Часть 4. Как собирал команду
Я решил запустить стартап с разработки социальной сети. Хотел сделать MVP и привлечь первых пользователей-инвесторов. Затем получить инвестиции в проект и на эти деньги создать цербера. Дальше раскрутить машину: привлечь управляющих, добавить проекты. Сейчас я понимаю, что начинать с разработки социальной сети было стратегической ошибкой. Но тогда идея казалось хорошей.
В любом случае я нуждался в команде. Бюджета не было от слова совсем. Поэтому я искал кофаундера СТО за долю в проекте. Сначала были неудачные попытки: с кем-то не договорились по условиям, с кем-то начали пробный запуск и расстались в процессе работы. В общем найти подходящего CTO оказалось проблемой.
Я слышал байку, что найти хорошего СТО сложнее, чем жену. Второе не проверял. С первым согласен.
Мой десятимесячный опыт создания и развития стартапа. Рассказываю, что получилось хорошо, а что не очень. Показываю собственные ошибки и надеюсь уберечь читателей от их повторения.
В первой части я рассказал предысторию. Здесь расскажу, как формировалась и как модернизировалась идея.
Криптовалютный рынок был новым рынком, чего не скажешь о проблеме мошенничества. Главная болезнь мира ICO уже случалась с инвестиционным сообществом раньше. Это произошло в XVII веке: именно тогда появились первые акционерные компании, которые привлекали деньги для колонизации Америки. Частные инвесторы объединяли капиталы и вкладывали их в рисковые предприятия. Государственного регулирования не было. Зато была доходность. Поэтому кончилось все также — надутым пузырем слева и тотальным кидаловом справа.
После этого произошло две вещи: государства написали законы, а бизнес создал финансовые институты. Банки, инвестиционные фонды, брокерские компании — это все об этом. Идея финансовых институтов одна: собрать много капиталов в кучу и получить большой денежный оборот. Взять небольшую комиссию с этого оборота и за счет нее обеспечить оценку проектов и защиту от мошенничества.


Что обычно происходит
Я сижу, пью обеденный кофе и никого не трогаю. Неожиданно в мое личное пространство вторгается телефонный звонок. Я поднимаю трубку. Начинается диалог:
— Иван, здравствуйте! Меня зовут Василий Манимейкер, я представляю инвестиционную компанию *****. Хочу предложить вам структурный продукт с высокой доходностью и минимальными рисками. Скажите, пожалуйста, вы инвестируете?
Сейчас я просто сбрасываю звонок и отправляю номер в черный список. Но раньше я был тактичнее и отшивал собеседника мирно.
— Здравствуйте, Василий. Нет, не инвестирую. Поэтому спасибо, но неинтересно.
— Иван, подождите! Дело в том, что у нас есть уникальное предложение с валютной доходностью 100500%. Мы можем с вами встретиться, чтобы я подробно рассказал о нашей компании и об инвестиционных возможностях, которые мы предлагаем? Например, завтра после обеда вам будет удобно?
Простые рекомендации, которые сэкономят ваши время и деньги. Придерживайтесь их, даже если ваш брокер утверждает обратное.

Совет №1. Вложитесь в индексный фонд
Например, купите ETF на индекс S&P500 или NASDAQ Composite. Так вы избежите больших комиссий за инвестиционные продукты и обгоните большинство управляющих на десятилетней дистанции. Прочитайте про пари Уоррена Баффета и инвесторов Protégé Partners, чтобы понять всю комичность ситуации.
Совет №2. Не верьте сейлзам
Задача сейлза инвестиционной компании — забрать ваши деньги, снять комиссию и получить премию. Что будет дальше, ему глубоко наплевать. Также ему наплевать на то, получите вы обещанную доходность или потеряете капитал. Поэтому в любых обстоятельствах сейлз инвестиционной компании продает не то, что нужно вам, а то, что имеет высокую маржинальность. А высокую маржинальность имеют рискованные продукты с большой комиссией. Более того — иногда это токсичные инвестиционные активы, от которых инвестиционная компания хочет избавиться.
В общем есть такое предложение:
Могу устроить вебинар с действующим посевным венчурным фондом. Фонд управляет $50М и имеет в портфеле более сотни стартапов.
Тема вебинара — на ваш выбор. Можно устроить сессию вопросов и ответов в реальном времени. Можно задать вопросы заранее. Можно сделать доклад. Можно придумать какой-нибудь необычный формат. Короче говоря, предлагайте. Обсудим.
Длительность вебинара — полтора часа. В теории можно больше, но, думаю, не стоит — все устанут. Если понравится — лучше провести еще один вебинар.
Стоимость — либо бесплатно, либо за символическую цену, чтобы отсеять халявщиков.
Вопросы к вам:
Интересно или нет?
Если интересно, то что хотите узнать?
Какой формат привлекательнее?
Лучше проводить в будний день вечером или в выходные днем?
Жду ответов. Дальше по обстоятельствам. Спасибо за внимание :)
P.S. Просьба вывести на главную страницу.