Еще совсем недавно казалось, что санкции Запада против России носят символический характер. Но всё течет, всё изменяется. Приостановка деятельности компании Добролет наглядно показала направление ветров на экономическом небосклоне. Неизбежны и новые потери по части инвестиционного климата и условий финансирования. В условиях российско-украинского напряжения предприниматели вынуждены ориентироваться на неблагополучные сценарии, вытекающие из новой холодной войны России со странами НАТО. Так, продажа Северстали американских активов воспринимается скорее как выигрыш г-на Мордашова политический, а потому уже экономический.
Беспокойство вызывают даже такие «железные» сферы сотрудничества как поставка отечественной титановой продукции орлам западной экономики Boeing и Aerobus. Как известно, корпорация ВСМПО-Ависма обеспечивает титановые запросы Boeing на 40%, а Aerobus на 60%. И с той, и с другой компанией у ВСМПО заключены долгосрочные договора, действуют совместные предприятия. Тем не менее включение руководителя Ростех Чемезова в конце апреля (Ростех владелец 25%+1 акция ВСМПО) в санкционный список повысило градус возможных неприятностей. «Бедным» западным компаниям остается уповать на то, что не все политики ЕС и США не рвутся прерывать действующие контракты на поставку, отсюда, возможно летние успехи ВСМПО по заключению таких контрактов с Boeing и Aerobus. Тем не менее, партнеры просят россиян увеличить запасы готовой продукции. Неслучайно, последние секторальные санкции США носили обратный характер, то есть касались и заключенных контрактов в нефтяной отрасли.
В чем состоит первичный риск для иностранцев? ВСМПО почти 100% сырья (ильменита) для производства титановой губки получает с Украины (Волногорска и Иршанска). 20 июня было заявлено, что запасов ильменита у ВСМПО хватит на 8 месяцев. Вопреки ситуации в Донбассе Украина продолжает пока снабжать РФ титановым сырьем. Если это сотрудничество прекратится ради развития титанового производства в Украине, то придётся закупать ильменит в Африке, Вьетнаме, Австралии и приступать к разработке месторождения на Алтае. Так что сырьевые поставки остаются в известной мере под контролем.
Тем не менее избыток сырья служит не всегда хорошую роль для цен, что особенно сказалось в 2008-2009гг… Нельзя сказать, что существует глобальный дефицит перерабатывающих титановых мощностей, несмотря на рост потребления титана в авиации. Так, производство титановой губки постоянно наращивает Китай, портя погоду по ценам. Конечно, если ВСМПО насильно уберут из списка поставщиков для Запада, это сильно скажется на ценах продукции, что крайне не нравится авиапроизводителям. С другой стороны, свое ведущее место на мировом рынке компания ВСМПО зарабатывала за счет репутации надежного крупного поставщика, который закрывал многие проблемы снабжения у авиапроизводителей. Это обстоятельство помогало компании увеличивать глубину переработки продукции для заказчиков от простых полуфабрикатов до титановых штамповок. Так, 16 июля 2014г. на Фарнборо был заключен контракт о поставке наших титановых штамповок с глубокой степенью механической обработки для проектов самолетов A320neo и A350XWB. Заметим в то же время, что в списке основных поставщиков по проектам А-320 Aerobus ВСМПО отсутствует, хотя по A320neo заключены о поставке штамповок и боковых панелей для пилонов двигателей. По проекту A350XWB (14% титана в самолете) ВСМПО упоминается как ответственный за детали кованой штамповки в т.ч. для крыла самолета. Но на сайте airframer.com речь не идет о титановых штамповках ВСМПО для основных опор шасси, наши договоры об этом несколько лет назад широко объявлялись в СМИ. Между тем можно найти другое настораживающее объявление. 27 марта 2014г. Messier-Bugatti-Dowty (Safran Group) подписала контракт с Kobe Steel (Япония) по снабжению титановыми штамповками для шасси (main landing gear) проекта Airbus А350 XWB. Совместное предприятие Kobe и Hitachi — Japan Aeroforge (2011 г.рожд.) обладает крупнейшим (50000т) гидравлическим штамповочным прессом в мире, работающим для аэрокосмической отрасли. Таким образом, Kobe Steel становится первым японским поставщиком крупных титановых штамповок. По проектам Aerobus и Boeing 787 французская Messier-Bugatti-Dowty отвечает как раз за шасси, а ВСМПО работает с европейцами и программе Boeing 787 через эту компанию.
Впрочем, с владельцем Messier SAFRAN ВСМПО-Ависма заключила на июльском Фарнборо долгосрочное соглашение на поставку титановых плит для производства кромки вентиляторной лопатки двигателя LEAP ($50 млн).
Для каких-либо определенных утверждений, кроме того, что всегда есть подводные камни, маркетинговых данных всё-таки недостаточно. В конце концов, компания ВСМПО сообщает только формальных корректировках в планах своих партнеров в связи с санкциями и о том, что партнеры наращивают спрос на российскую продукцию. Однако расслабляться не следует. Приведем только небольшие выдержки подковерной борьбы за рынок.
6 мая 2014г. глава одного из крупнейших титановых производителей в США RTI International Metal corp. заявил, что титановая индустрия США (прежде всего, компании RTI, ATI, Timet) готова восполнить любые нарушения в поставках из-за конфликта США с Россией вокруг Украины. В прошлом веке именно RTI называли главным поставщиком Boeing, потом, ее несколько отодвинул в сторону Timet, а затем ВСМПО, и она поставляет для Boeing 787 детали сидений. Видимо, RTI не нравится, что ВСМПО имеет лицензионное право на исключительные поставки Titanium 5-5-5-3 для 787 Dreamliner (титан берет на себя 20% в этой модели).
23 мая 2014г. В ответ на создание Airbus рабочей группы, изучающей «потенциальные риски в отношении поставок» титана из России, гендиректор ВСМПО Воеводин пригрозил европейцам штрафами за разрыв контракта. «Airbus давно работает по принципу двойного источника по всем закупкам, поэтому альтернатива нашему титану у него была всегда. Но контракт до 2020 года (на $4 млрд — прим.) подписан с нами.»
Июль 2014г. Фарнборо. CEO Boeing заявил, что будет искать заменителей для российского титана, но не хочет от него отказываться. В итоге ВСМПО-Ависма продлила с американцами долгосрочный контракт на поставку титанового проката до 2022 года и довела его сумму до $2 млрд. Всего же на последнем Фарнборо ВСМПО было заключено 11 контрактов.
Что тут сказать, — очень оптимистично. Видимо, титанов победить могут только боги.
6 авг.2014
Замечу от себя, что ВСМПО-Ависма является официальным поставщиком титановых штамповок для шасси по проекту А-380, о котором в заметке выше не упоминалось.