Что лучше и выгоднее – быть бизнесменом, или адвокатом? Практика ведения дел в современной России показывает, что выгоднее всего сочетать то и другое. Примерно так я и поступаю.
Я – юрист, адвокат со стажем в четверть века. В созданном мной вместе с партнерами адвокатском бюро «Андрей Макаров и Александр Тобак» начиная с 1988 года трудятся, без преувеличения лучшие специалисты своего дела. Однако секрет успеха нашего адвокатского бюро не только в квалификации юристов и огромном опыте, не в одном лишь образовании, полученном сотрудниками в лучших вузах Москвы и России. Скорее всего, дело также во мне самом.
Я известен в Москве и России не только как успешный адвокат, особенно в области материального права, но и как эксперт и специалист в области экономики. Я достаточно давно выступаю с аналитикой происходящих в мире и России финансовых процессов. И одна из тем, которой я всегда особенно интересовался – денежное обращение.
С бытовой точки зрения этот вопрос скорее интересен в разрезе роста цен, инфляции. В России эта проблема с первой половины 90-х годов, кажется, потеряла остроту. Впрочем, я не спешу откладывать рассмотрение этой темы в долгий ящик. И одним из первых еще в 2011 году выступил за скорейшее введение золотого стандарта. Не только в России, но и в мировом масштабе.
Я заметил интересную тенденцию. Даже в США некоторые штаты перестали слепо верить в стабильность «всесильного «Франклина». В оплоте извечного соперника России, по умолчанию во всем опережающего нас на два корпуса, теряют веру в собственную валюту! Дошло до того, что в наиболее консервативных штатах, например, Юте, местные правительства принимают решение о переходе на собственную золотую монету.
Уход от золотого стандарта был мерой односторонней и достаточно волюнтаристской. Отказ от прямого обмена доллара на золото в 1971 году лишь развязал гонку печатных станков. В России нечто подобное тому, о чем я говорю, мы пережили сразу же после распада СССР. С одним отличием: Россия не могла, подобно США, сбрасывать излишнюю денежную массу зарубежным партнерам. За долги предыдущих лет Россия расплачивалась, как известно, золотом и сырьем.
Тогдашнее положение нельзя назвать паритетом ни в коей мере. Это была игра в одни ворота. С наследием прошлого пришло время покончить. Ведь сейчас для этого подвернулся как нельзя более удачный повод – мировой финансовый кризис, который в полной мере ударил и по России.
Итак, прежней уверенности в незыблемой стабильности мировых валют больше нет. После сорока лет «хождения по пустыне» на фоне неспособности правительств и ЦБ взять под контроль кредитно-денежную политику, золотой стандарт выглядит неким спасательным кругом и даже идеалом.
Однако я не был бы юристом, если бы не обратил внимание на конкретные механизмы, позволяющие урегулировать вопросы, касающиеся введения золотого стандарта. Крупнейшие экономики мира должны полностью переписать и принять правовые акты, регулирующие монетарную политику. Именно одновременность в принятии золотого стандарта ведущими экономиками мира является залогом успеха в реформировании мировой финансовой системы.
В противном случае государство, рискнувшее перейти на золотой стандарт в одиночку, рискует быстро растерять золотой запас в пользу «неприсоединившихся» игроков мирового рынка.
Вот другие мои публикации на эту тему:
Тобак Александр о фантиках и золотом стандарте
Публикация Александра Тобака от 30 января 2012г.
На днях я перебирал свою библиотеку, и в одной книге, которую не открывал уже очень много лет, обнаружил 25-рублевую купюру Госбанка СССР. Сиреневая банкнота с профилем Ильича когда-то составляла значительную часть зарплаты. Лет 30 назад можно было бы считать, что в книге обнаружен маленький клад. Но сейчас это обычная книжная закладка.
Советский рубль канул в лету. Его заокеанский оппонент — доллар — в последнее время тоже изрядно «потускнел» и перестал олицетворять стабильность. Евро тоже потерял ореол незыблемости. Напряжение от возможности технического дефолта США или некоторых стран еврозоны, неурядицы в крупнейших экономиках Европы и постоянные предсказания нового краха заставляют тех, кто держит валютную заначку, искать способы сберечь свои накопления.
Не верят во всесильного «Франклина» даже некоторые американские штаты. Например, один из самых консервативных – Юта, несколько месяцев назад наравне с долларом ввел в обращение свои монеты из драгоценных металлов – золота, серебра и платины. Аналогичный закон был рассмотрен в штатах Монтана, Миссури, Колорадо, Айдахо и Индиана. Объясняется это просто: руководство на местах просто хочет смягчить последствия возможного краха доллара.
