Блог им. orbb
Последнее время стали часто попадаться статьи с прогнозами чуть ли не гиперинфляции в США и ценами на золото от 35000$ через 10 лет. Пришло время снова взглянуть за экономический горизонт с позиции австрийской школы экономики.
Напомню, 4 года назад интернет был полон статей, прогнозировавших наступления стагфляции в США и рост цены золота до пятизначных значений к 2025 г. Этого не случилось, как я тогда и предполагал. Вместо этого, в соответствии с моими ожиданиями, попытки со стороны ФРС остановить инфляцию (пока вполне успешные) сдержанным поднятием ставки привели к учащению Бум-Крах циклов в соответствии с теорией экономического цикла Людвига Фон Мизеса.

В период, обозначенный на графике цифрой 1, усилиями ФРС и коммерческих банков (по большей части ФРС) обеспечивался рост денежной массы. Причем, количество созданных денег превышало сумму, которую можно увидеть выше на графике М2, т.к. значительная сумма (3 триллиона) осела на счетах обратного РЕПО и на счете казначейства (суммы на этих счетах не учитываются в М2). Рост денежной массы спровоцировал экономический бум. Весной 2022 г. ФРС приступила к своей программе количественного сжатия. На графике это соответствует цифре 2. Менее чем через год весной 2023 г сокращение денежной массы привело к началу краха, который принял форму банковского кризиса. Хотя это не вылилось в официально зарегистрированную рецессию, данное событие многие запомнили, т.к. тема бурно обсуждалась во всех мировых СМИ и вынудило ФРС вмешаться для спасения банковского сектора. Без этого вмешательства официальная рецессия имела бы место быть. Летом 2023 г. конгресс США одобрил очередное поднятие потолка гос. долга, что позволило начать расходовать, упомянутые выше, 3 триллиона $. Со счетов обратного РЕПО эти деньги начали перетекать на счет казначейства, а оттуда через гос. расходы на зарплатные счета гос. служащих и счета продавцов товаров и услуг в разных банках. Таким образом деньги, созданные еще в пандемию, проявились в значении М2, обеспечили рост денежной массы и запустили текущий экономический бум (денежная масса росла бы еще быстрее, если бы не одновременная программа количественного сжатия от ФРС). Это соответствует периоду 3, который продолжается по сей день. Из тех денег все еще остается 600 миллиардов, этого должно хватить до осени. Так же, как и в 2023 г. возможности заимствования казначейством снова уперлись в очередной потолок гос. долга, но есть принципиальное отличие. В 2023 большая часть денег находилась на счетах обратного РЕПО в ФРС, для получения доступа к ним казначейством, требовалось поднятие потолка гос. долга. Именно момент его поднятия в том году можно считать моментом снижения риска эскалации банковского кризиса. В текущем году (2025 г.) большая часть денег находится на счетах казначейства. На траты денег с этого счета потолок гос. долга не влияет. Поэтому момент исчерпания этой кубышки и предстоящее вынужденное поднятие потолка гос. долга для увеличения заимствований станет моментом после которого риск нового экономического краха начнет расти. Меры спасения, которые последуют, завершат текущий дезинфляционный период и запустят новый экономический бум.
Инфляционная перспектива
Теперь уже очевидно, что из факторов, упомянутых мною 4 года назад, способных увеличить инфляцию на первое место вышел такой мегафактор как военные расходы. Тратиться на оборонку для общества значит преимущественно потреблять в ущерб сбережению*. Так как временные предпочтения населения (рассказывал о них 4 года назад) при этом не увеличиваются, конкуренция за оставшиеся ресурсы в попытках сохранить свой уровень потребления подтолкнет цены на ресурсы вверх, а заодно сокращение сбережений будет способствовать росту ставок. Таким образом, увеличение военных расходов способно спровоцировать рост ставок и цен на ресурсы (что соответствует парадоксу Гибсона). Это видно по нашей стране, но не только по нашей:

евая шкала и синяя линия — это оборонные расходы в США. Правая шкала и желтая линия — индекс цен на полезные ископаемые от Всемирного банка. Возникает вопрос, а почему именно военные траты в США поднимают цены на полезные ископаемые во всем мире? Во-первых, США увеличивают свой военный бюджет почти одновременно со всеми своими союзниками западными странами. Во-вторых, доллар США — это мировая валюта, увеличение ее предложения как правило приводит к увеличению предложения других валют в ходе политики соответствующих ЦБ по сдерживанию укрепления национальных валют. Вряд ли в ближайшем будущем это поведение изменится.
Судя по заявлениям представителей правительств разных стран следует ожидать продолжение тренда на рост военных расходов, а значит изменение тренда в процентных ставка (см. график ниже) не кратковременное:

Дополнительно усиливается инфляционный фактор дедолларизации, хотя до уровня 70х пока далеко. Плюс растет политическая неопределенность — фактор способный привести к стагнации через создание препятствий на пути инвестирования. Таким образом, картина все больше похожа на период 60-70х годов — рост военных расходов, рост ставок, увеличение политической неопределенности (некоторые проводят аналогию между Никсоновским и Тармповским шоками). Вероятность наступления в будущем стагфляции в США несколько увеличилась, в сравнении с ситуацией 4х летней давности.
Фондовый и сырьевой рынок, драг. металлы



