Такие данные мы получили в ходе недавнего исследования. Если прогноз исполнится, потребление сервисов ИБ малым и средним бизнесом достигнет 35–37 млрд рублей к 2030 году.
Исследование проходило в формате опроса по оценке бюджетов и планов компаний по развитию ИБ — делимся результатами.
Предпочтения МСБ:
🔸62% российских предприятий хотели бы приобретать ИБ-решения у одного подрядчика.
🔸Больше половины компаний не готовы инвестировать в индивидуальные продукты из-за высокой стоимости и предпочли бы готовые сервисы по подписке.
🔸Компании с выручкой до 15 млн рублей в год готовы тратить на ИБ в среднем около 5 тыс. рублей в месяц. Организации с годовой выручкой от 15 до 100 млн рублей могут тратить на ИБ порядка 25 тыс. рублей в месяц, с выручкой свыше 100 млн в год — около 200 тыс. рублей ежемесячно.
Рост угроз:
🔸82% российских МСБ столкнулись с киберинцидентами в 2024 году.
🔸Чаще всего МСБ сталкивается с атаками ботов, фишингом, DDoS-атаками и фейковыми регистрациями.
Учеба сегодня совсем не похожа на то, как учились предыдущие поколения.
Вместо походов в библиотеку — поисковики.
Вместо письменных докладов — презентации.
Но с возможностями онлайн-мира приходят и риски: угрозы, которые ребенок может не заметить. Именно поэтому так важно говорить о цифровой безопасности.
Немного цифр:
🔸45% подростков не понимают, что такое кибербезопасность;
🔸70% осознают риски только в момент их возникновения;
🔸82% родителей уверены в своих силах защитить детей от интернет-угроз;
🔸Только 26% детей доверяют родителям в вопросах безопасности в сети;
🔸Хорошие новости — около 60% подростков считают важным соблюдать меры безопасности при выходе в интернет.
В День знаний мы собрали практические советы: как защитить детей от киберугроз и нежелательного контента, но при этом сохранить все преимущества онлайн-обучения. Дополнительные материалы доступны на нашем портале Кибер-буллинг.рф.
Как мы рассказывали, «Солар» пополняет продуктовый портфель разными способами. Сегодня расскажем про собственную разработку, а в следующих постах — про M&A.
В среднем на рынке кибербезопасности разработка и запуск нового продукта занимает 3–4 года. Но нам удалось выстроить ускоренную модель проверки гипотез, разработки и выхода на рынок.
Для нас это важно как часть общей стартегии развития вендорской части бизнеса: разработка собственных продуктов в наших сервисах — один из драйверов роста выручки и эффективности «Солара».
Подробнее — в карточках.

Игорь Хереш, директор по управлению активами и M&A ГК «Солар», написал колонку для «Ведомостей». В ней он предположил, что через 5–7 лет на рынке кибербезопасности в России останется не более шести крупных универсальных игроков, которые займут более половины рынка.
Почему так происходит?
🔸 Ранее компании покупали защиту от утечек, антивирусы и межсетевые экраны у разных поставщиков. Сейчас, из-за роста количества кибератак, они ищут не просто продукты, а гарантированную защиту и комплексные решения.
🔸 Но разработка новых решений требует значительных вложений — малые компании не могут позволить себе развивать несколько продуктовых направлений одновременно.
🔸 M&A-сделки выгодны как крупным игрокам, которые ускоряют вывод продуктов на рынок, так и стартапам, которые получают необходимые ресурсы для роста.
🔸 В России тренд на консолидацию дополнительно стимулируют повышением регуляторных требований.
Мы видим эффективность роста через M&A, и за последние три года закрыли семь сделок. Рынок тоже следует тренду: общее количество M&A-сделок в российском ИT-секторе выросло больше чем на треть в 2024 году — до 86 сделок.
Мы сделали очередной шаг в использовании искусственного интеллекта для развития наших продуктов. «Солар» расширяет сотрудничество с разработчиком решений для автоматизации бизнес-процессов ContentAI и переходим на OCR-технологию SDK ContentReader Engine.
Optical Character Recognition (OCR) автоматически распознает тексты в печатном виде, а также других файлах — в сканах, изображениях, вложениях писем. Технология помогает вовремя обнаружить чувствительную информацию и не допустить ее утечку.
«Солар» уже использует OCR SDK ContentReader Engine в DLP-системе Solar Dozor, предназначенной для предотвращения утечек данных. Благодаря внедрению умной технологии мы:
🔸 увеличили точность распознавания графической информации — до 98%, скорости обработки — до 135 файлов в секунду;
🔸 повысили производительность и скорость распознавания текста до 1 ТБ данных в сутки;
🔸 можем удалять шумы, мусор и корректировать изображения.
Теперь планируем использовать OCR-технологию от Content AI во всех проектах, включая прототипы в разработке. Она облегчает работу ИБ-специалистов и высвобождает ресурсы на стратегические задачи.
