20 декабря 2018 г., AVIADO.RU — Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) попросила президента Владимира Путина ускорить предоставление господдержки авиаторам в связи с подорожанием топлива. Правительство обещало решить вопрос к марту 2019 года, но в АЭВТ считают, что промедление приведет к росту цен на авиабилеты и сокращению числа перевозчиков. Однако в ФАС продолжают настаивать на адекватности роста цен на топливо, а в аппарате вице-премьера Дмитрия Козака считают введение «сплошного регулирования цен» на топливо неприемлемым.
АЭВТ (объединяет крупнейшие авиакомпании) 19 декабря попросила президента РФ ускорить предоставление «топливной» господдержки перевозчикам. В обращении, с которым ознакомился “Коммерсантъ”, АЭВТ утверждает, что с ноября 2015-го по ноябрь 2018 года средняя цена керосина росла втрое быстрее инфляции, а с 2017 года — в восемь раз: «В результате стоимость авиакеросина по национальному биржевому индексу ТС в октябре 2018 года была на 77,5% выше, чем в январе 2016 года (при инфляции за период 10,1%.— “Ъ”)». По итогам 2018 года операционный убыток отрасли составит 37–39 млрд руб., пишет АЭВТ.
Владимир Путин в сентябре поручил правительству к 1 марта 2019 года представить предложения по единовременной компенсации расходов перевозчиков, связанных с подорожанием топлива. Позже в Минтрансе говорили о выплате 22,5 млрд руб. В ноябре ассоциация также просила вице-премьера Максима Акимова поднять налоговый вычет из акциза на топливо, повысив его коэффициент с 2,08 до 3,5 (см. “Ъ” от 21 ноября), что обойдется бюджету в 24 млрд руб. в год. Пока решений нет, в Минтрансе в начале декабря говорили, что примут решение в начале 2019 года. В АЭВТ считают, что господдержку необходимо оказать немедленно, так как первый и четвертый кварталы традиционно самые убыточные для отрасли.
Авиаторы предсказуемо поддерживают позицию АЭВТ. Так, в Utair уверяют, что затраты на ГСМ — основная причина ухудшения финансовых результатов отрасли. «Необходимы системные инструменты поддержки отрасли — например, снижение акциза на топливо либо повышение возмещения акциза могло бы сократить негативный эффект от неконтролируемого роста цены»,— добавляют в S7. Но среди участников рынка есть и разногласия. Источник, близкий к «Аэрофлоту», согласен, что «было бы справедливо компенсировать авиакомпаниям потери, но главный вопрос — по какому принципу». По мнению собеседника “Ъ”, «целесообразнее всего» распределять деньги по количеству перевезенных пассажиров («Аэрофлот» — лидер отрасли по перевозкам). В Росавиации не ответили “Ъ”.