О введении «золотого стандарта» задумываются и европейцы. Так, швейцарский парламент в этом году обсудит введение золотого франка, который может стать равноценной валютой наряду с обычным швейцарским франком.
Последние опросы показывают, что значительное число россиян (на сегодняшний день это около 14%) уже не верят в бумажные деньги. Многие финансисты также не уверены во всесилии доллара-евро и предлагают вернуться к золотому стандарту или его аналогам. Само по себе золото — довольно бесполезная субстанция, и выбор его еще в древности в качестве главного средства платежа (а значит, и меры стоимости) связан только с тем, что оно хорошо хранится и единообразно по качеству. Но главное — оно редкое: его мало, и это не давало странам, использующим золотой стандарт, физической возможности изготовить слишком много денег.
Золотомонетный стандарт существовал в странах, денежная система которых была основана на золотых монетах. Бумажные деньги и разменная монета (из серебра и меди) выпускались для удобства расчетов, но по первому требованию разменивались на золото. Государство гарантировало свободный обмен банкнот на золото любому владельцу бумажных денег.
Однажды некий финансист рассказал Шарлю де Голлю анекдот: на аукционе за картину кисти Рафаэля араб предлагает нефть, русский — золото, а американец достает пачку банкнот и покупает ее за 10 тысяч долларов. В ответ на недоуменный вопрос де Голля, экономист ему объясняет, что американец на самом деле купил картину всего за 3 доллара, т.к. стоимость печати одной 100-долларовой банкноты составляет 3 цента. После этого де Голль объявил о переходе Франции к золотому стандарту во внешней торговле.
Система золотого стандарта просуществовала до 1971г., когда президент США Ричард Никсон в одностороннем порядке объявил о прекращении обмена долларов на золото, что привело к формированию современной финансовой системы со свободными валютными курсами.
Сегодня деньги превратились в ничего не стоящие бумажки или электронные записи на счетах. Теперь они обеспечены только доверием, ответственностью правительств и центробанков, выпускающих их. Выпустишь слишком много — получишь инфляцию и девальвацию. Именно этот фактор уже много лет является единственным сдерживающим фактором денежной эмиссии.
Сейчас на свет вновь выплыла идея восстановления золотого стандарта, а именно, гарантии размена бумажных денег на фиксированное количество золота в рамках договоренностей крупнейших стран мира. После сорока лет «хождения по пустыне» на фоне неспособности правительств и ЦБ взять под контроль кредитно-денежную политику, золотой стандарт выглядит неким спасательным кругом и даже идеалом. Не будем касаться плюсов и минусов этой системы, подумаем о правовых аспектах перехода к старой-новой денежной системе.
Чтобы ввести золотой стандарт, или его аналоги, крупнейшие экономики мира должны полностью переписать и принять правовые акты, регулирующие монетарную политику. В первую очередь, должна быть упразднена даже гипотетическая возможность произвольного «включения печатного станка». На этот шаг пойти невероятно сложно, так как большинство современных инструментов государственной политики в финансовой сфере, по сути, исходят из возможности в любой момент напечатать дополнительное количество банкнот.
Во-вторых, должен быть осуществлен пересчет курсов мировых валют. При этом расстановка сил в мире скорее всего сильно не изменится. Пальму первенства займут США по двум основным причинам: Штаты до сих пор остаются лидером по запасам золота и удельному весу ВВП в мире.
Технологии XXI века должны модернизировать систему классического золотого стандарта, ввести правовое понятие электронного золота, которое всегда можно обменять на золото реальное. Этот шаг не вызовет революционных изменений, так как виртуальное золото уже давно существует. Фьючерсы и опционы на металл, торгуемые на ведущих мировых товарно-сырьевых биржах, есть не что иное как «цифровое» золото — никаких движений базового актива они не подразумевают, и, практически в любой момент, могут быть обналичены. Другое дело, что для получения большего «хождения в массах» система клиринга подобных инструментов должна быть универсализирована и упрощена.
И последнее, введение золотого стандарта должно быть решением подавляющего большинства крупнейших экономик мира. Если на золото перейдет только одна экономика — даже большая — то монетарное использование золота, скорее всего, останется хвостом, а не собакой. Поэтому даже в том маловероятном случае, если какая-либо страна, например, Соединенные Штаты когда-либо изберут президента, выступающего за политику золотого стандарта, со стороны такого президента будет благоразумным добиться поддержки этой политики со стороны правительств других ведущих экономик мира, прежде чем в одиночку вести страну в сторону «золотого будущего».