Наш IR-директор Екатерина Дубовицкая и директор центра противодействия кибератакам Solar JSOC Владимир Дрюков поговорили с Назаром Щетининым.
В выпуске успели обсудить самые горячие темы:
🔸 финансовые результаты «Солара» и потенциальное IPO;
🔸 российский и международный ИБ-рынок;
🔸 недавнюю волну кибератак и многое другое.
Смотреть выпуск
Всем приятного просмотра! Дополнительные вопросы можно задать под постом или на ir@rt-solar.ru
M&A — важная часть нашей стратегии развития портфеля решений. Мы продолжаем собирать лучшие разработки на рынке и в этот раз приобрели 90% Hexway. Компания создает решения для безопасной разработки ПО, которые позволяют выявить уязвимости на ранних этапах создания продукта или приложения. Это ускоряет выход ПО на рынок и снижает вероятность киберинцидентов в будущем.
О безопасной разработке
В 2024 году рынок ИТ-разработки в России вырос на 40% год к году. Вместе с тем 95% компаний-разработчиков используют открытый код – это сокращает затраты, но неизбежно создает дополнительные угрозы.
Решения для безопасной разработки – часть сегмента анализа, контроля и реагирование на угрозы, второго по величине сегмента рынка продуктов ИБ. По данным Б1, этот сегмент может достичь порядка 42 млрд руб. в 2025 году и продолжить рост со среднегодовыми темпами выше рынка ИБ, на уровне 14%, до порядка 79 млрд руб. к 2030 году.
Зачем нам сделка?
Вместе мы планируем выпустить комплексную платформу управления безопасностью приложений класса ASOC (Application Security Orchestration and Correlation), соответствующую международным стандартам. Так мы трансформируем разрозненные технологии сканирования и автоматизации в единый жизненный цикл разработки.
Абоненты все чаще сталкиваются с угрозами, которые раньше были только у бизнеса: фишинг, утечки данных, оформление кредитов без их участия. Это увеличивает спрос на B2C-решения — мы видим потенциал в этом рынке и развиваем линейку, которая закрывает ключевые потребности частных пользователей.
Недавно мы рассказывали об обновлении совместных продуктов «Ростелекома» и «Солара» для B2C. По концепции комплексной кибербезопасности мы объединили решения в единый сервис, который включает:
🔸 фильтр вредоносных сайтов;
🔸 блокировку спам-звонков;
🔸 определение вирусных ссылок;
🔸 управление безопасностью через личный кабинет.
Главное нововведение — мониторинг утечек данных и изменений в Бюро кредитных историй. Сервис проинформирует пользователя, если на его имя взяли кредит или были скомпрометированы адрес электронной почты и номер телефона.
Подробнее — в пресс-релизе.
Один из факторов успешной защиты от кибератаки — скорость реагирования. Счет идет на минуты. Любое промедление может привести к крупным финансовым и репутационным потерям.
Специально для предотвращения таких рисков мы запускаем гибкую подписку на мониторинг и реагирование от центра исследования киберугроз Solar 4RAYS. Благодаря доступу к инфраструктуре «Ростелекома», в центре собрана крупнейшая актуальная база знаний о киберугрозах — каждый день мы регистрируем около 200 млрд ИБ-событий.
Подписка поможет как крупным, так и небольшим компаниям заранее спланировать свой бюджет на кибербезопасность уже с учетом потенциальных угроз. «Солару» подписочная модель помогает наращивать долю рекуррентной выручки и выравнивать влияние сезонности.
Если инцидент не произойдет, подписку можно обменять на другие сервисы и услуги.
В подписку входит:
🔸 Выявление скомпрометированных ресурсов и каналов управления ими;
🔸 Изоляция хакера, выдворение его из инфраструктуры и удаление следов его инструментария;
Есть ли наши решения на зарубежных рынках? Будем ли мы расширять международное присутствие? Собрали ответы на главные вопросы о международном бизнесе в один пост.
Есть ли у «Солара» зарубежные клиенты?
Да, есть. Хотя мы считаем российский рынок приоритетным для бизнеса, мы активно расширяем клиентскую базу. Только в этом году подписали соглашения с:
🔸 двумя кубинскими IT-компаниями — ETI и ETECSA;
🔸 индийским инновационным ИБ-центром TechDefence Labs;
🔸 представителями организаций стран Азии и Африки — среди новых потенциальных партнеров свыше 10 организаций.
Также мы ежегодно проводим международный киберчемпионат. В этом году в нем приняли участие 117 команд из 26 стран.
Зачем международный бизнес, если российский рынок растет?
Это новый виток развития. Мы уже занимаем первое место среди сервис-провайдеров России, входим в топ-5 европейских и топ-15 мировых, и хотим расти дальше.
Кроме того, ИБ-рынок дружественных стран — перспективное направление. По итогам 2024 года он составил $22 млрд без учета России и Китая — это 12% от мирового ИБ рынка. Среднегодовой рост в 2022–2024 годах — 15%, выше среднемирового.