Политики могут и должны способствовать сохранению стабильности нашей единой валюты и построению сильной и процветающей Европы. Я хотел бы подчеркнуть мою личную приверженность этой цели. По прогнозам ЕЦБ, к концу 2014 года средний годовой уровень инфляции упадет до 1,97%.
Если сравнивать предположения и результаты, то иногда случаются странные вещи. В прошлые выходные я составил несколько сценариев поведения рынка по вероятным результатам заседания FOMC. Основной сценарий отработал, но отработал он, по моему мнению, слишком сильно, я предполагал, что «при первоначальной отрицательной реакции возможен дальнейший рост». Дело в том, что ФРС готова пересмотреть условия завершения количественного смягчения ближе к концу года и, возможно, в это же время начать сокращать покупки бумаг на баланс. Но никто не говорит, что это точно случится.
Если прочитать текст сопроводительного заявления FOMC, то окажется, что ничего примечательного там нет, впрочем всё как обычно. Диапазон ставок на минимальном уровне сохранён, и объём покупок хлама на баланс остался тот же. Все остальные фразы практически под копирку повторяют предыдущие заявления: «Комитет готов увеличить или уменьшить объемы покупки в рамках собственной политики в зависимости от перспектив рынка труда или изменения инфляции», «высокоадаптивная денежно-кредитная политика будет оставаться соответствующей в течение значительного времени после завершения программы покупки активов и укрепления восстановления экономики». Собственно говоря, только на этом можно было лезть вверх по голому дереву и искать самую тонкую ветку, чтобы потом свалиться.
Ниже представлена версия полного текста заявления, опубликованного сегодня Федеральной резервной системой в Вашингтоне и предоставленная Bloomberg: Информация, полученная Федеральным комитетом по открытым рынкам на встрече в мае, говорит о том, что экономическая деятельность расширяется умеренными темпами. Условия на рынке труда показали дальнейшие улучшения за последние месяцы, но уровень безработицы остается повышенным. Расходы домохозяйств и предприятий в основной капитал растут, и жилищный сектор улучшается, но фискальная политика сдерживает экономический рост. Частично отражая временные явления, инфляция находится ниже долгосрочной цели Комитета, но долгосрочные инфляционные ожидания остаются стабильными.
Как всегда предупреждаю: данные меняются очень часто в зависимости от сентимента и фундаментального фона. Данные по расположению спроса и предложения в шести европейских банках выглядят следующим образом:
Или на большой волне незаметна рябь. Ожидание решения FOMC поглотило все события и следующая неделя пройдёт сначала в ожидании, а затем в реакции на результат заседания комиссии. В предыдущем обзоре я как мог описал варианты. В картину могут вмешаться любые неожиданности, если таковые случатся. У нас в последнее время любые неожиданности запланированные.
Ждём-пождём. Весь май был наполнен домыслами и вымыслами об июньском заседании Комитета по открытым рынкам ФРС. Реальных намёков от самих членов FOMC тоже было достаточно, но общая картинка всё равно остаётся размытой. Я уже не раз пытался разложить по полочкам все голоса за и против программы количественного смягчения, и каждый раз у меня всё сводилось не к простому пересчёту голосов, а к неким эмпирическим выводам, в которых больше моей личной интерпретации мнений членов комиссии, чем голых математических подсчётов голосов.
Рост евро не похож на парад фанатиков и энтузиастов, это просто рост, который, скорее всего, строится на результатах последних высказываний Марио Драги. Кроме этого стимула существует ещё один, всем известный и наглядный, но совсем не однозначный — это взгляд рынков на предстоящее заседание Комитета по отркрытым рынкам ФРС. Тревоги по сокращению программ выкупа бумаг на баланс ФРС уменьшились. Причины есть, и вполне осязаемые причины. Восстановления на рынке труда нет, восстановление строительства очень эфемерное. S&P500 после недолгого падения снова стремится к росту в ожидании новой ликвидности. Уолл Стрит готова принять дополнительные порции свеженапечатанных долларов и поглотить их в акциях компаний.
Два дня прошли ровно и практически по плану, изложенному в выходные. Конституционный суд в Германии заседает и вроде плохих ветров оттуда нет. Есть принципиальные господа, которым не чужды слова «демократия» и «закон», но если миром правят деньги, то и демократия и закон преклоняются перед ними. Эти слова не из области конспирологии, такова жизнь. Я ещё раз поразмыслил над тем, что будет, если немецкий КС будет непреклонен в отношении незаконности программы ОМТ и примет решение не допустить запуска программы. Тем самым будет разрушена хрупкая лестница, которую построил Драги прошлым летом и рухнет многое. Не думаю, что конституционный суд примет на себя такую ношу.
О пресс-конференции Драги я уже написал, и о том, как мне представилось это событие — тоже. Теперь о безработице в США и о новых рабочих местах. В очередной раз заглянем на сайт U.S. Bureau of Labor Statistics. Число безработных увеличилось на 101000 человек, как и ставка безработицы, а соотношение количества работающих к общей численности населения не изменилось (58.6), и это при том, что было создано 175000 рабочих мест в несельскохозяйственном секторе. В общем получается, что положительных сдвигов на рынке труда не наблюдается, что бы нам ни заявляли с высоких трибун.