Блог им. LabBaobab

Доходность жилой недвижимости по сравнению с другими активами за 25 лет

Реальная доходность активов за 25 лет

Оценил реальную доходность активов за 25 лет, с 2000 по 2026 год. 
Наибольшую доходность показала жилая недвижимость при условии её сдачи в долгосрочную аренду — рост почти в 5 раз. Без сдачи в аренду лишь на 5 месте — рост в полтора раза.

На втором месте золото, оно сильно подорожало в последнее время, до этого было ниже в рейтинге.

На третьем месте инвестиции в российский фондовый рынок — рост почти в 4 раза.

Любопытно, что и недвижимость и российский фондовый рынок, показали наиболее бурный рост до 2007 года. Весь оставшийся период после 2007 года эти активы почти не обгоняли инфляцию.

Акции США оказались на 4 месте. Период с 2000 по 2008 года был не удачным для американского фондового рынка, падение почти в 2 раза. 2000 год — это локальный максимум фондового рынка США, поэтому выбор такого неудачного периода исследования сильно понизил позиции этого актива в нашем рейтинге.

Банковские депозиты и ОФЗ ожидаемо болтаются на уровне инфляции и позволяют лишь сохранить, а не приумножить богатство.

Наконец, на последнем месте по доходности находятся долларовые вклады. Конечно, точность исторических ставок по ним не высока, но в целом, понятно что этот актив также не позволил сильно заработать, а скорее даже наоборот.

Это финальный результат, статья со всеми выкладками есть на дзен, видео версия на ютуб или рутуб.


Данная публикация является личным мнением автора. Мнение владельца сайта может не совпадать с мнением автора.

13.6К | ★6
33 комментария
Что за ерунда в таблице нарисована?  золото с 2000 года подорожало в 20 раз в долларах и в 50 раз в рублях.
avatar
Александр, ошибки нет, к сожалению это суровая реальность ))
в долларах, в 2000 было 281,4, стало, ~4500
в рублях, в 2000 было 7915р, стало, ~353000р (номинальный рост в 44,6 раза)
обесценение рубля с 2000 года 10,33 раза.
Вот и получается реальный рост стоимости в 4,3 раза.
avatar
LabBaobab, если мне не изменяет память, в 2000 году однокомнатная квартира в Москве в приличном районе и в приличном доме стоила 1,2-1,3 млн руб. Сейчас такая квартира стоит 13-15 млн рублей (район остался приличный, но в нем появилось более современное и качественное жилье). Итого за 25 лет рост максимум 12,5 раз. Если принять Вашу логику с обесцениванием в 10,33, то получается рост всего 1,2 раза.
avatar
res7, от района и объекта зависит, я брал с www.irn.ru/gd/, но в целом похоже получается, у вас 1,2, у меня 1,5.
avatar
LabBaobab, честная ставка аренды 5-7 % годовых. Берем 6 %, за 25 лет это дает увеличение в 4,3 раза, но по Вашей логике надо применить к этой цифре делитель 10,33. В итоге полный проигрыш золоту. Откуда взрывной рост стоимости квартиры с учетом аренды? 
avatar
res7, 
1) В 2000 году цена кв.м. 18743р, теперь 291700р, рост в 15,56 раза.
2) Доходность брал 5%, реинвестировал, что за 25 лет даст рост метража в 3.39 раза.
3) 1 и 2 вместе дают рост в ~50 раз в рублях
4) Корректируем результат на инфляцию, получаем реальный рост, те самые ~5 раз.
avatar
LabBaobab, доходности надо не перемножать, а складывать. Вот как получается: для упрощения принял квартира дорожала равномерно от цены покупки 1 200 000 до текущей цены 15 000 000 каждый год на 552 000 рублей. 6 % ежегодной аренды дадут еще 12 459 000 рублей дохода. итого вложив 1 200 000 получили 15 000 000+12 459 000=27 459 000. Или 22,88 раза. применив Ваш понижающий коэффициент 10,33 получаем реальную доходность 2,21. Допустим арендные деньги Вы реинвестировали в какие-то инструменты (в недвижимость их нельзя реинвестировать ввиду малости сумм) и дополнительно могли получить еще 12 459 000. Даже в этом случае имеем 15 000+12 459 000+12 459 000= 39 918 000. Или 33,27 раза, что с учетом понижающего коэффициента 10,33 дает всего 3,22 раза, что существенно уступает золоту особенно с учетом моральных затрат на аренду для того, кто сдает.
И это идеальный расклад. При 5 % доходности от ежегодной аренды картина будет куда печальнее. 
avatar
res7, я не согласен )) в вашей схеме, вы не реинвестируете раз в год доход от аренды назад в жильё, а предлагаете инвестировать в другие активы, но тогда и доходность будет не недвижки, а такого синтетического актива.

avatar
LabBaobab, при стоимости квартиры 1 200 000 рублей и арендной ставке 5% за первый год доход составит 60 000 рублей, за второй 88 000 и т.д. Как такие деньги можно инвестировать в недвижимость? Каждый год покупать по квартире, добавив к 60 000 еще 1 500 000 рублей? :). Зачем себя обманывать? От слова «халва», даже сказанного раз 100 со рту слаще не станет. 
avatar

