Блог им. IgorK_23a

Инвестиции: волатильность решает всё?

    • 29 октября 2025, 01:00
    • |
    • IgorK
  • Еще
(Контекст этого поста: Я математик, пытаюсь использовать математику для улучшения своих результатов в инвестициях и трейдинге.)

Одна из самых важных метрик риска для долгосрочного инвестора — максимальная просадка (drawdown). Она сильно влияет на психологию, в том числе провоцирует панические продажи, из-за которых весь хорошо продуманный инвестиционный план может провалиться. Нелегко терпеть потерю, например, 30% капитала.

Просадку можно пробовать предсказать. Как? Через волатильнось (то есть стандартное отклонение дневных доходностей). Волатильность, в отличие от доходности, довольно устойчивая величина. Вот аннуализированная (то есть умноженная на корень из 252) волатильность с годовым скользящим окном для S&P и золота.

Инвестиции: волатильность решает всё? Инвестиции: волатильность решает всё?


Какое отношение это имеет к просадке? Просадку можно предсказать через волатильность, используя модель геометрического броуновского движения — GBM (да, она не самая идеальная для моделирования поведения рыночных активов, но для первого приближения пойдет).

Вот уравнение GBM:
Инвестиции: волатильность решает всё?

Первое слагаемое в сумме справа отвечает за экспоненциальный рост актива с доходностью mu, а второе слагаемое — это случайные колебания с волатильностью sigma, той самой волатильностью, которую можно оценить через исторические данные. 

Допустим, наш портфель имеет аннуализированную волатильность 20% (это на данный момент примерно равно волатильности индекса S&P и золота). Чтобы использовать модель GBM, нужно выбрать также mu: допустим, мы нацеливаемся на неплохую по мировым меркам среднюю годовую доходность 10%.

Теперь попросим Chat GPT оценить просадку за 10 лет с такими параметрами, проведя симуляцию модели GBM с помощью метода Монте-Карло:
Инвестиции: волатильность решает всё?

Mean max drawdown: ~40.0%
Median max drawdown: ~38.5%

Это значит, что за 10 лет математическое ожидание просадки, то есть среднее от возможных просадок, составит аж 40% капитала!

Для демонстрации, что такое GBM, вот моделирование одного возможного пути актива и просадки. Для графика выше было взято 10 000 таких путей.

Инвестиции: волатильность решает всё?


А что произойдет, если менять временной горизонт? Попросим чат ГПТ менять горизонт инвестиций от 1 года до 30 лет:
Инвестиции: волатильность решает всё?

Horizon Mean Max Drawdown
1 year 18.2%
5 years 33.0%
10 years 40.0%
20 years 47.9%
30 years 51.4%

За 30 лет ожидаемая максимальная просадка увеличивается аж до 50%! Интуитивно это понятно: чем дольше мы держим деньги в каком-то инвестиционном инструменте, тем бо́льшую просадку нам, скорее всего, придётся увидеть и почувствовать на собственной шкуре.

Зависимость похожа на логарифмическую, и, возможно, для неё уже выведена формула, но точной аналитической формулы, или хотя бы асимптоты, я пока найти не смог (чат ГПТ тоже не помог, выводит зубодробительную простыню формул в ответ на этот вопрос)*.

Какая практическая рекомендация?
1) Выбрать психологически удобную просадку и горизонт инвестиций (например 30% просадки за 20 лет).
2) Исходя из этого, рассчитать таргетную волатильность
3) Составлять портфель, подгоняя под таргетную волатильность. Можно использовать формулы Марковица, готовые пакеты на Питоне или просто чат ГПТ.

Я пользуюсь этим алгоритмом год — и пока очень доволен: просадки небольшие, доходность неплохая, на душе спокойно. Да, год это очень мало, чтобы говорить о какой-то статистической значимости, но я решил поделиться сейчас, а не через 20 лет.

*Update: Чат ГПТ всё-таки выдал приближенную и асимптотическую формулы (за точность, как обычно с ИИ, нельзя ручаться, нужно перепроверять). 
Инвестиции: волатильность решает всё?

8.8К | ★8
28 комментариев
Rustem32, то есть, вечный двигатель? Нет, это псевдонаучно. :)
avatar
IgorK, Зря он есть только в торговле
avatar

Rustem32, вы, наверное, имеете в виду, что высокая волатильность не всегда зло, и что из неё тоже можно извлекать прибыль?

