Электроэнергетика.
«КЭС-холдинг» Виктора Вексельберга сможет консолидировать активы на базе ТГК-9 при условии продажи двух ТЭЦ или снижения меньше контрольной доли в ТГК-6 или ТГК-7, решила Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Впрочем, предыдущее предписание ФАС об отчуждении части активов КЭС успешно оспорила
ФАС согласовала «КЭС-холдингу» передачу энергетических активов — доли в генерирующих (см. справку) и сбытовых компаниях ТГК-9, рассказал «Ведомостям» начальник управления службы Виталий Королев. Взамен чиновники потребуют от компании расстаться с частью мощностей. До 1 января 2013 г. КЭС должна продать Новокуйбышевские ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 (входят в ТГК-7) суммарной мощностью 942 МВт (почти 6% текущей мощности холдинга) или снизить долю в ТГК-6 или ТГК-7 до менее 50%, говорит Королев. Соответствующее предписание уже направлено КЭС, сказал чиновник.
КЭС не раскрывает точных долей в ТГК-6 и -7, отмечая лишь, что в первой ее пакет меньше 30%, а во второй — больше 40%. Королев сказал, что, по имеющимся у ФАС данным, доля группы КЭС превышает 50%.
Представитель КЭС Надежда Рукина говорит, что компания пока еще ничего не получала от ФАС. Она лишь пообещала, что холдинг готов выполнить условия ФАС.
В случае сделки доля рынка КЭС в зоне свободного перетока Волги составит 39%, превысив допустимые 20%, пояснил Королев. Какая доля будет у компании в случае выполнения предписания ФАС, он не уточнил.
КЭС будет удобнее продать часть акций одной из ТГК, чем две ТЭЦ, считает аналитик «ВТБ капитала» Михаил Расстригин. Ведь для отчуждения станций ТГК-7 может потребоваться согласие миноритариев. Если же КЭС решит снизить долю в одной из двух ТГК, то выбор скорее всего падет на ТГК-6, полагает эксперт. ТГК-7 — самая эффективная и прибыльная из энергокомпаний. К тому же в преддверии объединения с «Газпромом» без консультаций с концерном КЭС не обойтись, а он точно будет против продажи активов или акций ТГК-7 — эта компания всегда была интересна «Газпрому», напоминает Расстригин.
Впрочем, КЭС имеет успешный опыт оспаривания предписаний ФАС. В феврале 2008 г. ведомство разрешило компании купить 100% акций ТГК-6 и ТГК-7.
При этом служба потребовала в случае, если КЭС купит более 50% акций этих компаний или сможет голосовать таким пакетом, отчитаться об этом, а в течение года после уведомления — продать 741 МВт мощностей ТГК. Но КЭС требования чиновников не исполнила, а в апреле 2010 г. одна из ее структур — кипрская KOO Basly Management Ltd. подала ходатайство на покупку 100% ТГК-7.
Служба удовлетворила его, но Basly Management получила ровно те же предписания в отношении ТГК-6 и ТГК-7, что были у группы компаний КЭС и прежде. Тогда Рукина обещала, что компания постарается исполнить требование.
Но КЭС оспорила предписание антимонопольной службы. В январе 2011 г. Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск холдинга и признал предписание ФАС недействительным. Это решение было мотивировано, в частности, несоответствием предписания нормам Гражданского кодекса и закона о конкуренции, а также нарушением прав и интересов КЭС и Basly Management. Ведомство постаралось оспорить это решение, но в апреле апелляционный суд отказал службе, говорится в определении суда.
Сейчас КЭС — шестая по установленной мощности электростанций энергокомпания России. Но до конца года ее активы должны перейти «Газпром энергохолдингу». «Ренова» Вексельберга получит в объединенной компании блокирующий пакет. Таким образом, под контролем «Газпрома» окажется четверть энергетических мощностей страны, а ближайший конкурент — «Русгидро» будет отставать по этому показателю ровно вдвое.
Готовящаяся сделка уже вызвала негативную реакцию ФАС. «Я могу сказать, что это [объединение активов] нежелательно, — передавал на прошлой неделе “Интерфакс” слова руководителя службы Игоря Артемьева. — Изначально наша позиция будет очень настороженной». Он мотивировал это тем, что сделка «может привести к ограничению конкуренции».
Расстригин допускает, что если в рамках внутрикорпоративной реорганизации ФАС выдала предписание КЭС продать 6% мощностей, то не исключено, что в будущей сделке по объединению с «Газпромом» поведенческие условия будут значительно жестче. В результате издержки могут оказаться выше потенциальной синергии от слияния.
Негативная новость для электроэнергетики.