Блог им. MFek
Обзор от 28.06.2025Эту сессию модерировал от нас Игорь Шимко. От компании Софтлайн был СЕО — Владимир Лавров.
Самое важное для нас — понять, а куда идет бизнес, и сколько пользы приходит от новых приобретений и от трансформации бизнеса. Стратегия развития явно приносит свои плоды: валовая рентабельность уже 38,8%, а 73% валовой прибыли дают собственные решения.
СЕО много рассказывал про направление промышленного ПО, для Софтлайна оно является одним из приоритетных. Бизнес пытается пойти по пути, похожем на SAP. Собрать в себе широкую экспертизу промышленного ПО. СЕО пояснял на примерах. Это направление промышленного ПО усиливается за счет M&A. В пятницу как раз объявили о покупке Омег-Альянс, компания специализируется на консалтинге и комплексных решениях в области производственного менеджмента для промышленных компаний.
Выручка Омег-Альянс в 2024 г. превысила 500 млн руб. при уровне операционной рентабельности 30%. В 2025 г. планируется существенное расширение бизнеса, с ожидаемым приростом оборота порядка 70-85%.
Также в промышленное направление Софтлайна входит например приобретенная в 2023 году компания Борлас, которая занимается:
Проектированием и реализацией комплексных программ импортозамещения зарубежного ПО, внедрением различных классов российских решений для промышленных предприятий и холдингов.
Разработкой стратегий цифровой трансформации и программ проектов цифровой трансформации промышленных предприятий.
Проектированием, разработкой и поставкой «Доверенных программно-аппаратных комплексов» (ПАК), в том числе для объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ).
Еще в 2024 году купили ОМЗ-ИТ. В портфель входит ряд продуктов для автоматизации ключевых процессов и задач промышленных предприятий. Продукты успешно используют крупнейшие российские корпорации в промышленности, строительстве, энергетической, нефтехимической и других отраслях:
Цифровые информационные модели предприятий, оборудования и систем
Управление проектами капитального строительства
Проектно-технический документооборот и управление 3D-моделями
Упомянули и Визитек, которая специализируется на разработке технологий для охраны труда, повышения эффективности предприятий, промышленной и экологической безопасности.
В общем — создают экосистему промышленных решений, что выглядит востребовано на нашем рынке. Это направление Софтлайн может выстрелить, считаем правильным решением его развивать.
С СЕО компании мы еще подискутировали и на тему мультипликаторов купленных бизнесов. Целевой мультипликатор 3-5 EV/Ebitda.
Но как говорит СЕО, критерием эффективности M&A должно быть не только за сколько купили, а еще и результаты покупки через год-два после сделки. Хочется видеть рост в деньгах, маржу, расширение базы клиентов, синергию. Подобных кейсов уже более 10.
Привели пример VPG Laserone (экс ООО «НТО „ИРЭ-Полюс“), который в 2024 показал оборот 2,6 млрд рублей, валовую прибыль 2,2 млрд рублей, рентабельность 84%. Сумма сделки в сентябре 2024 составила 4,6 млрд рублей.
Большая часть непубличных компаний продаётся с дисконтом к публичным мультипликаторам и на развитых рынках, и в РФ. Для РФ этот дисконт объективно выше, потому что существенно ниже или меньше пул покупателей (нет иностранных игрок и меньше активности институционалов), а отраслевой риск (отрасль быстро меняется, импортозамещение, частые изменения в госрегулировании и т.п.) завышает требуемую премию за риск.
Поэтому EV/EBITDA 3–5x относительно 8x публичного рынка – это не всегда про некачественные активы — это про премию за риск и низкую ликвидность для продавца.
Главная стратегия у компании — это быстрая консолидация отрасли, формирование технологических кластеров и укрупнение продуктовой линейки. Так достигается быстрый выход своих решений в смежные сегменты. Быстрее выводятся новые продукты и падают затраты на их вывод за счет текущей инфраструктуры.
Плюс ко всему, мелкие игроки часто обладают уникальными продуктами или технологиями, которые нуждаются только в более широкой дистрибуции и клиентской базе. После интеграции в периметр Софтлайн их рентабельность может сильно вырасти.
Покупка даже небольших по доле рынка продуктов позволяет их либо интегрировать в кластеры. Приводили пример «Test IT», «МД Аудит», «Сабтотал», либо покрывать новые отраслевые направления.
Еще важно, что покупка компаний — это часто про покупку команды и опыта. Например, в результате сделки по покупке компании K2-9b (кибербез) к ПАО «Софтлайн» присоединилась команда из 62 специалистов с фокусом на телемаркетинг и техподдержку и уже имеющимися контрактами с пятью вендорами, включая Kaspersky. Если посмотреть на баланс K2-9b в РСБУ, то будет видно, что это типичный IT игрок — почти все активы — это деньги. А вся суть — в мозгах спецов и клиентской базе.
Про финансовые результаты мы писали подробно в нашем обзоре в мае. Так что тут можем ограничиться напоминанием основных показателей первого квартала:

Ну и самое важное для управления ожиданиями рынка. Прогноз на 2025 год подтвердили:
Оборот 150 млрд рублей
Валовая прибыль 43–50 млрд рублей
Скорр. EBITDA 9–10,5 млрд рублей
Главное теперь его выполнить. Но ставка ЦБ пошла вниз, так что есть шансы на то, что бизнесы перестанут держать траты в режиме заморозки. Это поможет ускориться во второй половине года.
Мы ранее отмечали, что компания сохраняет сложную структуру бизнеса и усложняется дальше на фоне постоянных M&A, что затрудняет прогнозирование финансовых результатов в будущем. Поэтому хотим большей прозрачности и разграничения сегментов в отчетности. Недавно Софтлайн объявил, что бизнес разделят на технологические сегменты по понятным направлениям: AI и разработка, оборудование, ИБ, ИТ-проекты.
Сейчас полностью сформирован первый кластер, который фокусируется на разработке и искусственном интеллекте. Кластер называется FabricaONE.Ai, у него уже есть свой СЕО, CFO, IR.
Так что кластеризация бизнеса — это подход навстречу акционерам, в сторону более понятной структуры, нам будет легче оценивать бизнес.
Итого:Стратегическая цель развития промышленного направления Софтлайн состоит в создании полноценного импортонезависимого комплекса решений ИТ в промышленности. Это направление выглядит перспективным, вложения в него — оправданы.
Хорошие результаты 1 квартала в части развития собственных направлений бизнеса. И наконец-то нам дали больше ясности по стратегии M&A, но самое интересное — впереди, когда актуализируют стратегию и дадут еще больше информации по кластерам. По срокам — возможно до конца года.
Позитивный тренд ухода в свои продукты продолжается. Софтлайн все больше и больше уходит от перепродаж в сторону разработки собственных решений и сервисов. А это — высокая рентабельность. При этом умудряются держать в нормальных рамках долговую нагрузку.
Про долг — важно подтверждение кредитного рейтинга с позитивным прогнозом. Ставка то хоть и падает, но все равно высока. Чем лучше рейтинг — тем дешевле кредиты.
Будем ждать отчет за 2 квартал 2025 года, смотреть на результаты. И очень ждем хорошую презентацию показателей с кластерным подходом. Так будет понятно, насколько хорошо идет работа по выращиванию бизнеса.