Для трейдинга — конечно. Но в долгосрочных инвестициях, как у Баффета, где горизонт — годы и десятилетия, высокая волатильность обычно работает против инвестора: до восстановления из просадки можно просто не дожить.

Или вы имели в виду что-то другое? 

avatar
IgorK, 
А где гарантия чтт фирмы проживут десятилетия? И потом вкладывать деньги на десятилетия под10%? Да банки на вклады больше дадут и без всяких нервов и риска. Расчет хороший а бизнес плохой. 
avatar
Evri, 10% — я имел в виду в долларах или другой валюте с небольшой инфляцией.

Зачем фирмам жить десятилетия? Мой расчёт подходит и для случая, если перекладывать портфель хоть каждый месяц, хоть в биржу, хоть в золото, хоть в биткоин, но держать волатильность на одном уровне.
avatar
IgorK, 
А как от вас может зависеть волатильность если вы не можете на нее повлиять.
avatar
Evri, я могу выбрать инструменты с нужной мне волатильностью. Об этом и пост. Например, я могу скомбинировать акции и облигации в таких пропорциях, чтобы добиться нужной волатильности.
avatar
IgorK, 
Тогда им трудно будет управлять.
avatar
Evri, почему трудно? я попросил чат ГПТ написать мне скрипт на питоне, чтобы он каждый месяц подсказывал мне, как перекладывать портфель с поддержанием нужного уровня волатильности. Это заняло у меня 15 минут. Ну и само перекладывание раз в месяц занимает еще где-то полчаса (чтобы купить-продать активы).
avatar
Хватит ерундой страдать. В школах учителей математики не хватает.
avatar
Это все самообман.

Предлагаю делать проще
Больше всего двигает рынок Трамп
Нужно аппроксимировать его заявления
avatar
30% просадки — что то злое!!!
avatar
Идея с drawdown хорошая.

Но мне кажется нельзя использовать «среднее» (средний drawdown) для оценки рисков.

И, волатильность может быть не лучшим предсказателем максимальных потерь, волатильность хорошо предсказывает «в среднем», а для рисков в первую очередь интересно «в частном».
avatar

Alex Craft, да, полностью согласен, поэтому я и вывел на графике также распределение и медиану — можно использовать процентили или что-нибудь такое.

Чат ГПТ подсказал кучу статей по этой теме. В тех, что я просмотрел, тоже считается матожидание, как и у меня. Очевидно, что подход хорошо изучен, и не мне первому пришел в голову.

  • Magdon-Ismail, M. & Atiya, A. (2004)Maximum Drawdown, Risk Magazine

  • Douady, R., Shiryaev, A., & Yor, M. (2000)On Probability Characteristics of Drawdowns, Theory of Probability and Its Applications

  • Chekhlov, A., Uryasev, S., & Zabarankin, M. (2005)Drawdown Measure in Portfolio Optimization, Journal of Risk

  • Goldberg, L. R. & Mahmoud, O. (2017)Drawdown: From Practice to Theory and Back Again, Mathematics and Financial Economics

  • Berkelaar, A. & Kouwenberg, R. (2000)Optimal Portfolio Policies under Drawdown Constraints, JEDC

  • Stutzer, M. (2003)Portfolio Choice with Endogenous Utility: A Quantitative Model of Drawdown Aversion, JFQA

  • Novikov, A., Shiryaev, A. & Yor, M. (1999)On Distribution of the Maximum Drawdown of Brownian Motion

  • Young, T. (1991)Calmar Ratio and Drawdown, Futures Magazine

avatar
Марковиц хитрый товарищ. Его портфель, на мой взгляд, не имеет смысла,  это чисто академическое упражнение. Он кстати явно об этом говорит, что  самое главное — «системный риск» Портфель Марковица не учитывает. И Марковиц не использовал сам свой портфель, а использовал обычный 1/N портфель (разделить все поровну, забив на волатильности).
avatar
Alex Craft, да, интересно, я много читал и слышал, что Марковиц слишком теоретичен и на практике бесполезен, но за прошедший год мой портфель по Марковицу (с таргетной волатильностью) очень хорошо показал себя на двух отскоках: 
— обвал турецкой биржи на 17% в марте 2025 (я живу в Турции и инвестирую в турецкую биржу)
— текущий отскок золота на 10%.

Drawdown моего портфеля за этот год не превысил 5%, причем CAGR составил 30% (в долларах).

На таком коротком временном отрезке это может быть случайность, но я благодарю Марковица: при составлении портфеля я снижал суммарную волатильность, используя корреляцию между активами.

(Кстати, вот еще один интересный результат из Марковица: он рекомендует игнорировать биткоин. Слишком волатильный и сильно коррелирует с S&P, поэтому модель рекомендует вкладываться в S&P вместо биткоина. Что я и делаю: не знаю, хорошо ли это, или плохо, но не люблю волатильность).
avatar
Классический фундаментальный подход — где определяется нижняя граница по условной сумме ликвидации компании, мне кажется надежней... (хотя это тоже теории, и давно не работает, никто не даст ликвидировать компанию, инвесторов просто через суд кинут через банкротство).
avatar
Alex Craft, мне трудно было бы применять этот подход, я не вкладываю в отдельные акции, только в фонды.
avatar
👁️👄👁️
avatar
Сколько таких математиков погорело на бирже)
avatar

Про Марковица важно знать лишь одно.

В конце жизни (несмотря на все свои знания и опыт) он держал все свои активы в пропорции 50% акции /50% облигации, в чем признавался во многих интервью.

avatar
Сергей Ш., я просмотрел ваш блог: вы в свое время писали про low-volatility anomaly. Мой пост именно про это, основная мысль — уменьшайте волатильность, это очень важно! А через Марковица ее действительно можно целенаправленно уменьшить.
avatar
С рыночными активами математика не работает.
Лучше в покер играть, вот мне там математики не хватает.

А на бирже побеждают социологи и политологи, даже не экономисты
Монте-Карло через чатГПТ? А вы точно верите тому, что он вам посчитал? :))


Такая кривая сильно не похожа ни на золото, ни на СнП. Не лучше ли просто сгенерировать 10 000 кривых из исторических дневных доходностей обоих активов? (в идеале было бы кластеризацию волатильности еще учесть, чтобы характер просадок не поменялся...)

Зависимость похожа на логарифмическую, и, возможно, для неё уже выведена формула, но точной аналитической формулы, или хотя бы асимптоты, я пока найти не смог

Так вот же, все выведено (там правда реально много этажей...): Magdon-Ismail M, Atiya AF, Pratap A, Abu-Mostafa YS. On the maximum drawdown of a Brownian motion. Journal of Applied Probability. 2004;41(1):147-161. doi:10.1239/jap/1077134674

Но если коротко, то для mu>0 зависимость логарифмическая, для mu=0 коренная, а для mu<0 линейная:

avatar

Eth_algotrader, классный коммент, спасибо!

>> Монте-Карло через чатГПТ? А вы точно верите тому, что он вам посчитал? :))

Я обычно просматриваю Питон-код, который он генерит (под ответом есть стрелочка, куда можно нажать и посмотреть код), и там всё вроде выглядело норм, но на 100% не уверен, всё это конечно нужно перепроверять перед принятием серьезных решений. Но похоже, вы правы, доходность за 10 лет слишком низкая получилась на этом графике.

Генерить пути из реальных доходностей золота и S&P не хочу, потому что моя задача была другая: сейчас я держу свой портфель в рамках 7-10% волатильности (там 6-7 активов), и мне стало интересно, какой средний максимальный drawdown мне грозит в течение следующих 10 лет. Потом я подумал, что может иметь место и обратный подход к инвестированию (не drawdown через задануню волатильность, а волатильность через заданный drawdown).


>> Но если коротко, то для mu>0 зависимость логарифмическая, для mu=0 коренная, а для mu<0 линейная

Просмотрел статью: они вроде это посчитали для обычного броуновского движения, а не для геометрического. Можно попробовать перевести этот результат в геометрическое, но легче просимулировать через Монте-Карло.

avatar

Читайте на SMART-LAB:
Фото
DXY у ключевой поддержки: шорт-сквиз или новый этап распродажи?
Индекс доллара DXY плавно дрейфует в область месячного минимума в районе 98,50. Однако ослабление доллара на FX неравномерно: EURUSD стоит около...
Фото
2025 – год трансформации и развития компетенций
За последние 3 года к Софтлайн присоединились порядка 20 компаний , которые расширили наш портфель мощными компетенциями — от ИИ и робототехники...
Фото
🗻 Покорена новая вершина
Открытая позиция в сделках с ЦК на денежном рынке MOEX превысила 10 трлн ₽ , что на 26% больше, чем в начале года. Какие еще показатели...

теги блога IgorK

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн