что мы имеем сейчас в России? Инвестиционный кризис, снижение ВВП и кредитное сжатие. Безусловно, высокие процентные ставки — это плохо для экономики, и процесс выхода из кризиса может затянуться. Но вместе с тем реальные положительные ставки призваны стимулировать инвестиционный рост и конкуренцию среди банков, а также накапливать капитал и сокращать избыточное потребление. Валютный рынок не оставляет без внимания разницу процентных ставок по рублям и основным валютам. На рубли сохраняется спрос. И хотя такой carry-trade вызывает в основном приток иностранного спекулятивного капитала, но вслед за спекулянтами приходят и инвесторы, в том числе и долгосрочные.
Сейчас, пока не требуется финансирование банковской системы со стороны ЦБ, ключевая ставка превращается в абстрактное понятие, и ее уровень для экономики не принципиален.
Когда же ключевая ставка начнет работать как финансовый инструмент для рефинансирования банков? Скорее всего, это произойдет в конце 2016 года, когда из-за ожиданий ужесточения монетарной политики ФРС США начнется отток спекулятивного капитала и возникнет структурный дефицит ликвидности. Тогда относительно высокий уровень ключевой ставки будет в некотором роде барьером и «штрафными санкциями» для тех, кто в декабре побежит обратно в доллары.
Конечно, нехорошо, что ставки кредитования останутся высокими на длительный период. И решение ЦБ будет еще долго подвергаться критике.
Но как нельзя лучше к описанию сложившейся ситуации подходят слова из книги «Вся королевская рать» Роберта Уоррена: «Ты должен сделать добро из зла, потому что его больше сделать не из чего».
Подробнее на РБК:
www.rbc.ru/newspaper/2016/09/19/57dbe2269a79473338fafd69
тьфу…
То же самое, что кредиты не дают сейчас РФ. В этом тоже ничего страшного. Поскольку эти кредиты сейчас не особо нужны
Как это нет спроса на кредиты???