
Средний класс в Германии продолжает беднеть: исследование фонда имени Ганса Бёклера зафиксировало рекордный уровень бедности за последнее десятилетие.
Разрыв между богатыми и бедными в Германии стремительно растёт. Среднему классу становится тяжелее. Цены и налоги растут, а откладывать деньги или улучшить свою жизнь получается всё реже.
Многие теперь просто боятся не справиться и стать беднее.
Новое исследование бьет тревогу. Все больше людей из среднего класса в Германии оказываются за чертой бедности. Ситуация с неравенством в стране ухудшается уже много лет. Согласно отчету фонда Ханса Бёклера, разрыв между доходами богатых и бедных стал значительно больше, начиная с 2010 года. Кроме того, одновременно с этим вырос и уровень бедности.

Люди часто не знают, сколько зарабатывают их соседи, друзья и даже близкие родственники. Кто относится к среднему классу в Германии в 2026 году?
Примерно 60 % немцев не рассказывают о своей зарплате родителям и друзьям. Почти каждый третий человек не говорит о доходах даже своему супругу или супруге, сообщает журнал Spiegel.
Из-за этого многие работники плохо понимают, где они находятся по уровню доходов — получают ли они мало, средне или много. Поэтому люди часто ошибаются, оценивая свое финансовое положение. Новые данные о зарплатах показывают, кто в Германии действительно относится к среднему классу.
Средний класс часто называют «основой» или «опорой» общества. Именно эти люди своими покупками поддерживают спрос и помогают экономике расти. Кроме того, через налоги и социальные взносы средний класс вносит очень большую часть денег в государственные социальные системы. Это происходит в том числе потому, что таких людей очень много.
По данным Федерального агентства по труду (BA), в апреле 2025 года около двух третей всех работников, занятых полный рабочий день — включая госслужащих и военных — зарабатывали от 2700 до 5700 евро в месяц. При этом такие выплаты, как рождественские премии или другие бонусы, в эти цифры не включались.

Согласно отчету Минэкономразвития России, в январе – сентябре 2025 года ВВП страны вырос на 1 % по сравнению с аналогичным показателем 2024 года. В третьем квартале рост замедлился до 0,6 % год к году с 1,1 % во втором квартале и 1,4 % в первом квартале.
Рост промышленности в целом составил 0,7 % по итогам 9 месяцев 2025 года, тогда как в том же периоде 2024 года он равнялся 5,1 %. В третьем квартале 2025 года промышленность прибавила 0,5 % относительно соответствующих прошлогодних значений. В январе – сентябре 2025 года обрабатывающая промышленность выросла на 2,9 %, тогда как добывающая упала на 2,1 %. Розничная торговля подросла на 2,1 %, сектор общественного питания – на 8,4 %, строительство – на 3,1 %, а оптовая торговля снизилась на 3 % год к году. Активнее других, пожалуй, в стране развивается станкостроительная индустрия, наладившая производство металлообрабатывающего оборудования и комплектующих, которые ранее завозились из-за рубежа.


Шейх Заид — выдающийся лидер ОАЭ, при котором стартовал масштабный экспорт нефти, были проведены коренные реформы в различных областях, внедрена современная система образования, а также создана инфраструктура здравоохранения и социального жилья.
Продажа зарубежных активов «Лукойла» под санкционным давлением США — это не просто вынужденный манёвр, а классический пример, когда стратегический госактив «разбирается на запчасти» в пользу узкого круга бенефициаров, а львиная доля выручки уходит не в диверсификацию российской экономики, а в офшорные схемы и карманные структуры.
Официально «Лукойл» оценивает портфель в 22 миллиарда долларов — НПЗ в Европе (Petrotel в Румынии, «Лукойл Нефтохим Бургас» в Болгарии, 45% в Zeeland Нидерланды), доли в месторождениях Ирака, Мексики, Казахстана, Узбекистана, тысячи АЗС по миру, включая США, плюс трейдинг и логистика.
Но «серая» сумма, по оценкам инсайдеров, может оказаться в 2–3 раза меньше из‑за дисконта 60–80%: реальная цена сделки, учитывая срочность и санкции, составит 7–10 миллиардов долларов, из которых часть «испарится» в цепочке посредников и офшоров.

Инвесторы в 2026 году будут пристально следить за признаками наращивания запасов после падения цены Brent в 2025 году почти на 20% примерно до $60 за баррель из опасений о сильном профиците предложения.
Мировая добыча нефти резко возросла в течение 2025 года. Соединенные Штаты — крупнейший в мире производитель — увеличили добычу, Канада и Бразилия — тоже, а ОПЕК+ свернула действовавшие несколько лет сокращения.
По прогнозу МЭА, предложение в 2026 году превысит спрос на 3,85 миллиона баррелей в сутки, что эквивалентно примерно 4% мирового спроса.
В то же время аналитики ОПЕК ожидают, что в новом году рынок будет в основном уравновешен. Такого расхождения в прогнозах двух крупных организаций не наблюдалось несколько десятилетий.
Неопределенность в отношении баланса спроса и предложения усугубляется масштабным накоплением запасов в Китае с апреля. Трейдеры располагают ограниченной информацией об объемах, но по оценкам Рейтер они составляют около 500.000 баррелей в сутки.

Пока страна доедала салаты, Минфин и Росстат задали тон всему году. С одной стороны, ведомство Антона Силуанова вновь нажало на педаль газа: расходы бюджета за первый месяц составили астрономические 4,4 трлн рублей (против 2,5 трлн годом ранее), превысив прошлогодние показатели сразу на 60%. Денежный дождь, пролившийся на избранные секторы под знаком авансирования госконтрактов, мгновенно создал инфляционный навес, с которым ЦБ пришлось бороться весь квартал. С другой стороны, Росстат, понимая, что цифры по росту цен (официальные 9,52% по итогам 2024 года) выглядят, мягко говоря, неубедительно для граждан, решил проблему творчески — изменив методику подсчета.
Рынок жил слухами о «мирном треке»: телефонные переговоры президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа, прошедшие в начале месяца, породили надежды на скорую разрядку.

Более половины прироста мировых запасов нефти с начала 2025 года пришлось на Китай. Остальные страны дали минимальный вклад: США — около 10%, Индия, Египет и Южная Корея — по нескольку процентов каждая. Россия, Иран и Венесуэла практически не участвуют в накоплении запасов.
Итог простой: иллюзия глобального профицита создаётся Китаем, тогда как вне КНР рынок нефти остаётся жёстким и близким к балансу.
Госплан ENERGO
«Реальные доходы населения за январь—сентябрь 2025 года выросли на 9,2% на фоне роста ВВП около 1% и в условиях стагнации в гражданских секторах экономики. Рост потребления стал одним из немногих факторов, поддерживавших экономику, но он все в меньшей степени опирался на рост производительности.
При этом отмечают в ЦМАКП, макрофинансовая политика в третьем квартале 2025 года «стала абсолютно дестимулирующей: она сочетает отрицательный бюджетный стимул (идет чистое изъятие доходов из экономики по фискальным каналам) и высокую положительную процентную ставку. Если ситуация выйдет за пределы „предположительно сезонной“ и закрепится в следующем году — резкое торможение экономического роста станет неизбежным».
Одновременно, фиксируют аналитики центра, «по соотношению монетарных условий (реальной ключевой ставки и индекса реального эффективного обменного курса) российская экономика в октябре закрепилась в квадранте „растущий эффективный курс — высокая реальная ставка“».