Вот номинальная доходность, для любителей, но на мой вкус номинальная вообще не информативна на больших горизонтах, реальная понятней.
avatar
А каким образом тогда в таблице  рост недвижимости в Москве получился  тоже в четыре раза? Она в долларах за это время почти не выросла. Как оно может быть по доходности на одном уровне с золотом?
avatar
Александр, за счёт сдачи в аренду с доходностью 5%, и реинвестированием всех этих доходов обратно в недвижимость. А жильё без аренды (синяя пунктирная), да, заметно хуже золота. 
avatar
LabBaobab, не очень разбираюсь в инвестициях в жилую недвижимость, как доход с аренды реинвестируют обратно в недвижимость?
avatar
Роман Титов, 
 как доход с аренды реинвестируют обратно в недвижимость
В косметический ремонт вкладывают и считают, что повысили капитализацию.
avatar
Яков Юрников, это интересный подход, спасибо.
avatar
Роман Титов, например, такой вариант, было 100 квартир в аренду, если доходность 5%, то через год можно купить на доход ещё 5 квартир ))
Если нет денег на 100 квартир, то можно фонды недвижимости.
А если серьёзно, то это скорее расчётный механизм, для единообразия оценки доходности, в расчётах, реинвестируем деньги в тот же актив. Да с трудно делимыми активами могут быть технические сложности, но для оценки доходности, думаю, это не принципиально.
avatar
LabBaobab, а есть хотя бы приблизительный подсчет, на сколько своевременное реинвестирование увеличивает доходность объекта?
avatar
Роман Титов, чтобы честно оценить доходность актива, мы вынуждены, мысленно, реинвестировать в него, ведь, если доход держать в деньгах или вкладывать в другой актив, то будем оценивать доходность уже портфеля активов (например, недвижка + кэш, или депозит), а не самого интересующего нас актива.
avatar
LabBaobab, ага, приблизительно понял. Большое спасибо за объяснение.
avatar
Идея для нового поста
Посчитать то же самое с 1998 года
avatar
Если считаете недвижимость + аренда, то и вклады считайте с пополнением, в размера стоимости администрирования.
avatar
Goldy Bug, не очень понял как вы предлагаете считать. Я считал с реинвестированием процентов по вкладам.
avatar
Если считаете недвижимость с арендой, сравнение должно быть симметричным: либо из арендного дохода вычитайте все расходы (вакантность, ремонт, налоги и управление — даже если делаете сами, это имеет стоимость), либо добавляйте аналогичные издержки в модель вкладов. Сейчас вклад у вас считается «чисто» с реинвестированием процентов, а аренда — без полной нагрузки расходов, из-за чего её доходность завышена. Корректнее оставить вклад как есть и уменьшить арендный доход на все сопутствующие затраты, включая администрирование.
avatar
Вы как аредну за недвижку считали? Плюс на плюс будет два плюса, таким образом наверно

1) Не посчитали налоги на аренду.

2) Не посчитали износ жилой недвижимости (в аренде он гораздо выше).

3) Не посчитали расходы на страховку или несчастные случаи при аренде (к примеру, соседи сверху сдавали, а потом попали на 500к ₽ за то что затопили всю нашу квартиру → надо было страховку оформлять, это тоже расход).

4) Недвижка тоже подвержена инфляции, те деньги, которые были в 2000 годах это не те деньги, которые сегодня. Поэтому стоимость квартиры надо резать на инфляцию.

avatar
Aneto, по пунктам 1-3, в целом, согласен, упростил… Налоги нигде не считал, ни в недвижке ни в депозитах, ни в акциях (дивиденды). По пункту 4, я все активы корректировал на инфляцию в т.ч. и недвижку.
avatar

LabBaobab, в акциях, если брали индекс → посчитано в самом индексе. Надо смотреть какой индекс брали, если по умолчанию, то посчитано.

 

Налог в депозитах был введен не с самого начала, и платится после порога, поэтому надо вводить сумму инвестиций, чтоб правильно рассчитать.

 

Для арендных квартир расходная часть очень больная. Это начинаешь понимать, когда сам начинаешь сдавать и налетаешь на плохого арендатора. У меня это сильно отбило интерес. А вот жена наоборот от этого кайфует, и ей это супер интересно.

avatar
AVIM, с экспертизой всё ОК, вот яхты нет, это да, недостаток ))
Я в комментарии ошибся, скопировал рублёвую стоимость золота из 2009 года, а не из 2000 года. В 2000 она была не 29384р, а 7915р. Поправил комментарий.
Обесценение рубля считал по официальной инфляции 
Остальные замечания — мелочи, понятно что есть допущения и учтено не всё.
avatar
Хоть где то mfctr удерживает s&p500 с дивидендами. Так держать!
avatar
AVIM, 
по п.2, если есть 100 квартир, то каждый год ещё по 5 можно покупать )) 
по п.4. посмотрел первый выданный гуглом калькулятор, получилось примерно тоже самое ~10 раз calcus.ru/inflyaciya?input=bW9udGgxPTEmeWVhcjE9MjAwMCZtb250aDI9MSZ5ZWFyMj0yMDI2
avatar

Читайте на SMART-LAB:
Инвестиции без спешки: торгуем в выходные
Алексей Девятов Рынок часто движется импульсами, тем важнее оценивать активы без спешки, не отвлекаясь на инфошум. Для этого отлично подходят...
Фото
Блогерам рассчитали пенсию
По данным опроса RENI, чуть больше половины россиян полностью полагаются на госпенсию. Свыше трети респондентов ответили, что пока только...
Фото
Каким будет курс рубля в мае
Главное Рубль в прошлом месяце ускорил восстановление и полностью нивелировал мощную волну ослабления, стартовавшую в конце января. В...
Фото
Исповедь по Магниту: пришло время каяться за свои грехи. Самый подробный разбор отчета за 2025 год 
Магнит — это как сыр с плесенью. Удовольствие для гурманов 😁 Примитивная оценка акций Магнита делается через мультипликатор EV/EBITDA...

теги блога LabBaobab

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн