


2.02.2025
Вахтанг Парцвания
экономист, профессор Кавказского университета
В 2024 году доля продаж автоконцерна КамАЗ в России составила всего 17% новых грузовиков или 17 254 машины, показали расчеты Автостата. Это рекордно низкий уровень за всю историю компании. До полномасштабного вторжения КамАЗ уверенно занимал более половины рынка. Также впервые в истории КамАЗ лишился первого места по продажам, уступив китайской Sitrak, у которой теперь почти пятая часть рынка (19% или 19 409 проданных машин). КамАЗ — единственная российская марка в пятерке лидеров. Остальные — тоже из Китая: Shacman, FAW и Dongfeng.
До начала конфликта с Украиной КамАЗ выпускал грузовики, используя в том числе запчасти иностранных компаний, но изготовленные в России — это называлось глубокой локализацией и считалось важным достижением. Оставшуюся долю рынка уверенно делила «Европейская семерка» производителей (Scania, MAN, Volvo Trucks, Daimler Trucks, DAF, Iveco и Renault Trucks) с моделями локального производства и импортными машинами. Китайские бренды, не имевшие производственных мощностей в России, традиционно занимали 1–5%.

-Активы какого количества компаний, приватизированных с нарушением закона, возвращены государству, какой общий размер этих активов, в каких отраслях экономики работали эти предприятия?
— Прежде чем конкретизировать ответ на ваш вопрос, скажу, с 2022 года по искам прокуроров государству в целом возвращено свыше 100 предприятий, активы которых оцениваются в 1,3 трлн рублей.


Программа предусматривает создание бенчмарка — группы эмитентов, способных расти опережающими темпами и тем самым выступать драйвером капитализации всего фондового рынка.


Текущая ситуация в российской экономике характеризуется высокими темпами роста цен, несмотря на продолжающееся уже больше года повышение ставки Центробанка, и — одновременно — ростом ВВП, за которым скрывается диспропорция в росте производства продукции военного назначения и другой ассоциированной с военными нуждами продукции, с одной стороны, и стагнации выпуска в отраслях гражданского производства — с другой.
Инфляционное давление начало расти после запуска первого бюджетного стимула в 2022 году, что выразилось в резком росте расходов федерального бюджета, которые единовременно увеличились на 27%.
Вторым ключевым шагом, направленным на увеличение бюджетных расходов, стала, по сути, отмена «бюджетного правила», которое ограничивало использование нефтегазовых доходов (НГД) уровнем цены примерно в $45 за баррель.