Александр Тобак: Российский бизнес стремится навести порядок в своих делах
Публикация Александра Тобака от 26 января 2011г.
По мнению Александра Тобака, известного российского юриста и адвоката, управляющего партнера адвокатского бюро «Андрей Макаров и Александр Тобак», сейчас в нашей стране становится очевидной тенденция, когда бизнес стремится вывести на свет все внутренние процессы и привести свои дела в порядок с юридической точки зрения. «Мы уже лет десять говорим клиентам, что надо становиться прозрачными. К счастью, они нас слышат, — говорит Александр Тобак. — Я могу сказать, что быть прозрачным становится просто экономически выгоднее. Сейчас в России существует большое количество инструментов, которые позволяют бизнесу, не нарушая собственных интересов, выходить из тени. В целом отношение к компаниям и бизнесменам, стремящимся к прозрачности, существенно отличается. Начиная с открытия счетов за рубежом и регистрации в оффшоре и заканчивая работой внутри страны».
Крупный бизнес стремится провести IPO, что само по себе требует полного пересмотра всей внутренней документации и структуры компаний и предполагает их прозрачность и открытость, не свойственные деловой России 90-х. Средний бизнес просто хочет уйти от некорректных схем, которые стали практически бесполезным и даже опасным атавизмом, лишь усложняющим работу компаний. В итоге, и те и другие хотят получить своеобразную «Индульгенцию» и гарантировать будущую безопасность своего бизнеса в условиях постепенного формирования правового общества в России.
Уже давно дешевле работать «прозрачно» с учетом российского законодательства и налогообложения. Различные «схемы» становятся все дороже и опаснее и, для реализации тех или иных вариантов построения бизнес − процессов, нужен достаточный опыт. Тогда и тенденции будущего развития законодательства будут оценены верно. «Когда люди быстро старались строить свой бизнес, это было неминуемо связано с какими-то нарушениями законодательства, — поясняет Александр Тобак, — вернее, с неполным учетом законов. Как правило, по незнанию, хотя стоит отметить, что наши законы никогда не были единообразны, даже при большом желании соблюсти их все до единого, было практически невозможно. Шло время, предприниматели переходили в категорию солидных бизнесменов и понимали, что рано или поздно теми пробелами, которые у них появились, могут заинтересоваться. Бегать уже тяжело: надо отстроить все по всем правилам, раз и навсегда».
Александр Тобак: позиция и опыт
Публикация Александра Тобака от 7 октября 2011г.
Все течет, все меняется, развивается. Те, кто когда-то гордо именовал себя начинающими предпринимателями, сегодня перешли в разряд бизнесменов с авторитетом, определенным весом в деловых кругах. Понятно, что прежние методы уже не работают, да и несолидно оставаться в плену 90-х.
Сегодня, как хорошо известно профессиональному юристу Александру Яковлевичу Тобаку, учет и контроль в бизнесе — вещь естественная. И не только в чисто деловой сфере идет упорядочение отношений. Брачный контракт, завещание – эти документы становятся привычными. Образно говоря, их воспринимают как некое «гарантийное письмо» в будущее самим себе или членам семьи, близким людям.
Руководителю адвокатского бюро «Андрей Макаров и Александр Тобак» ситуация знакома изнутри, из практики каждодневной деятельности. Имея хорошо подготовленные, грамотно составленные документы, можно быть гораздо спокойнее за судьбу своей семьи и своего предприятия. Ошибок в период «первоначального накопления капитала» было наделано немало. Но еще есть время и возможность эти ляпсусы исправить.
Тобак Александр Яковлевич давно убедился на печальном и позитивном опыте своих клиентов: прозрачность в бизнесе — дело выгодное! Кто-то в этом до сих пор сомневается, ищет обходные пути. Но они становятся все длиннее и запутаннее. «Петлять» — себе дороже, рано или поздно такая политика «запутывания следов» неизбежно приводит в правовые и житейские «капканы». Причем, себе дороже — это не только в фигуральном, но и самом прямом значении. Открытость, упорядочение документации становится путем упрощения бизнеса и его прибыльности.
Тобак Александр, как и его коллеги, знает особенности нашего законодательства. И понимает: его можно и должно использовать, находя реальные возможности для законного, чистого в правовом отношении, продвижения к вершинам.
К счастью, адекватных людей в бизнесе становится все больше. Растет их образовательный уровень. «Набив шишки», большинство из бизнес-элиты приходит к пониманию: прямая линия все же действительно является кратчайшим путем к достижению цели.