Мы продолжаем
На эффективном рынке, участь всех посредников примерно одинакова, сначала у них падает маржинальность, а потом после какой-ни буть инновации в них вобще отпадает нужда, или их функция комодитизируется до предела и переходит какой-ни буть платформе.
Посредникам здесь не место
В пределе, все консультационные фирмы в экономике знаний, которые представляют из себя типичных посредников с малой «добавленной ценностью», должны исчезнуть. По сути что из себя представляет консультационная фирма, это просто «упаковка» специалистов, сводящая их со спросом. В конечном итоге это означает, что посредник исчезнет, а специалист будет оперировать на рынке независимо. (в век linked in, посредник со своей добавленной стоимостью и «низкой ценностью» не нужен, чтобы «упаковать» достаточно собственного HR специалиста)
Путь технологии
С другой стороны, мы имеем технологические фирмы, которые производят некоторый физический или информационный(программный) продукт. Добавленная ценность фирмы, заключается в том что у нее есть некоторый интеллектуальный капитал, это результаты деятельности по исследованиям и разработке, полученные инженерами и учеными работающими в ней, а ее размер определяется минимально необходимой величиной для поддержания технологических процессов. Барьером для разрушения ее ценности, является наличие интеллектуального капитала сформированного за долгие годы исследований и разработки, а так же полученного опыта попадания в рынок. Если посмотреть на рынок различного хай-тек оборудования, в духе лазера для лаборатории, или DNA секвенсера, то оперируют на нем в основном небольшие фирмы, которые очень хорошо знают и попадают в свой рынок. При этом оборудование «вылизано» по последнему(пред-последнему) слову современной науки и техники, а количество специалистов близко к минимально необходимому. То есть они близки к эффективности, «разрушить» у них нечего, а необходимость серьезного интеллектуального капитала, блокирует вход на рынок «новичкам». Появление нового поколения оборудования, приводит к срезания издержек фирм которые его приобрели, вынуждая остальные фирмы оперирующие на конкурентном рынке, так же покупать новое поколение оборудования. Этот процесс так же имеет предел, как по скорости обновления поколений, так как упирается в свою очередь, в скорость фундаментального развития науки и техники(и соответственно обновления технологий от которых мы зависим по цепочке поставщиков), которая в современном мире достаточно быстрая, но конечна и вряд ли еще значимо ускорится. Так и по маргинальной ценности срезаемых издержек, если издержки у клиента срезаются в 2 раза то это существенно для рынка на котором те оперируют, если же на 20%, то можно и пережить. Таким образом предел совершенствования технологического продукта, это снижение маргинального уровня срезания издержек у его потребителей, ниже минимально приемлемого уровня. Останется ли в экономике знаний, место крупным технологичным монстрам — да но только до того предела, пока их размер будет оправдан глубиной и сложностью разрабатываемых продуктов.
(
Читать дальше )