. Описывает функционирование гармоничного общества и поведение его граждан. Работы государственника Конфуция интересны, но считаю философию Лао-цзы (см. ниже) и его последователей более подходящей для корпоративного строительства и управления.
«Искусство войны» Сунь-цзы. Руководство по стратегии и тактике ведения военных действий. Многие приёмы из «Искусство войны» применяются и современными военными теоретиками и практиками. Вопросы поведения на рынке, стратегии и тактики жизнедеятельности предприятий и фирм также находят свои решения от Сунь-цзы.
“Дао Дэ Цзин”. По опыту, наиболее приемлемыми для корпоративного строительства и управления являются работы китайского философа Лао-цзы (Старый Младенец, Мудрый Старец) и его последователей.
В хронологическом порядке авторы «направления “Дао Дэ Цзин”»:
Соответственно, в данном цикле кроме “Введения” будут ещё 6 частей по количеству перечисленных работ и авторов.
Работы Лао-цзы и последователей с интересом изучались нами с середины 90-х годов ХХ века. Базовая – «Дао Дэ Цзин» (Канон пути и благодати) написана самим Лао-цзы. «Дао Дэ Цзин» разбит автором на 81-го чжан (чжан – строфа, параграф, статья). Для управленцев и топ-менеджеров прекрасную «европеизацию» и «современнизацию» «Дао Дэ Цзин» сделал Джон Хейдер в своей книге «Дао лидера». «Дао лидера» вкупе с «Дао Дэ Цзин» помогли и нашему корпоративному строительству, оказали большое влияние на управление компанией и её подразделениями. Хорошим подспорьем явились работы всех перечисленных китайских авторов. Как по части организации структуры и функций, так и в части межличностных отношений в коллективе – между сотрудниками, между руководителями и сотрудниками.
ДАО и ДЭ – два базовых понятиях древнего и современного китайского мировоззрения.
Дао, иероглиф , – Бог, Путь. В части корпоративного строительства и управления – цель существования и деятельности компании, стратегия.
Дэ, иероглиф , – Благо. Не только добро, честность, справедливость. Благо в максимально широком смысле слова. Благо по отношению к людям, к миру, ко всей вселенной. В управлении – показатель и одновременно условие эффективной деятельности компании и её подразделений.
Эти термины в наибольшей степени подходят в качестве переводов иероглифов Дао и Дэ на русский язык. Неполного перевода, поскольку смыслы Дао и Дэ всеобъемлющи и разносторонни. А любой перевод даже простых и несложных слов и понятий с одного языка на другой в некой степени неполон.
В цикле публикаций будут приведены работы вышеперечисленных авторов в хронологическом порядке времени их жизни.
При осмыслении и подготовке настоящего цикла статей предпринималась попытка написать работу-исследование, своего рода конспект с выводами по книгам древнекитайских мыслителей. В Части 1 цикла статей было написано около 30% работы по “Дао Дэ Цзин” и “Дао лидера”. Но!!! После прочтения промежуточного полуфабриката принято решение не трогать авторские тексты, ограничившись цитатами и выделением самых важных и практически полезных частей исходных текстов. Не посмел править топором написанное пером.
———————————————————–
P.S. Что важно и нужно отметить.Только на базе древнекитайкой философии бизнес не построишь. Равно, как на базе древнегреческой науки не запустишь в полёт самолёт. Естественно, дОлжно использовать и современные методы корпоративных изменений. Что мы и делали. Привлекались консультанты. Тщательно изучались актуальные книги и статьи по инжинирингу, реинжинирингу. Нами разработаны собственные методики, которые применялись и применяются в практике корпоративного строительства и управления.
Авторский блог — adam.by/
добавление (он) меняет смысл, измененный смысл уводит с Пути, Цель остается недостигнутой
При переводе главное — не дословность, а именно упомянутый Вами смысл. Даже с западноевропейских языков на русский и наоборот. Попробуйте перевести слово «интеллигент» на английский. ))
Я думаю Китайцы писали шифром используя поэзию как инструмент шифрования. Поэзией большой объем информации можно сжать, сконцентрировать. Поэтому не зная по какой форме (П-абстракции) сжимали информацию вы не познаете прочитав суть, а в данном случае метод управления. Своеобразная защита.
О переводах. Серьёзные переводчики с любого на любой язык знают (не изучают, а уже знают!) народ, с языка которого они переводят тексты. Знают культуру и ещё много чего у народа, с языка которого переводят.
Тогда перевод получается не «формальным» (опять тавтология), а переводом смыслов текста.
Порой проще знать что человек врёт, чем пытаться понять зачем он это сделал, требуя чтобы он сознался во вранье.
Колоссальный логистический потенциал + соответствующие деньги должен был осваивать человек типа Ли. А не какой-нибудь латиноамериканский полковник.
Вот это винегрет! Библия, Капитал и Дарья Донцова и все это под соусам великого отечества. Вы хоть сами понимаете, что пишите? Про консультантов особенно смешно.
Мне кажется, мудрость построена анализе событий жизни, подобно ТА на исторических данных. Все получается красиво и верно. Но никак не помогает в настоящем и будущем. Жизнь на столько же не предсказуема, как и цена на бирже. Какие-то схемы, паттерны работают, но статистически.
Адам Палюхович, прошу пару примеров, когда прочтение мудрости (не технологии) в книге, привело кого-то (не мелкого) к правильному решению.
Продолжаю настаивать, что мудрость работает только на исторических данных, как и подгонка индикаторов на графиках. Почему-то не получается, ее готовую, применять на практике в настоящем для будущего.
Примеров — мульён, гугл в помощь, пдл.
А в глобальной конкуренции Китай достаточно высоко поднялся с практически нулевого уровня 50-летней давности.
Но, к слову, это не имеет особого отношения к основной теме статьи. ))
Да можно прекращать дискуссию, не хочется спорить из-за несущественного, статья не о том.
Спасибо!