
Турецкий рынок недвижимости после открытия новых аэропортов: новые точки роста, включая Мерсин
1. Открытие и развитие аэропортов — драйвер роста недвижимости
Последние годы правительство Турции реализует масштабную программу по развитию транспортной инфраструктуры, в том числе строительство новых аэропортов по всей стране. Это влияет не только на динамику туристических потоков, но и напрямую отражается на рынке недвижимости, превращая ранее малоизвестные регионы в новые точки роста.
2. Конкретные примеры и цифры:
— Istanbul Airport (IGA): открыт в 2019 году, уже в первый год обслужил более 40 млн пассажиров, а к 2023 году количество пассажиров достигло почти 60 млн. Это увеличило привлекательность северных и западных районов Стамбула, где за 2019–2023 гг. средняя стоимость жилья выросла более чем на 30%.
— Gazipaşa-Alanya (GZP): открыт в 2010 году, обслуживает более 1,5 млн пассажиров в год. В пригородах Алании, например, в Махмутларе и Кестеле, уже через три года после открытия аэропорта цены на новостройки выросли до 40%.
— Milas-Bodrum Airport: модернизирован и расширен в 2012–2017 гг. После этого спрос на недвижимость в Бодруме и Мармарисе стабильно рос: только за 2022 год продажи иностранцам увеличились на 15%.
3. Новый фокус инвестиций — Мерсин и аэропорт Чукурова
Мерсин ранее был известен как промышленный и портовый город на Средиземноморском побережье, однако с открытием нового международного аэропорта Чукурова (Çukurova Havalimanı) в 2023 году картина быстро меняется:
— Аэропорт рассчитан на обслуживание 8,5 млн пассажиров в год в первой очереди и до 15 млн после выхода на полную мощность.
— До 2022 года Мерсин практически не фигурировал в рейтингах инвестиционной недвижимости Турции, а уже по итогам 2023 года темпы прироста цен на жильё составили около 75% — это один из самых высоких показателей по стране.
— Спрос на аренду вырос на 45–50% среди граждан Турции и иностранцев (особенно из России, Ирана и стран Ближнего Востока).
— За 2022–2023 годы число строительных разрешений в Мерсине увеличилось более чем на 60%. Появились современные жилые комплексы с инфраструктурой, аналогичной ведущим курортам страны.
— По данным TÜİK, доля сделок с иностранцами в Мерсине за первые 6 месяцев 2023 года выросла в 2,7 раза по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.
4. Долгосрочные перспективы
— Новый аэропорт позволил сократить путь до Мерсина для туристов и инвесторов из Европы и Ближнего Востока более чем на 3 часа, что делает этот регион намного доступнее.
— В 2023 году средняя стоимость квадратного метра в новых проектах Мерсина — примерно $850–1300, что ниже, чем в Алании ($1800–2500) и Бодруме ($2500–4000). Это создаёт потенциал дальнейшего роста.
— По оценкам аналитиков, в ближайшие 2–3 года ожидается прирост цен на жильё в Мерсине ещё на 30–40%, если сохранятся динамика застройки и поток иностранного капитала.
— Большинство новых проектов в Мерсине реализуются по европейским стандартам, с развитой внутренней инфраструктурой: бассейны, фитнес-центры, паркинги, охрана, зоны отдыха.
5. Другие перспективные регионы
— Измир: после расширения аэропорта Аднан Мендерес увеличился спрос на прибрежные районы (Каршияка, Урла).
— Чанаккале: крупный проект “Çanakkale Bridge & Airport” простимулировал рост рынка в регионе Мраморного моря.
— Трабзон: открытие новых терминалов аэропорта позволило привлечь инвесторов из арабских стран, продажи иностранцам выросли на 90% за 2022 год.
6. Вывод
Открытие новых аэропортов создаёт устойчивые центры роста вне привычных курортных локаций. Мерсин — яркий пример: стремительный рост цен, рост числа иностранных покупателей, развитие качественных жилых проектов.
Эксперты прогнозируют до конца 2025 года, что в городах с новой инфраструктурой стоимость недвижимости будет расти быстрее среднерыночных темпов, а инвестиции в жильё будут обеспечивать быструю окупаемость.
Факт: по итогам 2024 года Мерсин вошёл в тройку лидеров по темпам роста цен на жильё среди крупных городов Турции, уступая только Анкаре и Анталии.
t.me/foreignbroker