
Годовщина путча и мрачная тень Ленина
Еще раз вернемся к вопросу, почему сегодня имеет смысл помнить об идеях Ленина и их негативном влиянии (https://t.me/enminchenko/42) на современность.
В августе 1991 года три группы «верных ленинцев» (Горбачев и его узкий круг, восставшие или имитирующие восстание «горбачевцы», Ельцин и его коалиция) продемонстрировали общие черты:
1. Полное непонимание национального вопроса, игнорирование его важности и следование штампам создателя СССР. Заливание проблемы бензином — больше прав и полномочий всем нациям, кроме русской в любой непонятной ситуации;
2. Непонимание реальных социальных процессов;
3. Управленческую импотенцию.
Это — прямое следствие того, что позднесоветская номенклатура отличалась несколькими чертами, заложенными принципами кадровой политики и образования:
1. Догматизм и необходимость обоснования любого решения цитатами из Ленина;
2. Демонстративный антиинтеллектуализм — поскольку в общественно-политическом смысле всё уже описано в трудах классиков, надо делать опор на производство и технологии;
3. Безинициативность и избегание ответственности.
События 19-21 августа были схваткой слепого с безруким.
Путчисты (https://t.me/mcrepostru/6401) оказались не в состоянии принять простые силовые решения по нейтрализации своих оппонентов и предложить внятное объяснение своих действий.
А российское руководство сначала оцепенело в ожидании арестов и осмелело только после того, как убедилось в полной импотенции оппонентов.
Из плюсов ГКЧП, что сегодня отмечают многие, — удалось избежать подписания нового союзного договора, по которому автономии в составе РСФСР получали право на выход.
Однако конфедерацию, которая изначально создавалась как объединение независимых государств, спасти было уже невозможно.
Историк Дюков
Но у ГКЧП был и позитивный результат.
Позитивным результатом ГКЧП было предотвращение подписания «нового союзного договора» и, следовательно, предотвращение расчленения России.
В 1991 г. Ельцин пошел на сговор с Горбачевым, согласившись все-таки подписать «новый союзный договор», хоть и смягченном виде, но повышавший статус национальных автономий до уровня субъектов федерации «обновленного Союза».
После этого на следующей — абсолютно неизбежной — стадии распада национальные автономии в составе РСФСР/РФ становились легитимными независимыми государствами.
От расчления Россию спас только срыв подписания «союзного договора» в результате путча.
Конечно, путчисты были клиническими идиотами, но помимо своей воли сделали важное дело.
Прошлое реально и сегодня влияет на нас.
Те или иные рецепты из прошлого (часто еще и неверно понятые) управляют поведением политиков в настоящем.
Оценки тех же Ленина и Сталина влияют на управленческие практики сегодня.
Приведу примеры вполне актуальных вопросов:
1. Допустимо ли во время войны
призывать к поражению своего правительства или это предательство?
2. Допустимо ли
получать финансовую и/или организационную поддержку от правительств других стран для реализации своих политических целей?
3. Можно ли использовать лозунги классовой борьбы в пропаганде и на практике?
4. Является ли решением национального вопроса в России ущемление русских в пользу малых народов, выстраивание их государственностей, как это предлагали и на практике реализовывали Ленин и затем Сталин?
5. Допустимо ли использование силовых структур с игнорированием норм законодательства, исходя из сиюминутной политической конъюнктуры?
6. Нужен ли аналитический
разбор постфактум решений, которые принимались военно-политическим руководством страны в процессе подготовки и ведения боевых действий, чтобы не допускать подобных ошибок в будущем? Или итоговая победа оправдывает всё?
7. Допустимо ли приносить национальные интересы в жертву химере большого проекта переустройства мира?
Как известно, причиной распада СССР стало создание СССР.
Сама по себе идея объединения этнонациональных республик как фактически независимых государств была заточена под мировую революцию и потеряла свой прагматический смысл в тот момент, когда стало понятно, что её не будет.
Когда нам рассказывали про якобы бескровный распад СССР, это было ложью и в 90-е, и тем более сейчас, когда идет новая Гражданская война на Украине.
Может быть, депутаты Съезда народных депутатов России сделали так, что крови оказалось немного меньше, чем могло бы быть.
Евгений Минченко
Это была политика по сохранению положения, как бы чего не вышло.
»Они просто отказались от участия в навязыванию населению этого продукта. Ведь когда они приходили в Минцифры, то цель их работы была в улучшении жизни россиян, в направлении цифровизации во благо людей. С госмессенджером же цели у власти совершенно другие — речь уже скорее идет о получении контроля над гражданами, а совсем не о повышении качества их жизни."