Блог им. Alexander_Serezhkin

Итоги первой половины 2024 года российской экономики года внушают осторожный оптимизм на вторую половину 2024 и 2025 год

Второй квартал 2024 года закрыт и пора подвести первые итоги. Стратегия, которой следует Россия против глобального Запада (или наоборот), представляет собой “войну на истощение”. Российское руководство ожидает, что время сыграет в его пользу и что западные экономики (DM) не выдержат испытания временем. Однако один вопрос остается открытым: готова ли российская экономика сама по себе к “долгосрочной” конфронтации? Ответ на этот вопрос не находится в пределах нескольких лет, а станет понятен к завершению конфликта между сторонами. Сейчас стоит отслеживать лишь динамику происходящих в российской экономике событий и экономических показателей. На фоне новостей о высоких доходах российского бюджета от экспорта нефти и нефтепродуктов, а также об ограниченной эффективности санкций складывается впечатление, что российская экономика находится в отличной форме и успешно избегает серьезных проблем. Однако объективная ситуация указывает на то, что “не все так однозначно” и присутствуют потенциальные опасения. Что под этим стоит понять?

 

1)   Стабильный дефицит бюджета.

Несмотря на непрерывный приток нефтяных средств в экономику, дефицит бюджета сохраняется стабильным. Сама по себе это не критическая причина, вызывающая кризис, но рост военных расходов, которые уже достигли 8,7% ВВП накладывает на экономику определенную финансовую нагрузку. В моменте, стоимость вооружений превышает доходы и поддержание стабильности внутри страны, что также требует инвестиций в социальную политику, инфраструктурные проекты и т.д. и т.п. В 2023 году дефицит бюджета Российской Федерации составил 3,24 трлн рублей (37,7 млрд долларов США или в чем там считать сейчас). Вероятно, что в 2024 году дефицит бюджета уменьшится и составит 2,12 трлн рублей (25 млн долларов США). В 2024 году Минфин прогнозирует ожидаемый доход в размере 11,5 трлн рублей (примерно 130 млрд долларов США). В июне этого года оценки дохода были немного скорректированы, так что нефть и газ должны принести в бюджет около 10,98 трлн рублей, что вероятно отразится на увеличении дефицита по сравнению с ранее запланированным показателем. Минфин РФ готовится к снижению поступления от нефти и газа во втором половине 2024 года.

 

2)   Следствие — высокая зависимость доходов бюджета от энергоносителей. Ожидается, что доходы российского бюджета в 2024 году составят 37,18 трлн рублей (434 млн долларов США). Почти треть (29,5%) поступлений приходится только на нефтегазовый сектор. Министерство финансов России извлекает из доходов энергетических компаний все, что может, за счет налогов.

Однако в 2025 году ситуация может измениться к худшему. В 2025 году администрация избранного президента США будет в состоянии ужесточить санкции в отношении российской нефти. Более активное участие США приведет к ряду проблемных последствий для российского экспорта. Те, кто не боится американских санкций, получат возможность потребовать от большей скидки на российское сырьё. Таким образом, даже в условиях, когда Китай и Индия продолжат осуществлять крупные закупки российской нефти, снижение поступлений в бюджет от нефтегазовых доходах в конечном итоге ухудшит  экономический прогноз в 2025 году. Министерство финансов в этих условиях может получить запланированные доходы за счет дополнительного ограничения прибыли нефтегазовых компаний. Падение нефти цены ниже 60 долларов США, а возможно, и еще ниже, в конечном итоге приведет к увеличению дефицита бюджета в 2025 году. Разумно ожидать сохранения активной поддержки американской нефтедобычи, которая достигла исторического максимума в августе 2024 года и продолжит увеличивать добычу. Это приведет к столкновению с интересами стран OPEC+ и снижению цен. Вопрос, который остается открытым – сколько времени станет длиться новая ценовая война?

 

3)   Сокращение финансовой подушки и отсутствие источников внешнего кредитования. У России нет гарантированных инструментов для компенсации продолжительной войны, кроме подушки населения и ее золотовалютные резервы – около 300 миллиардов долларов США, которые заморожены и вряд ли когда-либо будут возвращены. На начало 2024 года объем фонда развития составлял 11,92 трлн рублей (139 млрд долларов США). Однако в его структуру входят как долгосрочные активы (инвестиции в инфраструктуру, облигации и т.д.), так и реальные ликвидные активы. Последние представляют собой “физические деньги”, которыми Министерство финансов распоряжается, чтобы быстро ликвидировать пробелы в бюджете. Оценочная стоимость этих ликвидных активов составляет пять триллионов рублей (приблизительно 56,73 миллиарда долларов США). При дефиците бюджета на уровне 26 миллиардов долларов в текущем году фонд может потерять до 45 процентов своей ликвидности для компенсации дефицита, в условиях его непополнения.

 

4)   Отсутствие конкретных инструментов для увеличения доходов бюджета среднесрочно, помимо повышения налогов. Нехватка доходов вынудила Министерство финансов РФ провести налоговую реформу, которая призвана привлечь больше средств от бизнеса и населения для частичного покрытия потребностей бюджета. Например, повышение налога на прибыль с 20 до 25% потенциально может привлечь в бюджет дополнительные 1,6 трлн рублей в 2025 году (около 18 млрд долларов США, а это 4% увеличения планируемых доходов бюджета в 2024 году), а в 2024 году планируемые доходы бюджета составят 37,18 трлн рублей.

 

Несложные расчеты дают основания полагать, что в 2024 и 2025 годах российская экономика сможет успешно противостоять агрессии Запада и сохранять военные расходы на стабильном уровне.

 PS в блоге не приветствуются инфоцыгане, продажные блогеры, журналисты, сектанты. Я общаюсь здесь на ты со всеми, так, что псевдоинтеллигентское общение также не приветствуется.


теги блога Александр Сережкин

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн