CNBC
Сегодня мы в Омахе, штат Небраска, с Уорреном Баффетом, главой Berkshire Hathaway. Недавно он опубликовал свое 55-е ежегодное письмо акционерам. Кстати, это уже 13-й год подряд, когда мы обсуждаем в Омахе его послание.
Учитывая недавние события, неудивительно, что сейчас у людей очень много вопросов по поводу ситуации на фондовом рынке. Итак, давайте начнем. Уоррен, спасибо, что вы сегодня с нами.
В своем письме вы обсуждаете время, подходящее для покупки акций. Но когда инвесторы смотрят на индекс Dow Jones, которые сегодня утром упали на 818 пунктов, думаю, первое, по поводу чего они хотят услышать ваше мнение, – это ситуация с коронавирусом. Вас беспокоит происходящее? И есть ли смысл паниковать?
Уоррен Баффет
Это напоминает совет о том, как избегать сделок на Уолл-стрит: не путешествовать, не встречаться с клиентами и даже отказываться от рукопожатий.
И все же такие инструкции ходят сейчас по мировой финансовой индустрии в свете распространения коронавируса. На все большем числе континентов специалисты по банковскому делу и инвестициям готовятся к тому, что скоро они будут работать из дома. Отраслевых конференций для раскручивания бизнеса становится меньше, они переходят в режим онлайн или сталкиваются с угрозой отмены. Продажа ряда новых ценных бумаг пробуксовывает.
За кулисами руководители банков смахивают пыль с нормативных рекомендаций о том, как обеспечивать проведение «критически важных операций» в случае потенциальной пандемии. Некоторые рассуждают о том, на каком расстоянии друг от друга размещать трейдеров на рабочих местах или скольким можно работать удаленно. Отделения банков смогут не закрывать свои офисы благодаря пуленепробиваемым стеклам, предназначенным для защиты от грабителей.
Любую рецессию провоцирует какой-то шок, напомнил господин Роуч в интервью CNBC. Ужесточение денежно-кредитной политики, которое ФРС проводила с конца 2017 по лето 2019 года, охлаждало мировую экономику. Затем торговая война между США и Китаем разрушила сложную производственную цепочку и еще больше ослабила как развитые, так и развивающиеся страны. Эти два фактора поставили мировую экономику в очень уязвимое положение, и все ждали, что же станет последним ударом, который отправит ее в рецессию.
Быстрая глобализация резко увеличила объем мировой торговли и создала хорошую подушку безопасности от перманентных шоков, напоминает господин Роуч. В период с 1990 по 2008 год мировая торговля росла на 82% быстрее мирового ВВП. Однако после кризиса 2008 года ее рост замедлился всего до 13% в период с 2010 по 2019 годы.