Блог им. Richin_n_Finessin
Больше аналитики по ТМТ и ИТ компаниям в моем ТГ-канале t.me/+hHMPSAJAEJVmMTFi
#инвесткейсы #OZON #YDEX #SBER
Усиливаются трения между представителями секторов, производящих товары и маркетплейсами.
Вижу данную новость как потенциальный негатив для маркетплейсов и E-Grocery в РФ, однако это не так драматично плохо, как может показаться на первый взгляд.
____________________________________
Дело в том, что в статье представители таких секторов жалуются на то, что 2+ млн человек (1.5+ млн на доставке и 0.5 млн на складах и сборке) заняты в секторе маркетплейсов через механизм «самозанятости». Также им не нравится, что так много человек работают в секторе, который не приносит прибыли, а их рентабельные сектора при этом испытывают жесткий кадровый голод.
____________________________________
Пока что ничего не случилось. Но худший исход я вижу таким: маркетплейсы и E-Grocery могут обязать нанимать своих самозанятых курьеров/доставщиков/работников складов и т.д в штат. На примере Озона это может привести к:
— Росту расходов на персонал на 47% — страховые и пенсионные взносы увеличат ФОТ на 30%, а НДФЛ еще на 13%.
— Полные расходы на персонал (учитываю тут и расходы на курьеров, которые Озон перестал показывать у себя в отчетности в связи с переходом на агентскую модель) по моим прогнозам составят примерно 27% от выручки в 2024 году.
— Их увеличение на 47% приведет к росту расходов на 12 п.п от выручки, то есть они начнут составлять 39%
— Озону придется это компенсировать и перекладывать в комиссии для селлеров (либо если мы учитываем, то что теперь селлеры работают по агентской модели и платят за курьеров сами, у них просто вырастет кост). Но для упрощения давайте предположим, что все работает как раньше и только Озон занимается со своими доставщиками. Согласно моей модели, Озону придется поднять комиссию эффективную примерно на 3 п.п чтобы компенсировать как раз тот объем новых костов
— Селлеры скорее всего в свою очередь начнут перекладывать это на клиента, в итоге товары подорожают, что может снизить спрос.
Однако, я в целом не считаю, что спрос снизится драматично, так как селлерам для компенсации возросшей комиссии нужно будет поднять стоимость товара лишь на те же 3 п.п. (комиссия Озона как раз берется с цены товара). Учитывая двузначные темпы реальной инфляции в следующем году, я думаю этот рост затеряется и не станет для потребителя заметным.
______________________________________
Поэтому не думаю что на эту новость нужно сильно реагировать.
1) Во первых это пока только начало и непонятно, что будет.
2) Во вторых многие законодательные нападки на маркетплейсы в прошлом не увенчались успехом.
3) В третьих мое личное мнение, да и в целом наверное мнение представителей маркетплейсов — маркеплейсы хоть сами и не рентабельные, но они создают множество рабочих мест и являются драйверами экономики. И как раз таки именно маркеплейсы позволяют продавать товары этим организациям и бизнесам которые делают товары. Маркетплейсы дают бизнесу рынок сбыта и позволяют бизнесу давать рабочие места людям. Плюс сами маркетплейсы создают рабочие места непосредственно. Поэтому катить на них бочку глупо и неоправдано на мой взгляд.
4) В четвертых — маркетплейсы пока что убыточные и то не все (WB например). Как только рыночные доли устаканяться и компании перестанут конкурировать, они оптимизируют свои расходы, урежут промоакции и скидки и повысят комиссии — это поможет им иметь рентабельность на уровне или выше рентабельности существующих ритейлеров-лидеров рынка.
*Данный пост транслирует мое личное мнение, исходя из профессионального опыта. Не является инвестиционной рекомендацией и трансляцией официальной позиции моего работодателя