На графике показано отношение цены золота к денежному агрегату М2. Видно, что восходящий тренд у отношения уже начался. События 00-х довели это отношение до 0.20 в 2011 г., а события 70-х приблизительно до 0.50 в 1980 г. С учетом того, что масштаб текущих военных конфликтов превосходит то, что было в ходе войны с террором нулевых, плюс добавились инфляционные факторы дедоллоризации, торговые войны (снижают эффективность, а значит покупательную способность валют), политическая неопределённость, считаю, что вероятность поднятия отношения на графике выше значений 0.20 высокой. При этом если вспомнить, что военные обострения 60 -70-х превосходили текущие, а подрыв доверия к доллару после отказа Никсоном обменивать $ на золото (Никсоновский шок) превосходит текущий, к тому же, напомню, Никсон отменил закон запрещающий гражданам США инвестировать в золото, а это все равно что отпустить сжатую пружину, считаю, что вероятность роста отношения выше 0.50 не высокой. Проще говоря, следует ожидать максимум в отношении где-то между 0.20 и 0.50, наверное, в ближайшие 10 лет.
Но все же небольшая вероятность поднятие отношения выше 0.50 имеется. Уровень долгов в мире превосходит тот, который был в 70-х, а проблему долгов будут решать, как обычно, путем их обесценивания. Не исключаю в будущем панические покупки золота для спасения капиталов, плюс современные информационные технологии могут поспособствовать надуванию населением пузыря на рынке золота большего чем в 70-х. Тема продолжения тренда на снижения цен на гос. облигации США (роста ставок по ним, см. график выше) в будущем, вероятно, будет очень обсуждаемой и привлечет немало внимания, что может поспособствовать надуванию пузыря.
Итак, имея прогноз на значение отношения, не сложно сделать прогноз цены на золото и серебро.
Текущее значение объема долларовой денежной массы (М2) равно 22000 миллиарда. Предположу, что она будет расти в среднем на 7% в год. Это даст приблизительно 31000 в 2030 г. и 43000 в 2035 г. Если значение отношения цены к М2 к 2030 г. достигнет 0.20, цена на золото будет 6200$, т.е. в 2 раза больше, чем нынешняя. Весьма вероятно, что отношение к тому моменту уже успеет превзойти максимум 2011 г., по причинам упомянутым выше, и, допустим, достигнет значения 0.30, тогда получаем цену 9300$. Для оценки возможного максимум возьмем 2035 г. и значение отношения 0.50(максимум пузыря 70-х годов), получаем цену 21500$, т.е. приблизительно в 6 — 7 раз больше нынешней. Для достижения более высоких значений либо денежная масса должна расти быстрее, либо отношение должно превзойти 0.50. Для роста покупательной способности золота желателен 2й вариант, но он менее вероятен первого.
Подытожу прогноз:
к 2030 г. цена на золото достигнет значение где-то между 6200$ — 9300$,
к 2035 г. цена будет между 9300$ — 21000$.
Теперь про серебро. Исторически значение отношения цены на золото к цене на серебро изменяется между значениями 20 и 120. Оба эти крайние значения редкость. В дезинфляционные периоды, как нынешний, отношение стремится к 120, в инфляционные к 20. Так как я ожидаю после завершения текущего дезинфляционного периода наступление нового инфляционного, по причинам описанным выше, следует ожидать снижения отношения цены золота к цене серебра с нынешних 100 до 50. Так что для прогноза цены не серебро достаточно поделить прогнозную цену золота на 50.
Серебро:
к 2030 г. 124$ — 186$,
к 2035 г. 186$ — 423$.
Вывод. Многим кажется, что текущая цена на золото слишком высока, говорят золотодобытчики горы перемещают лишь для того, чтобы под ними пригоршню золота откопать, абсурдно высокая цена окупает. Но, как это не удивительно, до максимума еще далеко, как по времени, так и по цене.
P.S.
Есть, как мне думается, маловероятный сценарий — это наступление такого мира, который отменит необходимость в новой гонке вооружений. В такой ситуации вряд ли отношение цены золота к М2 продолжит свой рост.
Еще один совсем маловероятный сценарий — это финансирование гонки вооружений преимущественно за счет поднятия налогов. Относительный рост цен на полезные ископаемые это не отменит, но сделает его скромнее, что положительно скажется на доверии к деньгам, это сделает маловероятным рост отношения цены золота к денежной массе даже до 0.20 (максимум 2011 г.), вдобавок, в соответствии с парадоксом Гибсона, цены на ресурсы будут расти быстрее цены золота, снижая его покупательную способность.
* Некоторые военные расходы можно считать сбережениями, если они идут на создание заводов и технологий, которые после окончания войны могут использоваться для производства мирных товаров. Есть не мало примеров появления новых прорывных технологий во время войн, которые обеспечивали развитие после наступления мира.
